Описание педагогического опыта по теме «Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста» для конкурса "Педагог года -2021"
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)
Вся моя работа посвящена актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность опыта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста» | 195.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Воспитатель года - 2021»
Собственный педагогический опыт воспитателя
Хлыстова Елена Николаевна
Тема: «Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста»
Идея опыта: Сформировать у детей представления о правилах пожарной безопасности.
Структура описания собственного педагогического опыта
- Условия формирования опыта
- Теоретическая база опыта
- Актуальность и перспективность опыта
- Новизна опыта
- Адресность опыта
- Трудоемкость опыта
- Технология опыта
- Результативность опыта
- Приложения
2. Условия формирования опыта
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я пойму.
Позволь мне сделать самому, и я научусь
Конфуций
Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья 25, «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой». Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью
распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
3. Теоретическая база опыта
В настоящее время для реализации этих задач в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных программ развития и воспитания детей. Анализ программных документов показывает, что в них выдвигается требование формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это. Авторы программы по которой работает наше дошкольное учреждение, предлагают следующие направления работы по реализации данной задачи: о безопасном поведении в природе, о безопасности на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности. Одним из направлений является – формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами. Необходимо отметить, что эти задачи находятся в разных разделах; представленные формулировки не отражают всех компонентов безопасного поведения ребенка, разработанное содержание предлагается только в старшем дошкольном возрасте. Исходя из противоречия между необходимостью обучения детей правилам безопасности при пожаре и недостатком соответствующих возрасту разработок по данной теме, в нашем дошкольном учреждении был разработан творческий план работы в данном направлении.
Цель которого – формировать у детей представления о пожарной безопасности
Формирование представления о пожарной безопасности детей дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- отборе доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установлении последовательности его освоения;
- применении поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;
- осознании педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении и её осуществлении в тесном сотрудничестве.
Психологи и социологи пришли к выводу, что даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают об его опасности. Поэтому главная цель работы с родителями – объяснить необходимость занятий с детьми по пожарной безопасности дома, а также давать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.
4. Актуальность и перспективность опыта.
Вся моя работа посвящена актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность опыта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Опыт позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.
Основной причиной пожаров с гибелью детей явилось нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования.
5. Новизна опыта.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления дома и на улице во всех видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.
Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения в быту.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
1. Принцип интеграции развивающего содержания: применение в ходе взаимодействия субъектов проектной деятельности таких форм и видов работы, которые позволяют в комплексе обеспечить развитие различных интегративных качеств личности дошкольников, одновременно реализуя развивающие задачи таких образовательных областей как «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение».
2.Индивидуально-дифференцированный подход: учёт в процессе деятельности по актуальному вопросу индивидуальных особенностей детей, в частности уровня представлений о способах пожаробезопасного поведения в быту, природе, в детском саду.
3.Принцип системности: непрерывность запланированной деятельности вместе с рациональным сочетанием различных мероприятий, логическая и тематическая связь различных видов деятельности.
4.Принцип рефлексии: предусматривает анализ результатов запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы педагога и недоработок; корректировка деятельности в актуальном аспекте в зависимости от полученных результатов.
5. Принцип полноты: содержание реализуется через все разделы программы.
6. Принцип доступности содержания детям.
7. Принцип возрастной адресованности
6. Адресность опыта.
Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, имеющих разный уровень педагогической подготовки.
Разработанный педагогический опыт можно реализовывать с детьми от 3 до 7 лет, как на непосредственно образовательной деятельности, так и при взаимодействии с взрослыми, другими детьми, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов.
Так же материал может быть использован родителями для развития компетентности в области безопасного поведения дошкольников.
7. Трудоемкость опыта.
Работа над опытом охватывает период с сентября 2019 года по декабрь2020, который разделен на несколько этапов: начальный (предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности представлений у дошкольников правил пожарной безопасности), формирующий (внедрение экологических игр в деятельность дошкольников), заключительный (диагностика доказала успешность выбранных методов и форм для решения обозначенной педагогической проблемы).
8. Технология опыта.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики в формировании представлений о пожарной безопасности дошкольников.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе
- знакомить с назначением и правилами пользования бытовыми электроприборами;
- воспитывать наблюдательность, интерес к природе, бережное отношение к ней.
- знакомить с правилами поведения в природе;
совершенствовать умения пользования телефон для экстренного вызова;
- воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения живым существам;
- формировать у детей знания о понятиях «съедобное», «несъедобное», «можно-нельзя», «опасно» и т.д;
- создавать в окружении ребенка безопасную среду;
- активизировать представления детей о работе сцецслужб.
- формировать у детей представления о неживой природе;
-развивать умение обращаться за помощью к взрослым;
-развивать наблюдательность и умение быстро реагировать в экстренной ситуации
Для успешного решения задач по формированию у детей основ пожарной безопасности были выделены следующие направления деятельности: взаимодействие с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников.
Предполагаемый результат: формирование пожарной компетентности у детей дошкольного возраста.
Достижению поставленной цели способствовало:
- Изучение методики обучения по формированию пожарной безопасности у детей.
- Знакомство с методической литературой, имеющейся в детском саду по данной теме.
- Анализ статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребѐнок в детском саду», «Дошкольное образование».
- Пополнение личной методической библиотеки литературой по развитию у дошкольников представлений о пожарной безопасности.
- Подбор дидактических и развивающих игр по данной проблеме.
- Изучение опытов коллег через Интернет сайт по проблеме пожарной компетентности.
- Разработка конспектов развивающих занятий, использование разных методов, приѐмов, форм работы, которые способствовали развитию представлений у детей о пожарной безопасности.
