Проведение индивидуального маршрута методического сопровождения молодого специалиста. Опыт работы по наставничеству.
консультация

Шумова Елена Ивановна

Для партфолио

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение индивидуального маршрута методического сопровождения молодого специалиста. Опыт работы по наставничеству.

Отчет о проведении индивидуального маршрута методического сопровождения молодого специалиста Рассохи П.Д. (количество встреч в этом учебном году имеет периодичнось 2 раза в месяц -7, 2023-2024-учебный год )

Я, воспитатель детского сада, стаж работы по специальности - 25 лет. За время работы в детском саду я была наставником у многих молодых специалистов.  

Педагогическийсостав нашего дошкольного учреждения стремительно «молодеет». Молодых воспитателей в последнее время приходит очень мало, да и с педагогическим образованием практически нет. Нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется невыполнимым. Они не знают, как составлять план, как организовать воспитательно- образовательный процесс. Начинающие воспитатели, в первый год своей работы чувствуют большую нагрузку, теряются, не знают с чего начинать.

Поэтому небольшая группа наставников конечно же приходит на помощь и берут под свое крыло молодого специалиста, помогают пройти адаптационный период, готовы подсказать, научить, направить. и конечно же полюбить свою работу, полюбить детей.

Что же включает в себя понятие наставничество?

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.

Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельно

Наставничество – это постоянное общение, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять всю организацию воспитательно- образовательного процесса.

Главное - чтоб молодой специалист был готов к совместной работе. А я как наставник всегда готова помочь и прийти на помощь,поделиться опытом, поучавствовать в совместных мероприятиях, показать результаты своей работы.

Самое результатиная работа наставника - это индивидуальное наставничество, непосредственный контакт с молодым специалистом. Совместное участие в конкурсах, вебинарах, посещение методобъединений.

В нашем детском саду проводятся открытые показы образовательной

деятельности наставниками, где педагоги-наставники делятся с молодыми

специалистами своим богатым опытом традиционных и инновационных форм и

методов работы.        

Так молодые педагоги накапливают свою методическую базу,

совершенствуясь в профессиональном развитии.

Молодые воспитатели посещают педагогические советы, семинары

практикумы, мастер-классы и другие мероприятия, которые проводятся в ДОУ.

Целью моей работы в качестве наставника стало :

непрерывное совершенствование творческого потенциала и поддержка молодого специалиста.

Задачи:

Научить молодого педагога составлять документацию ДОО и реализация в работе с воспитанниками группы;

На практике продемонстрировать основные педагогические технологии

Организация воспитательно- образовательной работы с детьми.

Помочь организовать комфортную среду для детей в группе. Правильное построение развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем; помочь в размещении дидактического материала.

Учить использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми.

Самостоятельная деятельность педагога в осуществлении процесса воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и родителями (законными представителями) группы. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагога, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

Проведение мастер-классов и открытых занятий для передачи опыта работы с использованием различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.

На протяжении многих лет   работы в дошкольном учреждении,  в моей практике сложилась определенная  система   по формированию традиций наставничества, при поддержке,  которой молодой педагог  постепенно начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями.  

 Данная методика состоит из трех этапов:

 1й этап – адаптационный.        

Определить, какие личностные и профессиональные навыки имеются

у воспитателя, какие проблемы он испытывает.

Разработать  индивидуальный план работы с молодым педагогом.

Этап включает в себя:

Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы.  

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;

Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;

Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;

 Диагностика изучения методических потребностей педагогов.

Составляется индивидуальный план работы с молодым педагогом по изучению нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «Отчет о совместном участие в конкурсах,олимпиадах,марафонах,кластерах и др. мероприятий», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности.

Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику (чтобы оценить объем и качество проведенной работы, но и молодому специалисту (чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития) . 

2й этап – основной (проектировочный).

Разработать и реализовать программу, скорректировать навыки специалиста, выстроить программу собственного развития педагога.

Провести   работу по изучению документацией ДОО:

- изучение ФООП, знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОО, изучение целей и задач годового плана, структуры перспективно-календарного планирования, структуры комплексно-тематического планирования.

-проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы:

- познакомить с опытом работы коллег своего учреждения и других ДОУ;

повышение  профессионального мастерства, посещение мероприятий

различного уровня, приобщение молодых специалистов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров; привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми).

Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.

Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями,  такие как: мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», сценическое мастерство, посещение и анализ уроков опытных педагогов, рефлексии собственной педагогической деятельности.  

Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.

Большое внимание уделялось практическим занятиям с наставником по ведению, публикаций на своем личном педагогическом сайте.

3й этап – контрольно - оценочный.

Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.

Молодой педагог совместно с воспитанниками приняла участие в конкурсах разных уровней.

Сегодня я уже  смело могу говорить о результатах  своей  работы :

создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника; применяются эффективные  формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста; молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций; у молодого педагога  формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний,  гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса; молодому воспитателю обеспечена   необходимая помощь  и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

В соответствии с приказом от 11.04.2023 года № 33 об организации тематического праздника « 9 Мая День победы» провела открытое занятие « Герои Саратовцы», с целью распространения опыта по патриотическому воспитанию, новых методов и приемом, использования технических средств,  при проведении образовательного процесса.

В соответствии с приказом от 09.01.2024 № 45 « О проведении открытого занятия» Шумова Е.И. провела открытое занятия « Основы антитеррористической безопасности детей и безопасности жизни и здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В соответствии с приказом от 17.04.2024 года № 37  Приняла активное участие в районном методическом объединении старших воспитателей:  «Совершенствование работы методического кабинета: блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности. Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении» 2022 год.

Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.

Заведующий:                                            Васильева О.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ"

Содержание, формы и методы работы руководителя, методиста, педагога-психолога с молодыми специалистами....

Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ.

Материал для работы педагога-психолога  с молодыми  специалистами.Выступление на городской конференциии социально-психологической службы г. Рязани....

Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Особенности работы педагога-наставника ДОО по сопровождению молодого специалиста.

Системная работа по организации наставничества начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурн...

методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

   В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...

Методическое сопровождение молодых специалистов ДОУ

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...