«Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки через проектную деятельность»
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему
В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Система работы по музыкально-патриотическому воспитанию требует от музыкального руководителя организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.Работа по самообразованию позволила мне выявить необходимость применения проектной деятельности в процессе музыкального образования детей по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Особенно хочу подчеркнуть его ценность в плане сближения с родителями воспитанников, так как проектная деятельность подразумевает тесное взаимодействие с семьями: это подбор информации, наглядного материала, изготовление пособий, макетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publ_eta.docx | 26.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки через проектную деятельность»
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В 2016-2017 учебном году педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения определил для себя одну из приоритетных годовых задач работы. Эта задача звучит следующим образом «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в процессе ознакомления с культурой родного края».
Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Все это побудило меня более углубленно заняться вопросом воспитания нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации музыкального образования
В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Система работы по музыкально-патриотическому воспитанию требует от музыкального руководителя организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Итак, свою работу я начала с самообразования. При этом я учитывала уже имеющийся собственный педагогический опыт, провела самоанализ собственного отношения к данной проблеме.
Эффективными формами самообразования по данной проблеме в моём случае стали – знакомство с научно-методической литературой, периодическими изданиями, освежила в памяти раздел основной образовательной программы по данному вопросу, провела сайт-экспедицию: познакомилась с опытом работы педагогов из других регионов, посетила интернет-сообщества, интернет-коллоквиумы и вебинары, сайты педагогов.
Работа по самообразованию позволила мне выявить необходимость применения проектной деятельности в процессе музыкального образования детей по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Особенно хочу подчеркнуть его ценность в плане сближения с родителями воспитанников, так как проектная деятельность подразумевает тесное взаимодействие с семьями: это подбор информации, наглядного материала, изготовление пособий, макетов.
В музыкальной деятельности эта тема пронизывает почти все утренники в детском саду. К теме Матери относятся праздники «День Матери» и «8 Марта». К теме народные традиции можно отнести такие праздники как «Ярмарка», «Колядки». Эти праздники и развлечения оставляют яркие впечатления. На музыкальных занятия я использую народные игры – они интересны, образны, что позволяет найти больший отклик в душе ребёнка. Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуально. По военной тематике совместно с инструктором по физической культуре проходят такие праздники и досуги как «23 февраля» и «9 мая – День Победы». Даже осенние и весенние праздники в той или иной мере соприкасаются с темой патриотического воспитания: мы затрагиваем тему природы своей местности, тему птиц, тему малой Родины и т.д. Летом проводим развлечение «День Российского флага».
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
- Формирование общей культуры личности детей, в т.ч. развитие нравственных, социальных, эстетических качеств
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
Учитывая тенденции научно-практических исследований и разработок в области дошкольного образования, опоры на культурное наследие наших предков, их давний древне-русский быт, фольклор в различных системах по нравственно-патриотическому воспитанию, мне захотелось реализовать в своем проекте нечто новое, то, что отразит в полной мере современное культурное наследие и в то же время не утратит связь с наследием прошлого.
Как уже говорилось ранее, необходимость разработки проектов выявилась в ходе работы по самообразованию, в процессе педагогической диагностики, когда были выявлены проблемы и недостаточная эффективность в работе по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Анализ научно-методической литературы, передовой практики М.Д.Маханёвой, Г.Н.Данилиной, Л.А.Кондрыкинской, Н.Н.Леоновой, Н.В.Неточаевой, А.Я.Ветохиной, З.С.Дмитренко, Н.Г.Комратовой, Л.Ф.Грибовой и др. ещё более укрепил мою позицию в использовании культурологического подхода при реализации проектов.
Я понимала, что педагогические проекты должны полностью отвечать всем основным принципам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а именно:
- Принцип индивидуального подхода к детям
- Принцип сотрудничества
- Принцип интеграции
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип доступности
- Принцип проблемного обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»
Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере...
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»
Данное методическое пособие направлено на реализацию духовно-нравственного и патриотического воспитания в дошкольных учреждениях.В пособии даны рекомендации для практических работников ДОУ по вы...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности на тему: «Моя семья».
Включает в себя презентацию к проекту и речь педагога....