Наставничество как форма методической работы с молодыми специалистами (из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)
статья
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы ДОУ № 4 "Сказка" по организации наставничества в дошкольной организации. Может быть полезна старшим воспитателям, методистам ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 22.28 КБ |
nastavnichestvo_plan.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество как форма методической работы
с молодыми специалистами
(из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)
Федотова И.В.,
старший воспитатель
ДОУ № 4 «Сказка»
В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию был утвержден национальный проект «Образование» (протокол от 03.09.2018 №10). Одним из основных направлений развития системы образования является подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации.
Система дошкольного образования, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет определенные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации. Следовательно, задачи, указанные в национальном проекте актуальны и для дошкольного образования.
Качество образования подрастающего поколения напрямую зависит от квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к реализации своего потенциала в современной системе образования дошкольника.
Именно поэтому в ДОУ № 4 «Сказка» сделан акцент на эффективную работу, профессиональное становление и создание условий, побуждающих молодого педагога к деятельности. Начинающие педагоги имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И наша задача, как администрации ДОУ № 4 «Сказка», – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе.
В ДОУ № 4 «Сказка» сложилась система взаимодействия с молодыми кадрами. В своей работе стараемся использовать такие формы и методы, которые помогают дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышению его профессиональной компетентности. Одной из таких форм является осуществление практики наставничества. Уже много лет в ДОУ № 4 «Сказка» работает «Педагогическая мастерская» (положение о Педагогической мастерской муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (ДОУ № 4 «Сказка») (новая редакция), утвержденное приказом от 25.01.2017 № 01-06/10).
Цель «Педагогической мастерской» - оказание педагогам методической поддержки, стимулирования роста профессионального мастерства, творческого потенциала начинающих (малоопытных) педагогических работников. Главная задача – помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, воспитанниками, а также их родителями (законными представителями)).
Основными принципами движения наставничества являются:
- открытость;
- компетентность;
- соблюдение норм профессиональной этики.
Наставником является опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Главной проблемой реализации системы наставничества в дошкольной образовательной организации, с которой столкнулось руководство ДОУ № 4 «Сказка», стал недостаточный уровень мотивационной готовности опытных педагогов к наставнической деятельности. Реализация функции наставничества требует достаточно серьезных вложений – временных, моральных, эмоциональных и других. Как правило, одного морального стимулирования для мотивации деятельности наставников оказывалось недостаточно. Решением проблемы послужило введение эффективного контракта и рейтинговой системы оценки деятельности наставников, предусматривающие материальное стимулирование. Суть данной системы заключается в том, что эффективность деятельности наставника оценивается по достижениям профессиональной педагогической деятельности молодых педагогов, закрепленных за своими наставниками. Это гарантирует педагогам-наставникам стимулирующие выплаты в течение всего учебного года и является очень хорошим стимулом.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с анкетирования и собеседования, где педагог указывает свои трудности, проблемы в работе. Условно молодых специалистов можно разделить на 2 группы:
- молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
- начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю).
По итогам анкетирования и собеседований определяем основные задачи деятельности и совместный план работы начинающего педагога с наставником (приложение 1). Также подбираем формы работы.
Наиболее продуктивными формами работы для молодого специалиста являются наблюдения педагогического процесса у опытных педагогов, взаимопосещения, просмотры открытых мероприятий, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом.
Одна из форм деятельности с молодыми педагогами, которая помогает достичь наибольших результатов - мастер-класс. Основная цель мастер-класса – передача педагогического опыта и авторских находок.
Используем такие формы работы, как семинары и семинары-практикумы. Семинары помогают повысить теоретическую подготовку молодых педагогов. Обычно их проводят воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме. Семинары - практикумы, направлены на повышение уровня практического опыта молодого специалиста, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с воспитанниками. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.
