Презентация опыта по теме «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр через кружковую деятельность» 2020 г.
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
В этой работе Вы познакомитесь с целью и задачами кружка, который я веду с 2002 года; организационными моментами ведения занятий (разработанной мною моделью структуры НОД кружка), результатами деятельности детей, которые отражены в праздниках и развлечениях, а так же ростом уровня развития навыков и умений, представленые на гистограммах. Многие дети, благодаря участию в кружке, стали более эмоциональными, раскованными, коммуникативными, остро чувствующими различные ситуации и умеющими быстро и правильно реагировать на них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyt_gotovaya1.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В современном мире эмоциям ребенка уделяется мало внимания. А ведь это одно из самых важных направлений развития дошкольника, благодаря которому он учится правильно воспринимать происходящее вокруг и адекватно откликаться на события окружающей действительности. Эффективное средство развития у ребенка эмпатии - театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип: играя, развивайся. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность ребенка через художественный образ.
Цель кружка: использование театрализованной игры как средства эмоционального развития детей на занятиях театрального кружка. Задачи кружка: Развивать эмоциональность, выразительность речи, музыкальность в пении и движении, творческое воображение. Знакомить с искусством театра, видами театра, театральными профессиями. Обогащать музыкальные впечатления средствами мировой классической современной музыки . Воспитывать интерес к музыкально – театральному искусству и соответствующий возрасту уровень умений и навыков исполнения.
Методы обследования (по В.М. Минаевой) Восприятие эмоционального состояния человека (Таблица 1) Цель: Изучить особенности использования мимики при демонстрации эмоционального состояния. Использование ребёнком выразительного средства в изображении предъявленного характера сказочного героя (Таблица 1) Цель: Изучить особенности использования пантомимики при демонстрации характера героя. Использование выразительности речи для передачи эмоционального характера героев (Таблица 2) Цель: Изучение выразительности речи.
Таблица 1 (мимика, пантомимика) Ф.И. ребёнка Весёлый Печальный Испуганный Сердитый Удивлённый М П М П М П М П М П а) Восприятие М – мимика; П – пантомимика Адекватно переданную мимику и пантомимику обозначают знаком «+» в соответствующей графе. Задание : продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого удивлённого сказочного персонажа соответствующей мимикой и пантомимикой.
Таблица 2 (выразительность речи) Ф.И. ребёнка Радостно Грустно Испуганно Сердито Удивлённо Задание: ребёнку предлагается произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивлённо. Адекватно переданную интонацией эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе.
Результаты обследования детей (по В.М. Минаевой)
Педагогические принципы ведения кружка: 1. Гуманность. 2. Опора на игровую деятельность как наиболее соответствующую психическим особенностям детей. 3. Доступность драматического материала и сценического выражения, учет возрастных и индивидуальных способностей, интересов. 4. Постепенное усложнение сценического материала. 5. Последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений. 6. Систематизирование различных видов театрального искусства.
Занятие 5 , 6 . Тема: «Мы - актёры». Задача: учить разыгрыванию сценок – диалогов. Игра – сказка «Репка на новый лад», р.н.с. (сцены 1,2) Методы, приёмы: выбор героя, создание музыкального образа. Театр масок Речевая игра «У кого что внутри?», стихи О.Вациетиса (активизация мышц губ и языка); ритмические движения под музыку. Разучивание скороговорок с детьми. Занятие 7 , 8 . Тема : «Мы - актёры». (продолжение) Задача: развивать выразительность речи, музыкально – ритмические навыки. Игра – сказка «Репка на новый лад», р.н.с. (сцены 3,4). Методы, приёмы: разучивание общего танца героев с повторами. Ролевой театр в костюмах Игры – упражнения: «Телефон» (передай фразу); «Скажи по - разному» (вариации с интонациями); танцевальные движения – упражнения. Помощь в изготовлении элементов костюма. Показ музыкальной инсценировки сказки «Репка на новый лад» на осеннем празднике для родителей и на развлечении в младшей группе.
