Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему
Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уделено внимание идее возникновения мини-музея, подробно описано его содержание. Данная статья может стать интересной и полезной для воспитателей детского сада, а также всем воспитывающим взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей в детском саду,
как средство патриотического воспитания дошкольников
Как у маленького деревца, еле появившегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности
которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так педагог должен
заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.
В.А.Сухомлинский
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Встает вопрос: чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог?
Изначально, нам важно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства нам необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению с родным краем.
Наш детский сад находится расположен в одном из живописных и уникальных по красоте уголков приволжской природы, на левом берегу Волги. Поселок, который славится как поселок речников.
Наша задача состоит в том, чтобы научить воспитанников испытывать чувства гордости, радости, от того, что они живут в такой замечательной местности.
Мы понимаем, что такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
На протяжении многих лет, организуя работу по патриотическому воспитанию, педагоги детского сада использовали и используют различные формы и методы работы:
- целевые прогулки и экскурсии по территории поселка;
- наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;
- беседы о родном поселке;
- использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок);
- слушание песен о родном крае;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, правильно вести себя в общественных местах;
- воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Мы заметили, что познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает посещение краеведческого музея в Доме культуры поселка. В процессе посещения музея дети знакомятся с историей поселения, которое началось более 150 лет назад. Привлекательным экспонатом являлись модели водного транспорта: дети с восторгом рассматривали пароходы, баржи, различные судна. Они внимательно слушали рассказы о них. Это и подтолкнуло педагогов к идее создать в стенах детского сада свой мини-музей о речном флоте, назвав его «Речничок».
Остановимся подробнее на создании в методическом кабинете мини- музея «Речничок». Посредством мини-музея воспитанники детского сада глубже знакомятся с речным флотом, на котором добросовестно трудятся жители поселка- занимаются судоремонтом, перевозками пассажиров и грузов по водным магистралям.
Назначение мини-музея является патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному краю, истории своего поселка, ко всему, что создано трудом взрослых и близких людей. Мы считаем, что без знаний собственных корней, традиции и истории своего родного края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Задачи, поставленные педагогическим коллективом, следующие:
1.Содействие укреплению гордости за исторические и современные достижения поселка и ее граждан.
2. Активизация интереса к изучению истории своего родного края и формирования чувства уважения к прошлому своей малой Родины, ее героическим страницам.
3.Воспитание патриотических чувств и гражданственности.
Какого же содержание мини-музея «Речничок»?
Во-первых, это макет реки Волга со всеми видами речного транспорта (пассажирский теплоход, грузовой, ракета и т.д.).
Во-вторых, макеты: бакена, морских узлов, штурвала, якоря, кнехта, бинокля, а так же настоящая фуражка капитана и матросский воротник.
В-третьих, альбомы: «Все для фронта, все для победы», отражающая жизнь судостроительно-судоремонтного завода имени 40-ой годовщины Октября в годы войны, «Речной транспорт» с фотографиями и описанием каждого лайнера. Содержательный материал о судоремонтном заводе и его тружениках можно черпать из красочной юбилейной газеты «Борская правда», книги автора А.П.Моисеева «Верные традициям волгарей», что помогает воспитателям вводить детей в представленную тему.
Украшением мини-музея является говорящая кукла «Морячок». Особенностью мини-музея является то, что все его экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать, примерить и даже поиграть.
В создании мини-музея приняли участие работники детского сада, родители.
Одним из интересных приемов стало предложение ребенку в старшей дошкольной группе взять на себя роль экскурсовода во время посещения музея детьми. Дети, побывавшие неоднократно в музее с воспитателем уже достаточно хорошо знакомы с экспонатами и могут рассказать
Организация процесса формирования патриотических чувств воспитанников посредством мини-музея наших воспитанников строится на основных принципах:
- от близкого к отдаленному;
- опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, поселке, стране;
- взаимодействие с семьей;
- систематичность;
- передавая знания учитывать их воспитательную ценность.
Таким образом, педагогический коллектив старается уделить большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников и организует процесс формирования гражданских и патриотических чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835952-1477227843.jpg)
Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников
Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/13/picture-850638-1605253587.jpg)
Консультация для родителей "Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников»
Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольниковОтечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы , без древних и новых произведений устног...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1103470-1547654571.jpg)
Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания старших дошкольников.
Воспитание патриотизма, посредством музейной педагогики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-347602-1388640375.jpg)
Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания .Музей -это особое ,специальное организованное пространство ДОУ способствующее расширению кругозора...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-155399-1421347437.jpg)
Консультация: "Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт де...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761667-1456491368.jpg)
"Мини - музей в чемодане Русская изба», как средство патриотического воспитания.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29807328","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Фотоотчет можно посмотреть по ссылке: https://nsportal.ru/node/6375308...
Педагогический совет, доклад на тему «Система работы детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особе...
- Мне нравится (1)