Проведение индивидуального маршрута методического сопровождения молодого специалиста. Опыт работы по наставничеству.
консультация
Для партфолио
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проведение индивидуального маршрута методического сопровождения молодого специалиста. Опыт работы по наставничеству.
Отчет о проведении индивидуального маршрута методического сопровождения молодого специалиста Рассохи П.Д. (количество встреч в этом учебном году имеет периодичнось 2 раза в месяц -7, 2023-2024-учебный год )
Я, воспитатель детского сада, стаж работы по специальности - 25 лет. За время работы в детском саду я была наставником у многих молодых специалистов.
Педагогическийсостав нашего дошкольного учреждения стремительно «молодеет». Молодых воспитателей в последнее время приходит очень мало, да и с педагогическим образованием практически нет. Нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется невыполнимым. Они не знают, как составлять план, как организовать воспитательно- образовательный процесс. Начинающие воспитатели, в первый год своей работы чувствуют большую нагрузку, теряются, не знают с чего начинать.
Поэтому небольшая группа наставников конечно же приходит на помощь и берут под свое крыло молодого специалиста, помогают пройти адаптационный период, готовы подсказать, научить, направить. и конечно же полюбить свою работу, полюбить детей.
Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельно
Наставничество – это постоянное общение, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять всю организацию воспитательно- образовательного процесса.
Главное - чтоб молодой специалист был готов к совместной работе. А я как наставник всегда готова помочь и прийти на помощь,поделиться опытом, поучавствовать в совместных мероприятиях, показать результаты своей работы.
Самое результатиная работа наставника - это индивидуальное наставничество, непосредственный контакт с молодым специалистом. Совместное участие в конкурсах, вебинарах, посещение методобъединений.
В нашем детском саду проводятся открытые показы образовательной
деятельности наставниками, где педагоги-наставники делятся с молодыми
специалистами своим богатым опытом традиционных и инновационных форм и
методов работы.
Так молодые педагоги накапливают свою методическую базу,
совершенствуясь в профессиональном развитии.
Молодые воспитатели посещают педагогические советы, семинары
практикумы, мастер-классы и другие мероприятия, которые проводятся в ДОУ.
Целью моей работы в качестве наставника стало :
непрерывное совершенствование творческого потенциала и поддержка молодого специалиста.
Задачи:
Научить молодого педагога составлять документацию ДОО и реализация в работе с воспитанниками группы;
На практике продемонстрировать основные педагогические технологии
Организация воспитательно- образовательной работы с детьми.
Помочь организовать комфортную среду для детей в группе. Правильное построение развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем; помочь в размещении дидактического материала.
Учить использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми.
Самостоятельная деятельность педагога в осуществлении процесса воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и родителями (законными представителями) группы. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагога, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
Проведение мастер-классов и открытых занятий для передачи опыта работы с использованием различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении, в моей практике сложилась определенная система по формированию традиций наставничества, при поддержке, которой молодой педагог постепенно начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями.
Данная методика состоит из трех этапов:
1й этап – адаптационный.
Определить, какие личностные и профессиональные навыки имеются
у воспитателя, какие проблемы он испытывает.
Разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом.
Этап включает в себя:
Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы.
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
Диагностика изучения методических потребностей педагогов.
Составляется индивидуальный план работы с молодым педагогом по изучению нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «Отчет о совместном участие в конкурсах,олимпиадах,марафонах,кластерах и др. мероприятий», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности.
Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику (чтобы оценить объем и качество проведенной работы, но и молодому специалисту (чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития) .
2й этап – основной (проектировочный).
Разработать и реализовать программу, скорректировать навыки специалиста, выстроить программу собственного развития педагога.
Провести работу по изучению документацией ДОО:
- изучение ФООП, знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОО, изучение целей и задач годового плана, структуры перспективно-календарного планирования, структуры комплексно-тематического планирования.
-проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы:
- познакомить с опытом работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий
различного уровня, приобщение молодых специалистов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров; привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми).
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.
Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, такие как: мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», сценическое мастерство, посещение и анализ уроков опытных педагогов, рефлексии собственной педагогической деятельности.
Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
Большое внимание уделялось практическим занятиям с наставником по ведению, публикаций на своем личном педагогическом сайте.
3й этап – контрольно - оценочный.
Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.
Молодой педагог совместно с воспитанниками приняла участие в конкурсах разных уровней.
Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы :
создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника; применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста; молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций; у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса; молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
В соответствии с приказом от 11.04.2023 года № 33 об организации тематического праздника « 9 Мая День победы» провела открытое занятие « Герои Саратовцы», с целью распространения опыта по патриотическому воспитанию, новых методов и приемом, использования технических средств, при проведении образовательного процесса.
В соответствии с приказом от 09.01.2024 № 45 « О проведении открытого занятия» Шумова Е.И. провела открытое занятия « Основы антитеррористической безопасности детей и безопасности жизни и здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения»
В соответствии с приказом от 17.04.2024 года № 37 Приняла активное участие в районном методическом объединении старших воспитателей: «Совершенствование работы методического кабинета: блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности. Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении» 2022 год.
Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.
Заведующий: Васильева О.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ"
Содержание, формы и методы работы руководителя, методиста, педагога-психолога с молодыми специалистами....
Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ.
Материал для работы педагога-психолога с молодыми специалистами.Выступление на городской конференциии социально-психологической службы г. Рязани....
Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам
Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...
Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"
Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...
Особенности работы педагога-наставника ДОО по сопровождению молодого специалиста.
Системная работа по организации наставничества начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурн...
методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"
В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...
Методическое сопровождение молодых специалистов ДОУ
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...