ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
материал на тему

Жук Ирина Михайловна

    (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.

    (2 слайд)Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль художественной литературы как источника духовно-нравственного развития детей.

    Необходимость создания данной системы работы определена сложившимся противоречием между:

• потребностью общества в создании условий свободного нравственного саморазвития личности каждого ребенка - и фактическим отсутствием системного и технологического решения данного вопроса в практике непосредственной работы с детьми старшего дошкольного возраста;

• потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ духовно-нравственного воспитания личности – и отсутствием готовых к использованию целостных систем духовно-нравственного воспитания для работы с дошкольниками;

   Новизна - разработка эффективной модели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализующей идеи нравственного воспитания через использование художественной литературы.

В процессе работы с детьми используются методики, признанные традиционными, а также, пользуясь всевозможными источниками, добавляются свои, корректируя традиционные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ  ДОШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.

    (2 слайд)Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль художественной литературы как источника духовно-нравственного развития детей.

    Необходимость создания данной системы работы определена сложившимся противоречием между:

• потребностью общества в создании условий свободного нравственного саморазвития личности каждого ребенка - и фактическим отсутствием системного и технологического решения данного вопроса в практике непосредственной работы с детьми старшего дошкольного возраста;

• потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ духовно-нравственного воспитания личности – и отсутствием готовых к использованию целостных систем духовно-нравственного воспитания для работы с дошкольниками;

   Новизна - разработка эффективной модели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализующей идеи нравственного воспитания через использование художественной литературы.

В процессе работы с детьми используются методики, признанные традиционными, а также, пользуясь всевозможными источниками, добавляются свои, корректируя традиционные.

(3-4 слайд)Традиционные методы: методы, используемые в представленном педагогическом опыте 

Основные методы и приёмы представлены на слайде, а также используются мною:

1. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по жанровому материалу, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов.

2. Взаимодействие с персонажем:

- подсказать, как себя вести;

- поиграть вместе с персонажем, помочь ему;

- объяснить правила поведения в определённой ситуации или игре.

3. Использование литературного художественного творчества в различных видах театра:

- кукольные спектакли;

- игры-инсценировки;

- игры-драматизации

- и т. п.

4. Дидактические и настольно-печатные игры на основе художественной литературы

5. Показ способов действий.

6. Заучивание наизусть по ролям с детьми жанровых произведений, сочинение сказок, загадок.

7. Использование литературного репертуара на музыкальных занятиях.

8. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах

- на занятиях;

- во время режимных моментов;

- во время наблюдений;

- на прогулках;

- в играх;

10. Использование русских народных подвижных игр.

11. Упражнения в проговаривании, звукоподражании, имитация действий.

(5 -6 слайд)Педагогическая концепция.

Нравственное воспитание дошкольника остается наиболее значимой проблемой в решении воспитательных задач. Процесс воспитания нравственных качеств должен носить воспитывающий характер, связывать знания с деятельностной позицией, с тем, чтобы у ребёнка сформировалась мотивационная потребность в совершении нравственных поступков.

В связи с этим, процесс обучения и воспитания строится по следующим этапам:

• Этап ясности: изложение, выделение материала и углубленное его рассмотрение.

• Этап ассоциации: понимание требований, связь нового материала с прошлыми знаниями.

• Этап обобщения и систематизации: обнаружение выводов, формулировка понятий.

• Этап осознания и применения: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

Этапы работы с детьми:

1. Познавательно-мотивационный этап: приобретение детьми базисных знаний о нравственности через жанровые элементы литературных произведений.

2. Эмоционально-оценочный этап: формирование у детей личного отношения к категориям нравственности на доступном по возрасту уровне.

3. Деятельностный этап: введение ребёнка в круг воображаемых обстоятельств, мысленное содействие героям фольклорного произведения, эмоциональное переживание новых для него чувств.

   (Слайд  с 7 по 18)Я хочу вам представить небольшую презентацию непосредственно  образовательной деятельности,  которая проводилась в рамках 3 этапа. Тема образовательной деятельности «Путешествие по сказкам», тип занятия  закрепление ранее приобретенных знаний, вид интегрированный. Вводная часть образовательной деятельности началось с психологического настроя. Дети вспомнили отличительные особенности русских народных и авторских сказок, через дидактическую игру «Собери сказку» закрепляли  знания русских народных сказок.  В ходе основного этапа используя настольный театр вспомнили сказку «У страха глаза велики», с помощью упражнения «Как испугался герой» дети передавали эмоциональный настрой персонажей сказки, что позволило детям с лёгкостью определить черты характера героев сказки, подобрали пословицы о трусости и страхи  и объясняли их смысл.  Использование игрового момента (звук ёжика)  и вхождение в образовательную деятельность персонажей сказки Владимира Сутеева «Палочка выручалочка»  помогло детям отразить характерные черты героев сказки (трусость, смелость, находчивость, доброта, отзывчивость, глупость). Главным итогом данной беседы было то, что не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках доброго, умного и справедливого человека. Проведение физкультурной минутки «Палочка выручалочка» помогла  изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение образовательной деятельности.  Третий этап работы  включал в себя продуктивный вид деятельности (лепка героев сказки ёжика и зайца).  Перед тем как приступить к работе  дети разделились на пары. Этапы лепки дети могли проследить через модели помощники.  В ходе работы ребята рассказывали о приёмах применяемых ими в процессе лепки.  В заключении ребята анализировали результат   своего труда,  и было принято решение подарить сюжетные работы детям средней группы для знакомства со сказкой Владимира Сутеева «Палочка выручалочка», что создало положительный эмоциональный настрой.

(Слайд18-21) ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Очень важное место в нравственном воспитании детей отводится созданию предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда предусматривает организацию в группе зоны, которая содержит материал, как для учебной, так и для самостоятельной деятельности детей в рамках нравственного воспитания. Этот материал включает в себя:

• Настольно-печатные игры

• Познавательную и художественную литературу

• Подбор наглядно- иллюстративного материала

• Библиотека книг, журналов, статей, подборка аудиозаписей на нравственную тематику.

Педагогические принципы работы по формированию нравственных качеств:

• принцип  взаимосвязи нравственного, интеллектуального, речевого, познавательного и эмоционального развития;

• принцип  деятельностного подхода;

• принцип  обогащения мотивов нравственных поступков в процессе обучения;

• принцип  обеспечения условий для практического применения нравственного опыта (создание ситуаций, обогащение развивающей среды);

• принцип  сотрудничества педагогов и родителей;

• принцип  интеграции всей педагогической работы с детьми

(слайд22)РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ

Сентябрь 2012

Высокий 0%

Средний 25%

Низкий 75%

Май 2013

Высокий 31%

Средний 42%

Низкий 37%

Сентябрь 2013

Высокий 31%

Средний 44%

Низкий 25%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"

Литературный обзор состояния вопроса.   2. История темы педагогического опыта в педагогике.  3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...

Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

Обобщение педагогического опыта по теме"Социализация личности посредством формирования нравственных норм поведения"

Обобщение опыта работы, направленной на привитие навыков культуры общения и поведения...

Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»

Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»            Дошкольному возраст...

Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисов...