Выступление на Педагогическом совете: «Мини – музей в детском саду, как средство развития речи дошкольников»
учебно-методический материал
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная дошкольная педагогика включает 2 формы:
- сотрудничество детского сада с музеями (образовательный туризм);
- создание и использование мини-музеев в детском саду.
В выступлении подробно разбираются принципы создания мини-музея в детском саду, этапы, даются конкретные рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление па Педагогическом совете:
«Мини – музей в детском саду, как средство развития речи дошкольников»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная дошкольная педагогика включает 2 формы:
- сотрудничество детского сада с музеями (образовательный туризм);
- создание и использование мини-музеев в детском саду.
Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали и разрабатывают (и с каждым годом образовательный туризм становится все более популярным) специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия.
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует развитию речи дошкольников, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Трудности при сотрудничестве детских садов и музеев:
- Музей расположен далеко от ДОУ;
- Сложность при организации экскурсии (необходимо организовать сопровождение, проезд, согласовать в руководством ДОУ, родителями);
- Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают либо утомлены, либо слишком эмоциональны);
- Материальная составляющая (выставки и тематические экскурсии обычно платные, или расходы при организации существенны);
- Нарушают привычный режим ДОУ;
- Тема экскурсий (не соответствует возрасту, программному содержанию).
Учитывая все эти сложности, которые могут возникнуть при взаимодействии музеев с ДОУ, логичным решением является организация работы в другом направлении. Каком? Совершенно верно, это создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность.
Цели и задачи мини-музея в ДОУ:
- реализация образовательной программы дошкольного образования (в том числе и по речевому развитию дошкольников);
- создание модуля развивающей предметно-пространственной среды;
- воспитание основ музейной культуры;
- организация сотрудничества педагогов, детей и родителей.
Задачи по активизации и развитию речевых способностей дошкольников, решаемые использованием мини-музея в ДОУ:
- выстраивать монологическую речь, развивая умения преподносить знания сверстникам, опираясь на свой опыт;
- обогащать монологическую речь сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;
- продолжать развивать умение поддерживать диалогическую речь, чётко выражая свои мысли и желания, используя распространённые предложения;
- продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи происходящих событий в общении, игре;
- способствовать развитию умения находить различия и сходства среди многообразия представленных экспонатов;
- способствовать развитию самостоятельности в общении с взрослыми и сверстникам.
Основные преимущества создания мини-музеев в ДОУ:
- Мини-музей расположен в ДОУ;
- Экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);
- Дети – создатели, участники;
- Вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;
- Можно пригласить детей других групп ДОУ;
- Вносят разнообразие и дополняют образовательный процесс;
Принципы создания мини-музея:
- Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
- Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
- Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
- Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
- Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
- Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
- Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
- Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
- Принцип экологичности и безопасности – экспонаты мини-музея должны быть экологически безопасны и не создавать угрозу здоровью и безопасности ребенка;
- Принцип непрерывности – мини-музей является частью образовательного пространства, т.е. тесно связан с системой образовательной деятельности и самостоятельной деятельностью детей.
Работа над созданием мини-музея – это своего рода проектная деятельность. И этапы реализации этого, как любого проекта, таковы:
- Подготовительный этап:
- выбор темы (либо из ООП ДО, либо придумана самими детьми, либо может исходить от родителей);
Тематика мини-музеев может быть разнообразной:
- «Чудо-дерево»;
- «Город мастеров»;
- «Лучший друг»;
- Мини-музей книги;
- «Игрушки-забавы»;
- «Мой родной город»;
- «Наша родина;
- «Театральные куклы»;
- Мини-музей театрального костюма;
- Картинная галерея;
- Мини-музей природы;
- «Воинской доблести и славы» и др.
- выбор места (должно быть место для размещения экспонатов, для самостоятельной работы).
- Практический этап (этап реализации проекта).
Сбор экспонатов и информации о них, создание музея, разработка экскурсий, открытие мини-музея, приглашение гостей (дети других групп, родители), пополнение атрибутов в музее, проведение образовательной деятельности. Участие в создании детей и родителей обязательно. Обязательно продумываются игр, в которые играют с ребенком в мини-музее.