Надо или нет учить детей распознавать опасные ситуации, уметь защищать себя? В последнее время это уже не вызывает сомнений. Дети – самая незащищенная часть населения. Они чаще всего страдают из-за собственной беспечности и неосмотрительности.
Обучение детей правилам осторожного обращения с огнем в нашем дошкольном учреждении рассматривается как составная часть общей воспитательно – образовательной работы, при этом тесно связывая процесс обучения с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей. Что позволяет составлять и решать задачи относительно системы «Опасность – причина – последствия».
Дошкольникам необходимо представить следующее:
• Опасность пожара – от чего ожидать беды, что грозит самому, окружающим, природе, животному миру.
• Причина – от чего случилась или произошла беда, что способствовало реализации опасности.
• Последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.
Проводя такую работу, необходимо учитывать возрастные особенности и психо – физические качества каждого ребенка. На восприятие материала влияет не только его «интересность», но и сама личность воспитателя, манера его речи, поведение, настроение. Рассказывая дошкольникам об опасности пожара, воспитателю очень важно выбрать интонацию, тактику. Наихудшая тактика – это тактика устрашения. Нельзя на занятии выложить детям тревожные цифры и страшные факты. Поскольку дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко могут развиться невротические состояния, последствия которых будут проявляться даже во взрослой жизни. Психологи считают: чем серьёзнее тема обсуждения, тем спокойнее должен быть тон воспитателя
Знакомство с правилами обращения с огнем продолжается во всех видах деятельности. Фрагменты, связанные с безопасным поведением, включаются в занятия по ознакомлению с окружающим (знакомство с профессиями спасателей, пожарных, чтение художественной литературы, конструированию, изо деятельности. При организации викторин особое внимание необходимо обращать на точность формулировок вопросов. Викторина, как форма игры имеет особую привлекательность для дошколят, давая детям шанс для самовыражения. Также в целях готовности детей к действиям во время пожара целесообразно проводить разнообразные конкурсы по данной тематике. Это могут быть конкурсы рисунков, стихотворные, музыкальные или спортивные развлечения. Подобные мероприятия в нашем дошкольном учреждении проводятся совместно с ОГПН и родителями, что также привлекает внимание детей. Целью таких мероприятий было ознакомление ребят с основами противопожарной безопасности и службы спасения «01». Организуя совместные развлечения, необходимо учитывать ряд моментов:
• Мотивация детей на участие в данном конкурсе. Должен соблюдаться принцип добровольности;
• Привлекательный приз;
• Интересная формулировка названия конкурса;
• Состав жюри, куда должны входить и дети, не принимающие участия в конкурсе.
Таким образом, конкурс можно рассматривать как один из элементов формирования у детей мышления о безопасной жизнедеятельности, способствующего предвидению потенциальной опасности, безопасному поведению в повседневной жизни, бережному отношению к себе и окружающим, грамотным действиям при пожароопасной ситуации.
Большое внимание в своей работе наш детский сад уделяет ролевым, дидактическим играм, играм – драматизациям, игровым проблемным ситуациям, игровому моделированию, игровым персонажам. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяющая ему связывать и автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью. Поэтому игра является неотъемлемым атрибутом учебной и воспитательной деятельности растущего человека. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного воспитателем сюжета игры, а также материал для подготовки к действиям в данной роли. В ходе игры детям наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как себя вести, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем.
Решение и составление задач позволяет дошкольникам и воспитателю анализировать различные ситуации, прогнозировать последствия, принимать самостоятельно реальные благоприятные решения. Полезно давать такие задания на дом, где дети советуются с родителями, членами семьи. Это позволит находить общие интересы в общении с родителями, привлечет внимание взрослых к проблемам пожарной безопасности.
Также в нашем дошкольном учреждении был разработан блок познавательных занятий на противопожарную тему, при составлении которых учитывались следующие дидактические методы: доступность, систематичность, последовательность от простого к сложному, от частного к общему. По форме и используемым методам и приемам занятия не похожи одно на другое. Основными методами в выборе методов служат познавательные возможности детей, степень сложности материала или заданий.
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «… большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации.
Одновременно проводится работу с родителями: организация консультаций, на которых объясняется, что нужно рассказывать и показывать детям, как закреплять правила пожарной безопасности. Оформление стендов на противопожарную тематику. В течении учебного года для родителей организуются всеобучи. На этих встречах особый акцент делается на профилактику пожаров из-за детской шалости с огнем и проведение разъяснительной работы о недопустимости оставления детей без присмотра, организация безопасный праздничных мероприятий в период новогодних торжеств.
Формирование у детей представления о пожарной безопасности, на мой взгляд, следует рассматривать, прежде всего, как развитие числе и противопожарной. Поэтому в своей работе большое внимание уделяем художественной литературе, в ознакомлении с которой дети на пример литературных персонажей безопасности за собственной жизнедеятельностью.
9. Результативность опыта.
Опытно – экспериментальная работа проводится в НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко». Нами была проведена диагностика Формирование у детей представления о пожарной безопасности.
Хлыстова Елена Николаевна НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....
Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»
В данной презентации описывается обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...
Консультация на тему: «Формирование основ краеведения у детей дошкольного возраста»
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений...
Родительское собрание на тему «Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме пожарной безопасности.Задачи:Расширение кругозора родителей по правилам противопожарной безопасности.Привлечение внимания родителей к необходимости проводи...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...
Обобщение опыта на тему: «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционные форм рисования»
Обобщение опытом по теме: Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционные форм рисования....