Описание педагогического опыта по теме: «Расширение словаря у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: теоретически обоснование и практическое подтверждение влияния лексических упражнений на развитие словаря детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта по теме:
«Расширение словаря у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»
1. Данные о носителе опыта.
- Ф.И.О.: Шипулина Оксана Владимировна
- Год рождения: 07.06.1977г.
- Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
- Должность: воспитатель
2. Актуальность.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.
На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина и другие.
Поиск путей разрешения данной проблемы определил цель работы по данной теме.
Цель: теоретически обоснование и практическое подтверждение влияния лексических упражнений на развитие словаря детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить уровень словарного запаса детей.
2. Проанализировать по данным литературных источников методики использования лексических упражнений при проведении занятий по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать и разработать методику использования лексических упражнений при проведении занятий по развитию словаря, разработать критерии, позволяющие определить эффективность данной методики.
4. Разработать и экспериментально проверить предложенную систему работы, обобщить полученные результаты.
Ожидаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками
Объектом исследования является процесс развития словаря детей 5-7 лет.
3. Описание основных методов и методик.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также средств и форм осуществления данной работы педагогами.
Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста. Реализация программы по словарной работе с детьми дошкольного возраста осуществляется через систему соответствующих занятий трех разновидностей:
- занятия, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.)
- занятия, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями),
- занятия, решающие задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.
Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.
Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д.), детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, что методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.
4.Новизна.
В своей деятельности используют современных образовательных технологий, которые позволяют интересно, без принуждения активизировать речь воспитанников.
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;(сегодня ИКТ начинают занимать свою нищу в воспитательном -образовательном пространстве ДО, компьютерные программы, интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)
- игровая технология «Лэпбук», где учебный материал оформлен в различные рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках и т.п.
5.Технологичность.
Содержание словарной работы определяется программой развития и воспитания детей. Дошкольники усваивают обществоведческий словарь (слова и словосочетания, обозначающие явления общественной жизни: «родная страна», «армия» и т.д.); природоведческий словарь (названия животных, растений, явления неживой природы); бытовой словарь (названия игрушек, мебели, одежды, помещений, частей тела и лица); эмоционально оценочный словарь (слова, обозначающие эмоции, чувства, переживания); лексику, связанную с математикой, физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством; лексику, необходимую для общения друг с другом, с взрослыми, для выражения собственных мыслей.
Основными источниками развития словаря являются:
- наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, играми детей и т.д.);
- общение со взрослыми и сверстниками;
- речь взрослых – дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, подражают всему, что слышат;
- художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.
В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Анализируя словарный состав детей дошкольного возраста, исследователи выделили наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей. Так, среди существительных в словаре преобладают слова, обозначающие людей; регулярно повторяются прилагательные со значением размера и цвета («большой», «маленький», «черный», «красный», «синий»). Важное место занимают местоименные прилагательные («такой», «который», «этот», «всякий», «каждый», «мой», «свой», «наш»); преобладают отрицательные оценки над положительными; активно употребляется сравнительная степень прилагательных.
Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.
Сущность словарной работы в детском саду заключается в том, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:
1) соотнесенности слова с предметом;
2) связи слова с определенным понятием;
3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка. Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.
Роль словарной работы в обучении родному языку дошкольников была раскрыта М.М. Кониной. Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, она писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей». Картинку она рассматривает как средство, способное вызвать у ребенка интерес к слову, являющийся необходимым условием развития связной речи, а затем можно подводить ребенка к активному использованию словарного запаса и без наглядных средств.
Существуют различные подходы к разработке технологии словарной работы с детьми дошкольного возраста. Среди них можно выделить накопительный подход, когда в процессе ознакомления с окружающим миром словарь детей обогащается, актуализируется и уточняется всеми возможными словами, из разных частей речи.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь связанно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.
При развитии лексических представлений от объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и наконец, они могут выполнить задание на составление рассказов с многочисленными словами, т.е. переносить усвоенные лексические навыки в связное высказывание.
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например, дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
Развивая лексические понятия в речевой работе с детьми после пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? ...шапку — ушанкой... цветок — подснежником?»).
Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать по смыслу.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.п.: или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).
Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетания и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значения. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова.
Многозначность слова показывается дошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния и т.д.)
Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий – составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте.
В процессе словарной работы я добивалась реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. в конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.
Я выделила две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизации словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы:
а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
6.Результативность.
Мной была разработана методическая подборка дидактических игр, направленных на развитие словаря детей данного возраста в соответствии с календарно-тематическим планом. Дидактические игры использовались как часть занятия.
На занятии решалась задача обогащения и активизации словаря. В начале создавались ситуации, в которых дети знакомились с новыми словами, затем закрепление этих слов осуществлялось в играх.
Некоторые занятия полностью состояли из одной или нескольких дидактических игр.
Применяю следующие виды игр с мячом:
1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.
2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).
3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога, маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.)
4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию).
5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.
Наиболее активно игры использовались после занятий, в самостоятельной деятельности детей.
7.Выводы.
В работе раскрыта проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью словесных игр. Проводя соответствующую работу по формированию связной речи, я направляла свое внимание не только на развитие и совершенствование речевого развития детей, но и на обогащение их представлений об окружающем, на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Этим создала основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью. В вопросах совершенствования связной речи в качестве основной задачи выступает не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования. Наряду с этим важно и обучение использованию в высказываниях сложных синтаксических конструкций, которое происходит за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых. В качестве основных показателей связности я формировала у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Мною была раскрыта проблема усвоения связной речи у детей старшего дошкольного возраста и выделены формы работы с помощью словесных игр.
По итогам проведенного исследования можно заключить, что проведенная мною работа говорит о том, что дидактические игры являются эффективным средством развития связной речи дошкольников. Цель и задачи достигнуты. Дети приобрели следующие умения и навыки:
1. Умение детей вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками.
2. Умение использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом.
3. Умение использовать сложные предложения разных видов.
4. Умение пользоваться речью для выражения своих чувств и эмоций.
8.Список литературы.
- Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 400 с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010. - 213 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
- Бородич А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006. - С. 49.
- Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006 - № 6. - с.62 - 76.
- Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2009. - С. 40.
- В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. - с.18-21
- Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
- Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы / О. Дьяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - С. 10-13.
- . Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2008. - 107 с.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
- Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.- М.: Издательство «Норма», 2008. - 106 с.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / А. В. Запорожец. - М.: Изд-во «Педагогика», 2006. - 516 с.
- Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. - С. 86.
- Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. - Томск : Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Короткова Э.П. - М.: Просвещение, 1982.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.:Педагогика, 1974. - 256с.
- Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.
- Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Рос. [и др.]; [под общ. ред. Г. В. Чиркиной.и др.]. - М.: Аркти, 2006. - 240 с.
- Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 3-5.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
- Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 240 с.
- Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т. Б. Филичева // Логопедия. - 2008. - №3. - С. 5-9.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2007. - 211 с.
- Чемортан, С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. / Чемортан, С.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...
Опыт работы "Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений"
В работе с детьми среднего дошкольного возраста проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющи...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений (из опыта работы)
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интел...
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений
Консультация содержит краткие рекомендации родителям о том, в какой последовательности нужно обучать ребенка умению ориентироваться в пространстве. А также предлагаются игры для формирования у детей у...