Консультация "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ с учетом ФГОС ДО"
консультация

Скареднова Ирина Самсоновна

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак

Консультация для воспитателей

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

с учетом ФГОС ДО»

        Автор:

 Скареднова И.С.,

старший воспитатель

с.Турочак, 2018

План:

-понятие «познавательно-исследовательская деятельность»;

-значение познавательно-исследовательской деятельности для развития дошкольников;

-задачи, решаемые в ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности;

-направления работы с детьми;

-требования, предъявляемые к дошкольнику на этапе завершения дошкольного образования;

-примеры опытно-экспериментальной деятельности с детьми.

Понятие «познавательно – исследовательская деятельность»

Познавательно-исследовательская деятельность – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через пробуждение но, и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка (А.В. Запорожец).

Значение познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность является важным средством интеллектуального развития дошкольника и занимает основной вид деятельности в детском саду.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей происходит формирование диалектического мышления, развитие собственного познавательного опыта, инициативности, сообразительности, самостоятельности. Расширяется кругозор, вырабатывается гуманно-ценностное отношение к окружающей действительности.

Задачи, решаемые в ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности

  1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей  и взаимозависимостей.
  2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
  3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Направления работы с детьми

  1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно –климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.).
  2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.).
  3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Требования, предъявляемые к дошкольнику на этапе завершения дошкольного образования (Целевые ориентиры)

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Он умеет договариваться, адекватно проявляет свои чувства, обладает развитым воображением, которое может применять в разных видах деятельности.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выразить свои мысли, чувства и желания.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он контролирует свои движения и управляет ими, проявляет любознательность, пытается придумать самостоятельно ответ на поставленный вопрос.

Примеры опытно-экспериментальной деятельности с детьми

Опыт с водой «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.

ВЫВОД: Вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт с воздухом «Воздух»

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан  нужно держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

ВЫВОД: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт с огнем «Пламя загрязняет воздух»

Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержи над пламенем свечи стекло или фарфоровую чашку, предмет который не расплавится, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время мы увидим, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.

Опыт с солнечным светом «Влияние солнечного света на жизнь на земле» 

Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтоб было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.

Опыт с бумагой «Как выйти сухим из воды»

Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и опусти его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой.

ВЫВОД: Вода не проникла в стакан, потому что стакан наполнен воздухом.

Опыт с водой и растительным маслом «Друзья – враги»

Масло и вода – жидкости, которые ни когда не смешиваются друг с другом . Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь, молочного цвета.

ВЫВОД: Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема построения НОД с учетом ФГОС. Схема оформления конспекта НОД с учетом ФГОС.

Схемы построения НОД с учетом ФГОС, позволят педагогам подбирать материал для  НОД поэтапно. Данный материал подходит для работы с детьми любого возраста....

Модель реализации образовательной деятельности музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО на 2016-2017гг.

Модель реализации образовательной деятельности музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО на 2016-2017гг....

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 1: ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ

Тема 1 - Общие положения ФГОСТема 2 - Требования к психолого-педагогических условиямТема 3 - Требования к кадровым и материальным ресурсамПрактическое задание 1...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...

Дистанционное обучение: Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 2. Модуль 3. Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 1 - Планирование как составная часть образовательной деятельностиТема 2 - Планирование и организация образовательного процессаТема 3 - Основные виды планированияПрактическое занятие 3...

Педагогический совет "Театрализованная деятельность в ДОУ с учетом ФГОС ДО"

quot;Через сказку, фантазию, игру - через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физкультуре с учетом ФГОС с использованием ИКТ.

Тема: « Путешествие в страну волшебных  цветов» Старшая группаМесто проведения: физкультурный зал.Цель: Формировать у детей интерес и ценностное  отношение к занятиям физиче...