Ноябрь – Декабрь Занятие 1, 2. Тема: «Сказочный калейдоскоп» Задача: воспитывать готовность к творчеству. Беседа – игра о составляющих музыкально – театральной игры (мимика, пантомимика). Методы, приёмы: иллюстрированная беседа, изображение детей под музыку. Словарная работа: мимика, пантомимика. Ролевой театр Упражнение «Разное настроение», Г. Григорьев (мимика); музыкальная игра «Ровным кругом» (пантомимика). Чтение сказок с изображением героев с помощью мимики и пантомимики. Развлечение «Сказка в музыке». Занятие 3, 4. Тема: «В тридевятом царстве». Задача: ознакомить с новой сказкой «Иван Удалец и три чуда» Игра – сказка «Иван Удалец и три чуда». Методы, приёмы: прочтение сюжета сказки, показ иллюстраций, повтор отдельных фраз героев. Театр картинок Пальчиковая игра «Кто живёт под потолком?» (артикуляция, язык жестов). Помощь в изготовлении костюмов Занятие 5 , 6 . Тема: «Играем в сказку». Задача: учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Игры – сценки. Методы, приёмы: проговаривание реплик с характерной интонацией героев, выбор жестов. Театр масок Упражнения – образы «Измени мимику», «Подбери движения герою», Э. Чурилова. Закрепление фраз сказочного героя (Золотые рыбки, Богатыри, Баба Яга).
Занятие 7, 8. Тема: «Музыкальная пластика героев» Задача: способствовать развитию эмоционально – образному исполнению музыкально – ритмических движений. Репетиция Методы, приёмы: практический, исполнение танцевальных композиций с музыкальным сопровождением, повторы, самооценка и оценка педагога. Ролевой театр Исполнение танцевальных композиций по частям и целиком. Продолжать закреплять роли сказочного героя (Золотые рыбки, Богатыри, Баба Яга). Показ музыкальной инсценировки сказки «Иван удалец и три чуда» на новогоднем празднике для родителей.
Январь - Февраль Занятие 1 , 2 . Тема: « Кто хочет разговаривать, тот будет выговаривать» Задача: развивать умение рассказывать от лица разных сказочных героев. Беседа – практика. «Основы театральной культуры и техника речи». Методы и приёмы: показ педагога с пояснениями, повтор детей. Словарная работа: скороговорка, жест. Пальчиковый театр Упражнения – скороговорки, «Расскажи стихи руками», Т.Бочкарёва; Игра «Узнай по голосу», муз. Ребикова ; Совместное чтение сказок. Занятие 3 , 4 . Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Задача: о знакомить с инсценировкой С. Михалкова «А что у вас?» Беседа с детьми. Методы, приёмы : беседа о поэте, чтение педагога, обмен мнениями с детьми. Ролевой театр Упражнение «Передай фразу по кругу», Т. Петрова. Помощь в освоении текста, содержания. Занятие 4 , 5 . Тема: продолжить освоение инсценировки «А что у вас?» Практика. Методы, приёмы: деление участников на зрителей и артистов, диалоги в парах. Словарная работа: диалог, партнёр. Ролевой театр Упражнения – диалог по тексту. Повторное прочтение с детьми.
Занятие 4 , 5 . Тема: продолжить освоение инсценировки «А что у вас?» Практика. Методы, приёмы: деление участников на зрителей и артистов, диалоги в парах. Словарная работа: диалог, партнёр. Ролевой театр Упражнения – диалог по тексту. Повторное прочтение с детьми. Занятие 5 , 6 . Тема: « Мамины дочки». Задача: развивать певческую интонационную выразительность. Практика. Методы, приёмы: трио девочек участниц, прослушивание фонограммы, проговаривание содержания Ролевой театр Игра «Повтори фразу с разной интонацией», А.Антипина; освоение песни «Доченька», муз. Д. Трубачёв. Занятие 7 , 8 . Тема: развивать ритмическую пластику жестов. Практика. Методы, приёмы: Наглядный показ педагога, девочек; работа над выразительностью фраз с помощью акцентирования слов жестами, Игра «Ритмическая гимнастика», А. Антипина; продолжать разучивание песни «Доченька», Д. Трубачёва. Выступление на празднике для мам «День подарков».
