Выступление на РМО воспитателей старшего дошкольного возраста "Мини-музеи в детском саду как средство формирования и воспитания нравственных и патриотических ценностей"
методическая разработка (старшая группа)

Светлана Михайловна Кошманова

Материалы выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини –музей в детском саду как средство формирования у воспитанников национальных и патриотических ценностей

(Слайд №1)

(Слайд №2) Чувство патриотизма и национального самосознания не возникает у людей просто так. Это результат длительного целенаправленного воспитания.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

(Слайд №3) Дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Сегодня существуют различные инновационные подходы и методы в нравственно-патриотическом воспитании. (Слайд №4) Одним из таких методов является музейная педагогика. Данное словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Музейная педагогика в какой-то степени компенсирует отсутствие возможности (по разным причинам) регулярного посещения настоящих музеев детьми дошкольного возраста совместно с родителями.

Нашим коллективом музейная педагогика применяется на протяжении пяти лет, с момента открытия нашего сада.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому называется он «мини-музей». (Слайд №5) Название символично: оно отражает и возраст детей, для которых они предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. (Слайд №6)

В нашем детском саду мини-музеев несколько: в подготовительной группе – музей шкатулок, в старшей группе – музей космоса, во второй старшей группе, воспитателем которой я являюсь, - мини-музей под названием «Уголок России отчий дом…». (Слайд №7) В нем собраны экспонаты быта смолян (Слайд №8) (старинный утюг, стиральная доска, шкатулки, подковки, изделия из льна и конечно же (Слайд №9) игрушки-матрешки, свистульки, трещотки и многое другое.

(Слайд №10) Региональный компонент - мини-музея предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, (Слайды №11-12) что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Важная особенность, что в создании мини-музея принимают участие и родители, и дети. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею, они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

В настоящих музея трогать ничего нельзя, а вот в наших музеях не только можно, но и нужно! Музей можно «посещать» каждый день, самому менять экспонаты, брать в руки и рассматривать, и даже на время можно взять домой.

(Слайд №13) Некоторые экспонаты музея мы создаем своими руками. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов. (Слайд №14)

В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а у нас он соавтор, творец экспозиции, причем не только сам, но и родители. (Слайд №15) Каждый наш музейный экспонат – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. (Слайд №16).

Мини-музей предоставляет нашим воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. (Слайд №17). Мы продолжаем искать новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываем дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

(Слайд №18) Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. (Слайд №19). А это напрямую указывает на то, что данный метод воспитания патриота, гражданина своей страны, является эффективным.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...

Инновационный проект «Традиции детского сада как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»

Обусловлена необходимостью возрождения духовно – нравственных ценностей....

Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников

     2018 год был объявлен Годом добровольца и волонтёра. Об этом Президент РФ Владимир Владимирович Путин  (Указ «О проведении в Российской Федерации Года д...