Выступление на педагогическом совете «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
«Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
Дети в любом возрасте очень любознательны, они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется необычным и интересным. Мини-музеи в детском саду призваны помочь воспитателю достойно отвечать на тысячи детских вопросов.
Музей — это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее познанию системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение, повышению образованности, воспитанности, расширению кругозора и ребенка, и взрослого.
Особенности мини-музея в ДОУ: это участие в их создании детей и родителей. Здесь ребенок не пассивный созерцатель, а соавтор, творец экспозиции. Мини-музей в ДОУ - это результат совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Экспонатами мини-музея в детском саду могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Такие экспонаты являются главным учебным пособием в мини-музеях, их которые дети могут потрогать, пощупать.
Мини-музеи постоянно пополняться экспонатами и используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Причина создания заключается в том, что многие детские учреждения располагаются вдали от настоящих музеев. Посещение экскурсий детьми дошкольного возраста благоприятно влияет на развитие ребенка.
Цель создания мини – музея.
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями
Задачи:
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
• Формирование у дошкольников представления о музее
• Расширение кругозора дошкольников
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
• Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
• Развитие творческого и логического мышления, воображения
• Вовлечение родителей в жизнь детского сада
Этапы создания мини-музея.
• Подготовительный этап.
• Этап реализации.
• Обобщающий этап.
Подготовительный этап.
1. Выбор темы и названия.
2. Выбор места размещения мини-музея.
3. Планирование экспозиций.
4. Принципы построения экспозиции.
5. Разработка визитной карточки и паспорта мини-музея.
6. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей.
1. Выбор темы и названия
- создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, тема определяется педагогом, обсуждается с родителями и детьми;
- тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом;
- тема определяется спонтанно. В этом случае играет роль инициатива ребенка. Например, вопрос ребенка «Откуда берется хлеб?», либо приносит фотографии домашних животных.
2. Размещение мини-музея
При выборе места размещения мини-музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами располагались на уровне глаз ребенка.
2.1. Групповое помещение.
Это вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Однако расположение мини-музея в группе имеет и минусы:
- постоянный доступ к экспонатам имеют дети только одной группы.
- удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.
Экспонаты могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках, на небольших полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить в уголке природы, гжели или хохломы - возле уголка творчества, мини-музей связанный с тематикой спорта - рядом со спортивным уголком.
Мини-музей «Матрёшки»
2.2. Раздевалка.
Вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки - те же.
Важно, чтобы полки с экспонатами располагались не над шкафчиками для одежды, а были закреплены на уровне глаз ребенка.
Мини-музей « Собачки»
2.3. Помещения для дополнительных занятий.
Помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых мини-музеев. Однако при оформлении мини-музеев в таких помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся.
2.4. Холлы.
Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафчиках. Часть образцов может разместиться на стенах и потолке (если это безопасно). Групповые мини-музеи могут располагаться рядом с входом в группу. При таком расположении мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя и детей время. Рассматривать экспозицию могут все родители со своими детьми.
2.5. Территория.
На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом. Например, исторические и фольклорные. Такой музей может быть представлен русской избой, фермой, избушкой Бабы Яги и лешего, мельницей и т. п. На базе музея под открытым небом можно проводить фольклорные праздники.
3. Планирование экспозиций.
Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:
1) по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;
2) по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;
3) по решаемой задаче:
- для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»);
- установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»).
4. Принципы построения музейной экспозиции.
• Принцип деятельности и интерактивности
- дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.
• Принцип научности
- несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.
• Принцип динамичности и вариативности
- реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• Принцип разнообразия
- экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.
• Принцип экологичности и безопасности
-оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.
• Принцип непрерывности
мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.
5. Паспорт мини-музея.
1. Визитная карточка:
– название мини-музея
– цель создания
– разделы и экспонаты
– фотографии
2. Оформление мини-музея
3. Уголок самостоятельной деятельности
Этап реализации
1. Оформление мини-музея
2. Формы работы с детьми в мини-музее.
1. Оформление мини-музея.
Так как внимание дошкольника еще недостаточно сформировано, эффективность всей работы мини-музея будет в немалой степени зависеть от того, насколько удачно расположены экспонаты и от степени их привлекательности для ребенка.
Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Для этого можно использовать стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и т. д.
В горизонтальной одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции (предметы) одного наименования, отличающихся по окраске, форме, размеру. Таким образом, можно показать объект с разных сторон, сравнив его с другими.
В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально, а это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- размещение материала на настенных полочках,
- использование ширм,
- использование стендов (изготавливаются из картона любой формы, подходящей для размещения экспонатов, обтянутого тканью),
- использование мобиле,
- использование кубиков различной высоты, задрапированные тканью,
- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках дерева.
Основная ошибка при организации мини-музея, это когда мини-музей превращается во фрагмент общего интерьера
2. Формы работы с детьми в мини-музее.
В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
1) занятия-экскурсии
2) занятия с элементами игры
3) занятия с творческими заданиями
4) исследовательская деятельность
5) продуктивная деятельность
6) самостоятельная деятельность
Обобщающий этап
• Что было сделано?
• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
• Что нового узнали?
• Что хотели бы еще узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИНИ - МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обобщение опыта работы...
Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста
В последнее десятилетие происходит интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Задача ДОУ - создать такие условия, в которых ребенок смог бы...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами»
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовы...
Выступление на педагогическом совете по теме «Использование Палочек Кюизенера для активизации логического мышления детей дошкольного возраста»
Методика работы палочками Х. Кюизенера....
Выступление на Педагогическом совете: «Мини – музей в детском саду, как средство развития речи дошкольников»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...
Консультация для родителей "Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста"
Благодаря реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к выставкам, развивается эмоциональный отклик. В группе...
«Мини-музей в ДОУ, как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
Одна из задач воспитательного процесса - это создание такой развивающей среды, в которой ребенок может максимально развиваться, устанавливать собственные отношения с окружающим миром, историей и ...