Март - Апрель Занятие 1 , 2 . Тема: «Основы ритмопластики». Задача: развивать умение создавать образы с помощью движений. Беседа - практика Методы, приёмы: наглядный (карточки); практический. Театр масок Упражнения на жесты, А.Антипова; игра «Как живёшь?», «Бабушка Маланья». Занятие 3 , 4 . Тема: «Представьте себе». Задача: развивать музыкально – ритмические, пластические способности. Практика. Методы, приёмы: варианты движения детей под музыку после словесной характеристики; оценка детей и педагога. Театр шапочек Танцы – миниатюры: «Лисичка», «Котёнок», «Забавный клоун», А. Антипина. Занятие 5 , 6 . Тема: «Танцевальные импровизации». Задача: развивать творческое воображение. Практика. Методы, приёмы: практический, чудо – сундучок. Ролевой театр Танцы – превращения, А. Антипина.
Занятие 7 , 8 . Тема: «Наш театр» Задача: Приобщать детей и родителей к театральному искусству, развивать интерес участников мероприятия к совместной театрально- игровой деятельности в домашних условиях. Мастер - класс Методы, приёмы: наглядный (мимические карточки, медальоны), сказочный образ. Ролевой театр Речевые игры « Узнай интонацию?» ; игра – пантомима «Волшебные острова», «Обезьянка». Совместный досуг детей и родителей по теме: «Организация совместного досуга детей старшего дошкольного возраста и их родителей посредством театрализованных игр в домашних условиях»
Структура НОД: I Вход под музыку. Игра – приветствие. Цель: создание положительного настроя на предстоящую деятельность. II Разминка: игры-упражнения (речевые, музыкальные, мимические и пантомимические). Цель: развитие артистических навыков исполнени я.
Структура НОД III Основная часть: игра – драматизация. Цель: разыгрывание сказок, инсценировок с использованием различных видов театра, с учётом этапа разучивания. IV Заключительная часть: игра - релаксация. Цель: создание эмоциональной удовлетворенности, адекватной самооценки от театрализованной деятельности.
Условные обозначения структуры НОД Начало занятия: Игра - приветствие Разминка: Игры - упражнения Заключительная часть: Игра - релаксация Основная часть: Игра - драматизация
Упражнения - разминки
Мимика Пантомимика Упражнения
Упражнения - диалоги
Заключительная часть НОД кружка Танцевальная игра – импровизация Игра – релаксация
Царица-Осень (2018 г.) Веселое Лето (2018 г.) Хитрый Е жик (2019 г.)
Солнышко (2019 г.) Джентльмены (2018 г .) Богатыри (2019 г.)
Персонажи постановок театрального кружка Бабки-Ежки (2019 г.) Светофоры (2020 г.) Гриб и Ежик (2020 г.)
Показ сказки «Заюшкина избушка» (2018 г.) Цель: создание у зрителей и участников радостного эмоционального настроя Задачи: Формировать у детей желания участвовать в общем действии. Развивать интерес к театрализованной деятельности и творческие способности. Воспитывать коммуникативные качества. Результат: д ети-актеры активно участвовали в показе сказки, с интересом взаимодействовали сказочными кукольными персонажами. Ребята-слушатели с вниманием смотрели игру детей – артистов.
Инсценировка сказки «Репка на новый лад» (2019 год)
Творческие работы участников кружка по театрализованной деятельности «Гармошечка» Участники кружка выражают гамму своих эмоций не только в спектаклях, инсценировках, но и в рисунках. На празднике, посвящённом Женскому Дню 8 Марта, дети подарили мамам портреты, в которых отобразили их настроение, характер в линиях, цветовой гамме .