С целью стимулирования творческих проявлений молодых педагогов в ДОУ № 4 «Сказка» проводятся конкурсы методических разработок (конкурс «Лучшая дидактическая игра по патриотическому воспитанию», «Лучшее методическое пособие, изготовленное руками родителей» и др.), смотры (смотр рукописных книг по патриотическому воспитанию; смотр-конкурс центров патриотического воспитания «Растим патриотов вместе», «ПДД» и др.), творческие конкурсы, разнообразные выставки детского творчества и т. д. Молодые воспитатели постоянно привлекаются к участию в работе дошкольной образовательной организации. Такие формы работы позволяют молодым специалистам учиться самим и непосредственно перенимать опыт у профессионалов.
Разнообразные формы деятельности с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с воспитанниками и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
В методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов очень важна система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Таким образом, использование системного подхода в работе с молодыми и малоопытными педагогами позволяет им быстро адаптироваться к работе в дошкольной образовательной организации, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Примерный план работы по наставничеству
в ДОУ № 4 «Сказка»
Дата проведения | Тема | Вопросы для обсуждения | Форма проведения | Отметка о выполнении |
сентябрь | Изучение нормативно-правовой базы | Изучение «Закона об образовании в РФ», ФГОС ДО | Консультирование | |
Оказание помощи по организации качественной работы с документацией | Изучение ООП, АООП, годового плана работы. Ознакомление со структурой рабочей программы, перспективного и календарного планирования образовательной деятельности. | |||
Выбор методической темы самообразования и составление плана работы | Выбор темы и направление работы. Подборка методической литературы на учебный год | |||
октябрь | Помощь в составлении перспективного и календарного планирования | Структура календарного планирования образовательного процесса | Консультирование. | |
Имидж педагога | Педагогическая этика, риторика, культура поведения | |||
Консультиро-вание. Обмен опытом. Взаимопосещение | ||||
ноябрь | Инструктаж по организации работы с родителями и ведение документации. | Рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний | Консультирование. Взаимопосещение | |
Секреты мастерства. Как провести эффективно утренник. | Общие вопросы методики проведения празднечных мероприятий с воспитанниками и их родителями | Консультиро-вание по предупреждению возможных ошибок. Обмен опытом. Взаимопосещение | ||
Самоанализ ОД | Обучение технологии проведения самоанализа, педагогической рефлексии | |||
декабрь | Планирование и проведение образовательной деятельности | Методика проведения образовательной деятельности. Анализ занятий, определение эффективных форм и методов в соответствии с возрастом детей и видом деятельности. | Открытые просмотры педагогов-наставников | |
Создание развивающей предметно-пространственной среды | Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, наполняемость центров активности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников | Консультиро-вание. Смотры | ||
январь | Знакомство с современными образовательными технологиями в образовательном процессе. | Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе. | Посещение городского конкура «Педагог года - 2020». Просмотр открытых мероприятий | |
февраль | Планирование и проведение образовательной деятельности | Методика проведения образовательной деятельности | Посещение «Недели педмастерства». Открытые просмотры у опытных педагогов | |
Портфолио достижений педагога | Общие положения портфолио педагога. Структура содержания и порядок ведения портфолио. Оценивание материалов портфолио | Консультирование | ||
март | Планирование и проведение образовательной деятельности | Методика проведения образовательной деятельности | Открытые просмотры у молодого педагога | |
Создание развивающей предметно-пространственной среды | Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды | Посещение городского конкурса «Группа года». Консультирование | ||
апрель | Система мониторинга в ДОУ | Ознакомление с системой мониторинга детского индивидуального развития | Консультирование | |
май | Самообразование воспитателя | Изученный методический материал, перспектива дальнейшей деятельности по самообразованию | Собеседование | |
Итоги первого года наставничества | Составление плана взаимодействия наставника с молодым специалистом на следующий учебный год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам
Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...
Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"
Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...
Методическое сопровождение молодых специалистов ДОУ
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...
Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ
Наставничество — это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога...
Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ Финансовая грамотность
Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУФинансовая грамотность...
наставничество. анкетирование и промежуточное анкетирование молодого специалиста и наставника
Дигностика молодых специалистов и наставников, первоначальная промежуточная...
"Наставничество как основа профессионального развития молодых специалистов ДОО"
Выступление на научно-практической он-лайн конференции "Развивающее пространство Инновационной площадки ВОО "Воспиттаели России" "Мир ребёнка: семья, детский сад, школа, социум&quo...