Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам
методическая разработка на тему
Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Формирование профессиональной творческой позиции педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Развитие способности выбирать педагогические технологии,
адекватные приоритетным задачам воспитания.
В одной из своих статей Л.Н. Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту. Личностному совершенствованию. Подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок. Именно таким должен быть каждый молодой специалист.
Наивысшее проявление педагогической успешности -
улыбка на лицах детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_okazaniyu_metodicheskoy_pomoshchi_molodym_pedagogam.docx | 48.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Формирование профессиональной творческой позиции педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Развитие способности выбирать педагогические технологии,
адекватные приоритетным задачам воспитания.
Актуальные проблемы.
Современное общество и родители предъявляют высокие требования к системе организации образовательного процесса в детском саду, к профессиональным умениям педагога.
Но в дошкольном учреждении работают педагоги разной квалификации:
- по образованию,
- по стажу,
- по профессиональному уровню.
Дидактические принципы
В основе работы с педагогами лежат принципы педагогического мышления.
- Принцип диалогизации - равенство партнеров, открытость и доверие,
- Принцип индивидуализации - ориентация на специфичность интересов и способов каждого, обязательный учет своеобразия каждой творческой индивидуальности, в условиях ее деятельности с целью создания возможностей для самовыражения личности,
- Принцип дифференциации предполагает взаимозависимость уровня контроля от результатов работы всего педагогического коллектива, в отдельных его группах, отличающиеся по уровню профессиональной квалификации,
- Принцип проблемамизации - стимулирование тенденции к интеллектуальному росту, создание условий для самостоятельного поиска решений.
Пути решения задач:
Работу начала с изучения литературы, где выделила нужную информацию для выработки и формирования определенного подхода к организации методической работы с молодыми педагогами. В результате изучения:
- методической литературы по организации активных форм методической работы с педагогами,
- опыта работы по данной проблеме, подобрала методические материалы
для диагностической деятельности: анкеты, схемы, вопросники и др. ( см. прил.), составила картотеку методической литературы в помощь молодым педагогам, а так же выявила уровень профессиональной подготовленности молодых воспитателей ( см. прил.).
Выстроила систему работы с начинающими педагогами, ориентируя их па применение современных методов и приемов в работе с детьми, на развитие и совершенствование профессиональных умений.
Все это предполагает решение задач:
1 .Сформировать чувство уверенности у молодого воспитателя.
2.Воспитать педагогическую культуру.
3.Повысить знания, умения и навыки педагога.
Период вхождения начинающего педагога в профессию
отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Основа педагогического успеха - это его фундамент. Каков будет фундамент, таков будет и успех работы. Поэтому, мне кажется, что основа успешной деятельности педагога - это сплав из любви к детям и любви к своей профессиональной деятельности.
Любовь к детям - основа основ педагогического дела. Любить детей -значит, находить радость в общении с ними, уметь их понимать и прощать, радоваться и сопереживать вместе с ними, принимать близко к сердцу их радости и горести, наконец, верцть, что каждый ребенок будет хорошим человеком. И помнить, что наряду с подготовкой к будущей взрослой жизни, жизнь воспитанников сегодня столь же важна.
Любовь к профессиональной деятельности. Как гласит одна народная пословица « Педагог - это не профессия, это диагноз». Поэтому главное для педагога, чтобы его профессия была - его предназначением и' призванием. Может быть, оно (т.е. призвание) не столь ярко проявляется в первый год работы, но оно будет крепнуть с каждым днем, с каждым проведенным занятием, с каждым общением с детьми. Это - фундамент, основа успеха.
Каждому человеку от рождения природой даны задатки, которые можно представить в виде дерева с зелеными почками, они при благоприятных условиях распускаются, превращаясь в педагогические способности. Ведущие педагогические способности:
* коммуникативность;
*доброжелательность;
* общительность; профессиональная зоркость;
* педагогическая интуиция;
* наблюдательность;
* воображение;
* способность к творчеству;
* умение логически мыслить и убеждать.
Другой «опорой» в становлении успешного педагога являются профессионально ~ педагогические знания:
• знание педагогики, психологии и методики преподавания;
• педагог должен быть в курсе новейших открытий, исследований, достижений. В подтверждение этих слов приведу цитату из трудов русского педагога Павла Петровича Блонского: «Настоящий воспитатель - не энциклопедический словарь, но Сократ»;
• теоретические знания обеспечивают такое качество воспитателя, как уверенность в себе. Если ты умеешь, самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.
На мой взгляд, профессиональная педагогическая деятельность имеет характерные особенности:
• не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
• высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
• педагог не имеет возможности остановить процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
• Работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессиональной точной реакции;
• Имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.
Все эти задачи я решаю с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в "Творческой тетради". На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;
ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Хочется отметить, что прохождение этапов становления молодого специалиста для каждого педагога очень индивидуальна.
Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому к каждому педагогу я подхожу дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости
Для меня особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Поэтому начинающему педагогу я стараюсь оказывать особую систематическую и разностороннюю помощь.
В работе с молодыми специалистами использую различные интерактивные формы и методы работы:
Формы: | Методы: |
|
|
В течение года организую консультации :
- « Интеграция образовательных областей»;
- Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС»;
- « Построение развивающей среды в ОУ»;
- « Всеобщая декларация прав человека»;
- « Воспитание искусством»;
- « Здоровьезберегающие технологии»
Провожу практикумы :
- « Требования к организации ручного труда в детском саду»;
- «Формы взаимодействия с родителями»;
- «Изготовление календарей наблюдения и природы»;
- « Целевые прогулки и экскурсии»;
- «Игра -как ведущая деятельность дошкольника»;
- « Проектирование дизайна группы»:
Молодым специалистам выдаю памятки и методические разработки по темам:
1. «Памятка конкретных дел молодого воспитателя»
2. «Основные показатели современного занятия»(см.прил.)
3. «Этапы планирования занятия и подготовка к нему педагога»
4. «Семь условий, при соблюдении которых, занятие является оздоровительным» (см.прил.)
5. «Анализ педагогом проведенного занятия»(см.прил.)
На начальном этапе провожу индивидуальные беседы, выясняю склонности и личные интересы. Первые встречи — это установка на систематическую самообразовательную работу, на самоанализ и самооценку. В процессе таких бесед выясняю, как педагог оценивает свою подготовленность к ведению конкретных занятий; определяю, какая первоочередная помощь ему нужна, и как в будущем рациональнее использовать его в общественной работе.
АНКЕТА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
УВАЖАЕМЫЙ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ!
Ответьте на вопросы нашей анкеты для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего вашего становления как педагога.
1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя?
_____________________________________________________________________________
2. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку?
_____________________________________________________________________________
3. С какими трудностями столкнулись в работе? В какой помощи нуждаетесь?
_____________________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
_____________________________________________________________________________
5. Каковы ваши профессиональные планы на будущее?
_____________________________________________________________________________
6. Что вас привлекает в работе коллектива:
- новизна деятельности;
- условия работы;
- возможность экспериментировать;
- пример и влияние коллег и руководителя;
- организация труда;
- доверие;
- возможность профессионального роста.
7. Что вам хотелось бы изменить?
____________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
До начала занятий педагога знакомлю с помещением, в котором он будет работать, с едиными требованиями, существующими в нашем учреждении, с традициями, с распорядком дня, с методическими достижениями педагогического коллектива, с работой методических объединений, с оснащенностью учебных помещений.
. Обсуждаются такие вопросы:
• как подготовиться к занятиям, каковы дидактические требования к плану занятий;
• примерная программа изучения индивидуальных особенностей детей;
• как осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
Начинающего педагога обязательно знакомлю с нашей библиотекой, с имеющимися наглядными пособиями, с расписанием НОД.
К каждому молодому специалисту прикрепила наставника — опытного и хорошего воспитателя, чтобы начинающий воспитатель мог получить консультацию и помощь в работе:
Опытный наставник | Молодой педагог |
Колчева В.Н. – высш. кв. категория | Гулямова М.М. |
Подшибякина В.Н. – 1кв.категория | Смирнова Е.Н. |
Белюсева В.И. - 1кв.категория | Смирнова Н.А. |
Осипова Л.П.- 1кв.категория | Ильина М.Д. |
Лебедева Е.В.- 1кв.категория | Козлов А.В. |
Ковалева О.В. -1кв.категория | Малиновская А.И. |
Надо отдать должное опытным педагогам, которые отнеслись доброжелательно к молодым специалистам, разработали перспективный план работы наставника и охотно делятся своими знаниями и наработанным материалом.
Перспективный план работы
на 2014-2015 уч.г.
Наставника (Подшибякиной В.Н.)
Месяц | Мероприятия |
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога. | |
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
с молодым педагогом ( Смирновой Е.Н.)
Нельзя не согласиться, что процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:
• отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;
• освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.
Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке. Для начинающего очень важно первое занятие. Когда идти первый раз на занятия к начинающему педагогу? Изначально предоставляю достаточно времени, чтобы педагог мог освоиться, узнать детей, привыкнуть к новой обстановке, найти себя и свое место. На первых порах вполне достаточно беседы с педагогом о том, как прошло его первое занятие. Хорошо, если беседа будет целенаправленной и предметной. Для этого педагогу заранее предлагаю несколько ведущих вопросов, чтобы он мог подготовиться к беседе по существу, к самоанализу своего первого занятия. Такой канвой для беседы могут быть, например, следующие вопросы.
1. Удалось ли осуществить намеченный план занятия?
2. В какой мере?
