Использование технологий активного обучения взрослых при подготовке введения профессионального стандарта «ПЕДАГОГ»
статья
В статье рассматриваются технологии активного обучения взрослых, применение которых помогает снять тревожность педагогов в связи с введением профессиональных стандартов, помогает проработать текст стандарта "Педагог", разработать план профессионального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование технологий активного обучения взрослых | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВВЕДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»
В статье рассматриваются технологии активного обучения взрослых, применение которых помогает снять тревожность педагогов в связи с предстоящим внедрением профессионального стандарта, позволяет проработать текст нормативного документа, осмыслить содержание трудовых функций, разработать план профессионального развития.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, технологии активного обучения взрослых, французские педагогические мастерские, дискуссия «Вертушка», мозговой штурм.
Общей целью развития образования в Российской Федерации является обеспечение доступного и качественного образования. Достижение этой цели «связано с обновлением содержания профессиональной педагогической деятельности; с повышением мотивации педагогов к саморазвитию, творческой инициативе…» [2, с. 14]. Одним из механизмов развития кадрового потенциала образовательной организации является введение профессионального стандарта педагогической деятельности работников сферы образования (воспитателей, учителей). Не смотря на перенос срока применения профессионального стандарта на 1 сентября 2019 года по инициативе Минобрнауки России по ходатайству Общероссийского Профсоюза образования (Сайт Профессионального союза работников народного образования и науки РФ http://www.eseur.ru/), актуальность его введения остаётся высокой.
Перед руководителем образовательной организации встает вопрос: как подготовить педагогов к введению этого нормативного документа? Ведь не каждый педагог обладает достаточным уровнем правовой компетентности и готов к пониманию нормативных документов.
В каждой образовательной организации эта проблема решается по-разному. Конечно, существуют организации дополнительного образования, в которых педагоги повышают квалификацию, обучаясь на курсах, налажена система аттестации педагогов. Но этого недостаточно, чтобы быть в курсе всех происходящих в современном образовании изменений. Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации была создана творческая группа, которая разработала план действий по подготовке введения профессионального стандарта «Педагог», основными этапами которого стали:
- подготовительный, в ходе которого изучалась готовность образовательной организации к введению профессионального стандарта «Педагог»;
- практический, направленный на создание оптимальных условий для внедрения в практику ДОО профессионального стандарта «Педагог»;
- заключительный, предполагающий определение результатов деятельности творческой группы по апробации введения профессионального стандарта «Педагог».
Продумывая мероприятия по повышению квалификации педагогов в области профессионального стандарта, мы исходили из того, что обучать педагогов в современной образовательной организации надо не по-старому, путём передачи информации в лекционной форме, а погружая педагога в образовательную деятельность в качестве активного участника. Поэтому наряду с традиционными методическими мероприятиями, такими как педсоветы, семинары, консультации, особое внимание в работе было уделено технологиям активного обучения взрослых. Это стало возможным вследствие накопленного опыта по применению интерактивных форм работы с педагогическими кадрами внутри ДОО. Наиболее успешно использовались такие технологии, как деловые игры, круглый стол и тренинг.
Однако названные технологии – это лишь способ обучения! Как же наполнить их конкретным содержанием в рамках введения профессионального стандарта? Для определения содержания состоялось анкетирование педагогов с использованием Google-формы «Готовность педагогов к введению профессионального стандарта». В результате анализа выявлены затруднения педагогов и выстроена практическая работа по двум основным направлениям:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в области современных тенденций образования (профессиональный стандарт);
- освоение способов оказания адресной помощи детям с особыми образовательными потребностями (с расстройствами аутистического спектра – РАС).
Изучение литературных источников, опыт педагогов и образовательной организации в целом позволили найти и объединить разные точки зрения на проблему подготовки педагогов к введению профессионального стандарта и создать свой вариант методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов на основе применения технологий активного обучения взрослых.
В современной образовательной практике обучения взрослых существует множество разнообразных образовательных технологий. Анализ по выявлению сложностей и преимуществ их использования показал, что наиболее эффективными являются французские педагогические мастерские, дискуссия «Вертушка», мозговой штурм, позволяющие решать актуальные для нашей образовательной организации задачи в рамках введения профессионального стандарта:
- знакомство педагогов образовательной организации с профессиональным стандартом;
- анализ готовности педагогов ДОО к введению профессионального стандарта;
- активизация деятельности педагогов по обсуждению трудовых функций профессионального стандарта в процессе групповой работы;
- повышение профессиональной компетентности работников ДОО в области образования и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Выбор технологий обоснован и выстроен в определенной логической последовательности.
Технологию французских педагогических мастерских использована на начальном этапе ознакомления с профессиональным стандартом. Для данной технологии «…характерна особая педагогическая философия, совокупность ценностей, неразрывно связанных с личностными способами бытия человека. Эти ценности обусловлены постоянными изменениями в современном мире, проявлением нового мышления, потребностью перенести акцент в процессе обучения с преподавания на самостоятельное учение, что сопряжено с гуманистической направленностью, ориентацией образования на общечеловеческие смыслы» [1, с. 105]. Несмотря на то, что эта технология не предполагает передачу готового знания, в результате участия в мастерской происходит инсайт (разрыв), который способствует новому пониманию изучаемого вопроса. В результате использования данной технологии удалось неформально и ненавязчиво создать интерес у педагогов к изучению нормативно-правого документа и показать его практическую значимость.
