Описание педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников способами нетрадиционных техник рисования"
материал

Ирина Владимировна Шишанова

Описание педагогического опыта  на тему "Развитие творческих способностей дошкольников способами нетрадиционных техник рисования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка

по обобщению инновационного педагогического опыта

воспитателя структурного подразделения «Детский сад №13

 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Шишановой Ирины Владимировны

Введение.

1.Тема: педагогического опыта: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»».

Сведения об авторе: Шишанова Ирина Владимировна. Работаю в системе образования с 2014 года. Закончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева в 2013 году по специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия». Общий стаж педагогической работы 10 лет, в структурном подразделении «Детский сад №13 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района – 8 лет.

3.Акутальность. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити и ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» В.А.Сухомлинский.

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, занятие творческой деятельностью является одним из самых интересных видов детской деятельности. Ребенок выражает в творчестве свои впечатления об окружающем его мире, создаёт условия для развития фантазии, воображения, имеет неоценимое значение для всестороннего развития, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Актуальность моего опыта заключается в том что, современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности. Традиционные способы не всегда приводят к желаемому результату. Поэтому целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с использованием нетрадиционных техник. Занятия рисованием нетрадиционными способами смогут дать те необходимые знания детям, которые нужны для полноценного развития ребенка, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, понимал себя и других людей, выражал оригинальные идеи и фантазии, и стал счастливым человеком.

4. Основная идея:  Использование нетрадиционных техник рисования является необходимым условием развития художественно – творческих способностей дошкольника, подразумевает работу с детьми, имеющими как повышенную, так и  низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно– творческого развития.

Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальной подход к детям, учитывать их интерес и желание. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.  

5.Теоретическая база: 

Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Л.С.Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили её исследования Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка.

Развитие творческих способностей у дошкольников совершается в процессе воспитания и обучения. К важнейшим педагогическим процессам и условиям развития творческих способностей исследователи относят:

- отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно – воспитательного процесса;

- игра как обязательная составляющая личностного становления;

- материальные средства (игрушки, объекты и явления природы);

- предметно – развивающая среда;

- включение ребенка в доступные ему виды деятельности.

Современные исследователи Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят четкие яркие эмоциональные впечатления.

Применения нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребенка в своих силах, создает эмоционально – положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

6.Новизна: Нетрадиционные техники рисования имеют инновационный характер. В системе своего опыта я  использую нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет моих воспитанников своей непредсказуемостью.

Технология опыта.

Дошкольное детство – это важный период в жизни каждого ребенка. Разностороннее развитие дошкольника будет более успешным, если он включается в разнообразную детскую деятельность, где он может реализовать свои потенциальные возможности и проявить творчество.

Занятия в детском саду в большинстве случаев сводятся к стандартному набору художественных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Этого недостаточно для развития творческих способностей нового поколения дошкольников. Современным детям нужно что -  то новое, интересное и необычное. Именно поэтому я выбрала тему «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования».

На первом этапе мной была подобрана необходимая методическая литература, были проанализированы авторские разработки, связанные с нетрадиционными техниками рисования в детском саду, а также передовой опыт работы с детьми в этом направлении. Я выделила для себя ряд интересных идей и методик, которые в дальнейшем применила в работе с детьми. Большое внимание  уделила организации предметно – развивающей среды.

В своей группе я создала уголок «Страна красок», где есть все как для традиционного творчества (альбомы, гуашь, акварель, карандаши, трафареты, пластилин, цветная и белая бумага, раскраски), так и для нетрадиционного рисования (различные трубочки, ватные палочки и диски, пробки от бутылок, палочки от мороженного, поролоновые губки, фольга, природный материал и многое другое).

Все материалы находятся в свободном доступе. Это дает возможность детям использовать их в любое время, когда возникает потребность и желание рисовать.

Я провела анкетирование среди родителей воспитанников своей группы и пришла к выводу, что родители заинтересованы в развитии умений, навыков и знаний в изобразительной деятельности детей.

В дальнейшем  разработала перспективный план работы с детьми  в соответствии с календарно – тематическим планированием детского сада. Мной были подобраны комплексы игр и упражнений пальчиковой гимнастики, загадки, стихи, физминутки для использования на занятиях по нетрадиционным техникам рисования.