3. Насколько качественно?
4. Были ли отступления от плана?
5. Усвоили ли дети материал?
6. Как была организована деятельность педагога и детей па занятиях?
7. Кто работал интенсивнее — педагог или воспитанник?
8. Какие моменты занятия были самыми удачными?
9. Что было явно неудачным на занятии?
Я считаю, что полезно сначала предоставить начинающему педагогу возможность самому проанализировать свое занятие, самому оценить его, определив, в какой мере достигнуты учебные и воспитательные цели, которые были намечены. Самоанализ позволяет выработать привычку критически оценивать свои действия, видеть свои недостатки и пути их устранения.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
• Трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;
• Профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
• В организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
• Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовывать инновационные подходы.
Выполнению перечисленных выше условий, позволяющих адаптироваться начинающим педагогам, во многом способствует организация Школы молодого педагога, в деятельности которой ведущая роль конечно же, отводится старшему воспитателю ДОУ.
План работы
«Школы молодого педагога ДОУ»
на 2014-2015 учебный год.
Школа молодого педагога – организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов.
Цель деятельности «Школы молодого педагога»:
- Создание условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
- Помощь молодым педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
- Обеспечение постепенного вовлечения молодых педагогов во все сферы профессиональной деятельности; а также формирование и воспитание у молодых педагогов потребности в непрерывном самообразовании.
Задачи для реализации цели:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов, в процессе адаптации поддержать эмоционально, укрепить веру в себя, формировать интерес к педагогической деятельности;
- Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
- Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов.
СОСТАВ :
Руководитель – Лебедева Елена Викторовна ,
Старший воспитатель первой категории Детского сада №3 г.Нелидово
Члены : молодые педагоги ДОУ
Месяц | Мероприятия | Ответственные |
Октябрь | Круглый стол « Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимых для самореализации в профессии»
Инновации, нововведения, новшества в деятельность педагога ДОУ. Вопросы для обсуждения:
Шпаргалки для молодых педагогов:
| Лебедева Е.В., молодые педагоги |
Ноябрь | Методические посиделки: «Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ»
Педагогический КВН Тема: «Использование проектирования в работе педагога ДОУ» Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов | Лебедева Е.В., молодые педагоги |
Декабрь | Тематический педсовет – КВН «Умение общаться в счастье купаться». Творческий конкурс «Дидактическое пособие по развитию коммуникативных способностей дошкольников». Выступления молодых педагогов:
| Лебедева Е.В., молодые педагоги |
Январь | Образовательный салон на тему: «Личностно-ориентированное воспитание дошкольников» Творческое задание молодым педагогам: - подготовить креативные задания и схемы для детей 3-7 лет (интересные рисунки; задания-разрисовки; пиктограммы, мнемотаблицы, развивающие задания) Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов. | Лебедева Е.В., молодые педагоги |
Февраль | Педагогический пробег «Совершенствование работы по укреплению здоровья дошкольников» Шпаргалки для молодых педагогов:
| Лебедева Е.В., молодые педагоги |
Март | Конкурс педагогического мастерства « Я – воспитатель». Мини-сочинение в виде проекта «Портрет воспитателя детского сада». Шпаргалка для молодых педагогов:
Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов. | Лебедева Е.В., молодые педагоги |
Апрель | Итоговое заседание. КВН для воспитателей «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ». Анализ работы Школы молодого педагога за 2014-2015 учебный год.
2015-2016 учебный год. | Лебедева Е.В., молодые специалисты |
Для помощи молодым специалистам в методическом кабинете детского сада оформлен педагогический материал “Интересный опыт” с результатами деятельности опытных воспитателей ДОУ.
Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы.
В ДОУ создана система работы с молодыми специалистами, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, специалистов, администрации;
в ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с молодыми специалистами, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
молодые педагоги ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
у молодых педагогов сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
закрепление за молодым педагогом педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию;
В одной из своих статей Л.Н. Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту. Личностному совершенствованию. Подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок. Именно таким должен быть каждый молодой специалист.
Наивысшее проявление педагогической успешности -
улыбка на лицах детей.
Литература:
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.
- Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
- Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Старший воспитатель
Детского сада №3
Лебедева Елена Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления оказания методической помощи воспитателям по преемственности в работе ДОУ и школы
В статье расскрыты основные направления оказания методической помощи в работе по преемственности ДОУ и школы....
Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"
Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. В помощь молодому специалисту
здоровьесберегающие технологии: методы, форма организации....
В помощь молодым специалистам.
Для педагога, желающего работать творчески, необходимо пересмотреть свою роль на занятии: из лидера, наставника, важной персоны он должен стать участником игры......
Музыкальное развитие детей.(В помощь молодым специалистам)
Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями....
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
Система методического руководства молодыми специалистами по вопросам математического развития дошкольников
работа с молодыми специалистами...