Взаимодействие с воспитателями Воспитатели принимают активное участие на праздниках: играют роли, создают образы героев в инсценировках кружка.
Взаимодействие с родителями Родители участников кружка привлекаются к домашнему чтению инсценировок, которые ставятся для показа на праздниках; а также чтению художественных произведений , соответствующих старшему возрасту; Оказывают помощь в создании сценических костюмов и образов; Принимают участие в детских праздниках, развлечениях; посещают с детьми городские театры.
Пособия для занятий театрального кружка Альбом наглядных пособий для занятий Пособия: театральная символика фото, образы героев, карточки игр Карточки - азбука эмоций Альбомы игр – упражнений
Мониторинг
Результат По итогам работы кружковой деятельности по теме: «Эмоциональное развитие детей старшего возраста средствами театрализованных игр » были сделаны следующие выводы: С помощью игр-разминок, игр-упражнений, дети накопили эмоционально чувственный опыт: во время театрализованной игры, дети стали чувствовать себя свободно, держаться раскованно, эмоционально и непосредственно. Активизировался словарь детей, стала совершеннее звуковая культура речи в процессе работы над выразительностью реплик персонажей. Развилась творческая самостоятельность детей в передаче настроения, характера музыки пластикой своего тела, движениями театральных кукол, создавая яркий образ героев. Благодаря участию в театрализованных играх у детей сформировались чувства сотрудничества и взаимопомощи. Обогатился и театральный опыт детей: з нания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Репертуар участников театрального кружка за период 2018-2020 г. Сценка «Лесная встреча», Г.Волков (Праздник Осени) Инсценировка «Новогоднее путешествие по сказочному царству» Сценка – сказка «Скворцы и Воробей», автор Гришин (Праздник Весны) Инсценировки «Весёлый жук», музыка Л. Котляревской, постановка Г.А.Скрипкиной (Праздник Лето) Сценка «Поздравление сказочных героев», постановка Г.А.Скрипкина (Праздник День Знаний «С Новым Годом!») Инсценировка «Репка на современный лад » (Праздник Осени) Спектакль «Иван – удалец и три чуда»,постановка Г.А.Скрипкина (Праздник Нового Года) Летний досуг р.н.с. «Заюшкина избушка» (настольный театр). Инсценировка песни «Светофоры», муз. А. Парфёнова, постановка Г.А.Скрипкина (Муниципальный конкурс по ПДД)
Источники: 1. А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду – игры, упражнения, сценарии». – Москва , «ТЦ Сфера», 2006 г. 2.Т.С. Григорьева Программа «Маленький актёр» для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – Москва , «ТЦ Сфера», 2012 г. 3. Н.Ф. Губанова. Дошкольники. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 л. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии. – Москва, Вако, 2007 г. 4. Т.Н. Доронова «Играем в театр». Театрализованная деятельность детей. – Москва, «Просвещение», 2005 г. 5 . Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», ред. «Мозаика - Синтез», Москва, 2019 г. 6. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду». Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – Москва « Школьная пресса», 2000 г. 7. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» - Москва, «Просвещение », 2007 г. 8. Интернет – ресурс.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Оздоровление и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами фитбол - гимнастики"
Презентация "Оздоровление и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами фитбол - гимнастики"...
Обобщение передового педагогического опыта на тему"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности "
Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, счастливыми.А для этого необходимо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах поведения , научить адекватно.осознанно действовать в той и...
Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"
В деятельности экспериментирования ребёноквыступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их по...
«Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки через проектную деятельность»
В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат...
Конспект занятия по LEGO-конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Вертушка» в рамках кружковой деятельности
Конструирование модели «Вертушки» с разными лопастями посредством LEGO - конструкторов «Первые механизмы»....
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через театрализованную деятельность"
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Согласно новым требованиям ФГОС...
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через театрализованную деятельность
Содержание Введение.................................................................................................................51 Теоретические основы проблемы общения детей дошкольног...