На втором этапе я ввела в воспитательно–образовательную работу с детьми новые формы и методы художественно–продуктивной деятельности.  Из всего множества нетрадиционных техник рисования  выбрала те, которые интересны и приемлемы для моих воспитанников. Обучая детей различным техникам рисования, я, шаг за шагом, от простого к сложному, учила детей данному направлению в игровой форме.

Самая первая техника, с которой я познакомила своих дошколят -  это рисование пальчиками. Затем мы перешли к рисованию ладошкой. Далее  стали использовать способы рисования ватными палочками, рисование отпечатками листьев,  мятой бумагой, рисование печатками из овощей , пробками, рисование с помощью коктейльных трубочек.  Детям очень понравилось рисовать отпечатками листьев, семян ясеня и веточками деревьев. Техника рисования печатками позволяет многократно изображать один и тот же предмет, при этом дети составляют из отпечатков различные композиции. Например, украсить открытку для мамы. Технику рисования тычком жесткой полусухой кистью мы использовали тогда, когда нужно нарисовать что–то «пушистое» и «колючее».

Обучая детей различным видам техник нетрадиционного рисования, я придерживаюсь следующих принципов:

- принцип наглядности;

- принцип доступности материала;

- принцип от простого к сложному;

- принцип повторности;

- принцип научности.

         Для  ознакомления  детей с нетрадиционными техниками рисования я использую такие формы работы как: занятия, беседы, путешествие по сказкам, выставки рисунков, конкурсы и др. Использование коллективного творчества как формы работы с детьми позволяет каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, общаться и учат взаимопомощи и взаимовыручке.

В своей деятельности большое внимание уделяю индивидуальной работе, учитываю желание и интерес ребенка заниматься определенным видом деятельности. Учу сочетать  различные техники  нетрадиционного рисования, самостоятельно определять способы, замысел и формы его выражения, понимать смысл своей работы, ощущать радость и удовольствие от творчества.

В работе с детьми стараюсь создавать ситуации новизны, поисковые ситуации которые заставляют детей придумывать, догадываться и пробовать новые способы и материалы изображения.

Главными помощниками в моей работе по ознакомлению детей  с  нетрадиционными техниками рисования стали родители моих воспитанников. Я стараюсь привлечь родителей к делам группы, провожу беседы, открытые мероприятия, где показываю результаты детской деятельности: поделки, рисунки. В план работы с родителями  включила ряд консультаций и рекомендаций. Разработала памятки для родителей и полезные советы по своему направлению работы. Чтобы увлечь родителей нетрадиционными техниками рисования предлагаю совместно с детьми придумывать работы на определенную тематику, где бы использовались нестандартные материалы и способы. Затем мы устаиваем выставки поделок и рисунков как в своей группе, так и в детском саду.

Третьим этапом работы стало проведение диагностики и анализ результатов.  Я пришла к выводу, что проведенная мною работа по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования с использованием нетрадиционных материалов способствуют формированию в детях уверенности в себе, своих силах и способностях. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, овладеть графическими, техническими навыками и умениями, развивать цветовое восприятие, представления и композиционные умения. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным творчеством, способны творить чудеса.

 

        Результативность опыта.

       Диагностические данные показали, что у большинства детей, благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования, повысился уровень развития (младшая группа с 24% до 50%), (средняя группа с 52% до 71%).

В результате деятельности, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Положительным результатом своей работы считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним  новые возможности изобразительной деятельности. Нельзя не отметить то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Список литературы.

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для  

занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.

  1. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с  

детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.

3.        Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.

4.        Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.

5.        Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. –

          32 с.

6.        Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004.  

         – 96 с.

      И. о. Заведующая структурного подразделения

       «Детский сад №13 комбинированного вида»                            /Л. Н. Миронова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития....

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....

Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования"

Условия возникновения опыта«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...

Презентация опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

Развитие творческих способностейдошкольников средствами нетрадиционной техники рисования...

План работы с родителями на 2024 – 2025 учебный год средней группы по теме Развитие творческих способностей дошкольников способами нетрадиционных техник рисования

План работы с родителями на 2024 – 2025 учебный год средней группы по теме  Развитие творческих способностей дошкольников способами нетрадиционных техник рисования...