Дискуссия «Вертушка» сочетает в себе теоретическую часть и практическую групповую работу, которые дают возможность, с одной стороны, повысить профессиональную компетентность в конкретном вопросе, с другой, – обеспечивают интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым участником, что актуально при отработке конкретных профессиональных компетенций, отраженных в содержании трудовых функций профессионального стандарта. Данная технология оказалась наиболее эффективной для рассмотрения трудовой функции «Развивающая деятельность», а именно адресной помощи детям с особыми образовательными потребностями, детям с расстройствами аутистического спектра.
Мозговой штурм проводится с целью выработки общего мнения, общей позиции участников по обсуждаемой проблеме. Это коллективный метод решения задач, поэтому здесь срабатывает системный эффект, и увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного разума») и возможности развивать идеи друг друга. Применение технологии позволило создать условия для осмысления содержания профессионального стандарта и «перевести» «модель педагогического мастерства» и «модель сопровождения ребенка с ОВЗ» на язык профессионального стандарта.
Организация работы с педагогическими кадрами в рамках подготовки к введению профессионального стандарта на основе применения представленных технологий позволила достичь промежуточных положительных результатов:
- созданы условия для изучения нормативного документа и детальной проработки содержания трудовых функций профессионального стандарта; критического переосмысления педагогами своей деятельности в современных условиях, осознания своего места в профессии и готовности к переменам; перспективного развития кадрового потенциала, как в формате индивидуального роста каждого педагога, так и коллективных форм взаимодействия;
- снизился уровень тревожности членов педагогического коллектива при неуверенном владении темой;
- повысилась активность и мотивация педагогов к участию в методических мероприятиях, в конкурсном движении и инновационной деятельности на уровне учреждения, района и города.
- повысилась эффективность образовательного процесса за счёт индивидуализации образования детей с особыми образовательными потребностями.
К положительным результатам также можно отнести увеличение количества педагогов, позитивно воспринимающих требования профессионального стандарта и готовых развивать свою профессиональную компетентность.
Необходимо отметить тот факт, что все предложенные технологии активного обучения взрослых будут эффективны при применении, традиционных форм (информационных, наглядных и др.), а также при самообразовании педагогов.
В результате целенаправленной работы с педагогическим коллективом и в связи с анализом и переосмыслением полученного опыта определились следующие перспективы в обучении педагогов в рамках подготовки к введению профессионального стандарта, через использование технологий активного обучения:
- выявление поведенческих и личностных проблем в работе с обучающимися, имеющими особенности в развитии (трудовая функция «Развивающая деятельность») путём проведения дискуссии «Аквариум»;
- освоение способов развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей (трудовая функция «Развивающая деятельность») путём использования технологии деловой игры;
- развитие ИКТ-компетентности (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение») через организацию конкурса компьютерных презентаций внутри дошкольной образовательной организации, а также участие в конкурсах районного уровня.
В нашей образовательной организации разработаны методические материалы по использованию технологий активного обучения взрослых для ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта, а также детальной проработки содержания отдельных трудовых функций путем создания ситуации комфортного обучения педагогов. Данные материалы могут заинтересовать администрацию, методические службы и педагогов различных образовательных организаций. Все материалы размещены на официальном сайте нашей дошкольной образовательной организации. Практическая значимость представленных материалов состоит в возможности использования администрацией и методической службой ДОО на практике представленного варианта мероприятий с использованием технологий активного обучения, адаптированных для сообщества педагогов ДОО в рамках введения профессионального стандарта; достижения целей образовательной деятельности через эффективное взаимодействие с педагогическим коллективом; повышения заинтересованности, активности и правовой компетентности педагогов.
Список литературы
- Боровикова Л.В., «Французские педагогические мастерские» в инновационной технологии образования взрослых. Современные технологии образования взрослых: сб. науч. ст. / Гродн. гос. ун-т; ред-кол.: Т.А. Бабкина (отв. ред.) [и др.]. – Выпуск 2. – Гродно ГрГУ, 2013. – 258 с.
- Гришина И.В., Васильченко Л.В. Профессиональный стандарт педагога как инструмент управления образовательной организацией. Профессиональная компетентность современного руководителя в системе образования: инновационное управление: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 апреля 2015 г./ под общей редакцией А.С.Горшкова. – СПб.: СПб АППО, 2016. – С. 14-19.
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Дорожная карта по подготовке к введению Профессионального стандарта педагога на 2016-2020 г.г.
ШАГ 1. Создание рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной деятельности МДОУ детский сад № 1 «Аленушка». Определяет состав рабоч...
Проект методической работы по введению профессионального стандарта «Педагог»
Данный проект является составной частью Дорожной карты внедрения всех профессиональных стандартов (из числа утвержденных Минтрудом России) в соответствии с имеющейся спецификой и нал...
Презентация на тему "Экспертная оценка деятельности педагога ДОУ в условиях введения профессионального стандарта "Педагог"
Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (далее &ndash...
План действий по введению профессионального стандарта «Педагог» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Аленушка» на 2017- 2018 учебный год
Материал содержит план действий по введению профессионального стандарта «Педагог» на учебный год...
Окружной открытый методический день "Развитие и поддержка кадрового потенциала в условиях введения профессионального стандарта педагога" в МБДОУ № 10
Материал содержит формат проведения открытого окружного методического дня в ОО...
Организация активных форм работы с педагогическим коллективом по введению профессионального стандарта «ПЕДАГОГ»
Перед руководителем каждой образовательной организации стоит вопрос, как подготовить педагогов к соотвествию профессиональным стандартам? В методической разработке представлены методы активного обучен...
Диагностический инструментарий по подготовке к введению профессионального стандарта педагога в ДОУ
Анкета «Подготовка педагогов к работе в условиях профессионального стандарта» . Тест «Какой Ваш творческий потенциал?» Тест: «Какой я педагог» (модификаци...