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
- Обобщающий этап.
Заключительное мероприятие, лэпбук и т.д. Обязателен какой-то итог.
Пример: мини-музей «Транспорт»
Наша работа по оформлению и пополнению пространства мини-музея началась с создания основного фонда, который включал в себя: коллекции моделей легковых автомобилей, пассажирского, уборочного, сельскохозяйственного и транспорта специального назначения. Для изучения и систематизации работы с основным фондом музея по развитию речи нами были подобраны материалы по организации работы в мини-музее «Транспорт». Формы работы:
- составление описательных рассказов о («Опиши машину», «Придумай рассказ про машину», «Скажи точнее про машину»).
- словесные игры на развитие связной речи («Назови транспорт», «Какой вид транспорта самый быстрый?», «Едем, летим, плывем»).
- Беседы «Как транспорт помогает людям?», «Транспорт в помощь людям?»;
- Наблюдения во время прогулки за транспортом;
- Слушание звуков транспорта;
- Чтение художественной литературы: «Улица шумит» С.Михалкова, «Машина моет» К.Кубилинскас,
- Конструктивные игры «Гараж для больших машин», «Автопарк»;
- Рассказ воспитателя «Роль машин в жизни человека», «Польза и вред человеку от транспорта».
В результате работы пополнялся вспомогательный фонд музея:
- Макетами (сельскохозяйственного транспорта, пассажирского, уборочного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта),
- Самодельными моделями видов транспорта («Скорая помощь», «Пожарная машина», «Полицейская машина»);
- Атрибутами к сюжетно-ролевым («Трактористы», «Лётчики», «Моряки», «Машинист») и подвижным играм («Найди свой гараж», «Пограничники», «На уборке урожая»);
- Играми на интерактивном оборудовании («Составь поезд», «Уборочный транспорт»),
- Описательными рассказами и музейным словарем через рассматривание мелких деталей экспонатов («пескораспределитель», «мотовило») в документ – камере;
- Дидактическими пособиями («Разные машины», «Сложи транспорт», «Умные машины»),
- Детской художественной литературой («100 слов о машинах», Энциклопедия «Техника», Энциклопедия «Эти быстрые машины»),.
Для обучения составлению описательного рассказа о виде транспорта были разработаны технологические карты. Каждая из технологических карт представлена в виде таблицы с условными обозначениями, с помощью которых любой ребенок может составить рассказ о транспорте.
Реализуя основные принципы ФГОС ДО индивидуализации образования, мы разработали технологические карты для детей с разным уровнем подготовки.
Наш опыт работы доказал, что с внедрением технологии интерактивного мини – музея в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения и использование инновационных компьютерных и других технологий положительно влияют на развитие монологической и диалогической речи, на развитие некоторых психологических, физических и волевых качеств, на поднятие у детей самооценки, умение договариваться, работать в команде. Все вышеперечисленные качества, по нашему мнению, подготавливают ребёнка старшего дошкольного возраста к познанию новых и интересных открытий в будущем, а значит, помогают ему быть успешным, любознательным, активным в школе.
Журнал Дошкольное образование № 22 (2002 г)
Мини-музеи в детском саду
https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200202213
Литература:
1. Рыжова Н.А. Мини – музей в детском саду. – М.: 2008 г.
2. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / под ред. Н.В.Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: 2011 г.
3. Первое сентября (цикл статей Н.Рыжовой по теме «Музейная педагогика в детском саду»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников
Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уде...
Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания старших дошкольников.
Воспитание патриотизма, посредством музейной педагогики....
Выступление на педагогическом совете «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете...
Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"
Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"...
Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания .Музей -это особое ,специальное организованное пространство ДОУ способствующее расширению кругозора...
Выступление на педагогическом совете на тему "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи"
Сообщение для педагогв ДОУ на тему "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи"...
Презентация «Мини - музей в детском саду как средство развития познавательной активности у дошкольников»
Мини–музей «Золотая хохлома»Дети познакомились с народными традициями , культурой русского народа,народными промыслами.Мини–музей «Изба»Воспитанникам был...