Выступление на педагогическом совете «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
«Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
Дети в любом возрасте очень любознательны, они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется необычным и интересным. Мини-музеи в детском саду призваны помочь воспитателю достойно отвечать на тысячи детских вопросов.
Музей — это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее познанию системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение, повышению образованности, воспитанности, расширению кругозора и ребенка, и взрослого.
Особенности мини-музея в ДОУ: это участие в их создании детей и родителей. Здесь ребенок не пассивный созерцатель, а соавтор, творец экспозиции. Мини-музей в ДОУ - это результат совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Экспонатами мини-музея в детском саду могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Такие экспонаты являются главным учебным пособием в мини-музеях, их которые дети могут потрогать, пощупать.
Мини-музеи постоянно пополняться экспонатами и используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Причина создания заключается в том, что многие детские учреждения располагаются вдали от настоящих музеев. Посещение экскурсий детьми дошкольного возраста благоприятно влияет на развитие ребенка.
Цель создания мини – музея.
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями
Задачи:
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
• Формирование у дошкольников представления о музее
• Расширение кругозора дошкольников
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
• Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
• Развитие творческого и логического мышления, воображения
• Вовлечение родителей в жизнь детского сада
Этапы создания мини-музея.
• Подготовительный этап.
• Этап реализации.
• Обобщающий этап.
Подготовительный этап.
1. Выбор темы и названия.
2. Выбор места размещения мини-музея.
3. Планирование экспозиций.
4. Принципы построения экспозиции.
5. Разработка визитной карточки и паспорта мини-музея.
6. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей.
1. Выбор темы и названия
- создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, тема определяется педагогом, обсуждается с родителями и детьми;
- тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом;
- тема определяется спонтанно. В этом случае играет роль инициатива ребенка. Например, вопрос ребенка «Откуда берется хлеб?», либо приносит фотографии домашних животных.
2. Размещение мини-музея
При выборе места размещения мини-музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами располагались на уровне глаз ребенка.
2.1. Групповое помещение.
Это вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Однако расположение мини-музея в группе имеет и минусы:
- постоянный доступ к экспонатам имеют дети только одной группы.
- удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.
Экспонаты могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках, на небольших полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить в уголке природы, гжели или хохломы - возле уголка творчества, мини-музей связанный с тематикой спорта - рядом со спортивным уголком.
Мини-музей «Матрёшки»
2.2. Раздевалка.
Вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки - те же.
Важно, чтобы полки с экспонатами располагались не над шкафчиками для одежды, а были закреплены на уровне глаз ребенка.
Мини-музей « Собачки»
2.3. Помещения для дополнительных занятий.
Помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых мини-музеев. Однако при оформлении мини-музеев в таких помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся.
2.4. Холлы.
Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафчиках. Часть образцов может разместиться на стенах и потолке (если это безопасно). Групповые мини-музеи могут располагаться рядом с входом в группу. При таком расположении мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя и детей время. Рассматривать экспозицию могут все родители со своими детьми.
2.5. Территория.
На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом. Например, исторические и фольклорные. Такой музей может быть представлен русской избой, фермой, избушкой Бабы Яги и лешего, мельницей и т. п. На базе музея под открытым небом можно проводить фольклорные праздники.
3. Планирование экспозиций.
Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:
1) по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;
2) по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;
3) по решаемой задаче:
- для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»);
- установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»).
4. Принципы построения музейной экспозиции.
• Принцип деятельности и интерактивности
- дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.
• Принцип научности
- несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.
• Принцип динамичности и вариативности
- реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• Принцип разнообразия
- экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.
• Принцип экологичности и безопасности
-оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.
• Принцип непрерывности
мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.
5. Паспорт мини-музея.
1. Визитная карточка:
– название мини-музея
– цель создания
– разделы и экспонаты
– фотографии
2. Оформление мини-музея
3. Уголок самостоятельной деятельности
Этап реализации
1. Оформление мини-музея
2. Формы работы с детьми в мини-музее.
1. Оформление мини-музея.
Так как внимание дошкольника еще недостаточно сформировано, эффективность всей работы мини-музея будет в немалой степени зависеть от того, насколько удачно расположены экспонаты и от степени их привлекательности для ребенка.
Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Для этого можно использовать стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и т. д.
В горизонтальной одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции (предметы) одного наименования, отличающихся по окраске, форме, размеру. Таким образом, можно показать объект с разных сторон, сравнив его с другими.
В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально, а это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- размещение материала на настенных полочках,
- использование ширм,
- использование стендов (изготавливаются из картона любой формы, подходящей для размещения экспонатов, обтянутого тканью),
- использование мобиле,
- использование кубиков различной высоты, задрапированные тканью,
- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках дерева.
Основная ошибка при организации мини-музея, это когда мини-музей превращается во фрагмент общего интерьера
2. Формы работы с детьми в мини-музее.
В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
1) занятия-экскурсии
2) занятия с элементами игры
3) занятия с творческими заданиями
4) исследовательская деятельность
5) продуктивная деятельность
6) самостоятельная деятельность
Обобщающий этап
• Что было сделано?
• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
• Что нового узнали?
• Что хотели бы еще узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/31/picture-67004-1535701309.jpg)
МИНИ - МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обобщение опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-187101-1483635470.jpg)
Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста
В последнее десятилетие происходит интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Задача ДОУ - создать такие условия, в которых ребенок смог бы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896413-1487500434.jpg)
Выступление на педагогическом совете на тему: «Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами»
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-1050666-1534876599.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме «Использование Палочек Кюизенера для активизации логического мышления детей дошкольного возраста»
Методика работы палочками Х. Кюизенера....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/17/picture-970005-1510936131.jpg)
Выступление на Педагогическом совете: «Мини – музей в детском саду, как средство развития речи дошкольников»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...
Консультация для родителей "Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста"
Благодаря реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к выставкам, развивается эмоциональный отклик. В группе...
«Мини-музей в ДОУ, как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
Одна из задач воспитательного процесса - это создание такой развивающей среды, в которой ребенок может максимально развиваться, устанавливать собственные отношения с окружающим миром, историей и ...