Карта наблюдений
методическая разработка (подготовительная группа)

Карта наблюдений предназначена для детей дошкольного возраста. Оценивание динамики  образовательных достижений воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_nablyudeniy.docx51.39 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений  в детском саду

воспитатель: Спиридонова Н.М.

Программой  дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников,  основанное на методе наблюдения и включающее:

- наблюдение  за   детьми в специальной    организованной деятельности;

- карты  развития ребенка;

- различные шкалы индивидуального развития;

- анализ продуктов детской деятельности;

- в деятельности в режимных моментах.

Методами оценивания служат:

 Карты  наблюдения детского развития в соответствии  с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие   фиксировать  динамику и развитие ребенка в ходе:

 – коммуникации  со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);

 – игровой деятельности;

 – познавательной деятельности (как идет развитие  детских способностей, познавательной активности);

 – проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою  деятельность);

 – художественной деятельности

 – физического развития.

Психологическая готовность к школе:

 -  методика   «Графический диктант» Д.Б.Эльконина  для определения  сформированности  предпосылок  к учебной деятельности;

- беседа по определению «Внутренней  позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения  мотивационной готовности к школе.

 - Ранний возраст:

Показатели нервно-психического  развития, карты и группы здоровья разработаны  К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной,  Л.Г.Голубевой.

Анализ продуктов  детской деятельности.

Методика  Т.С.Комаровой

Шкала индивидуального развития:

- методика   «Лесенка»  (В.Щур -  выявление   уровня развития самооценки);

-    метод   «Социометрия», изучающий  взаимоотношения детей в коллективе сверстников.

Оценку  образовательных достижений  воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут   ребенка на учебный год;

В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и  средства

организации воспитательно - образовательного процесса в группе.

В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).

Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют  норме  в полном объеме.

 Средний (2 балла) – допускаются незначительные   несоответствия норм усвоения  программных задач.

Низкий (1 балл) –   имеются значительные ошибки в  нормах

 соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит  основанием для  построения образовательной  работы с детьми.

Карта наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет

Ребенок ___________________________________ группа _____________ пол ________

Воспитатель ________________________________________________________________

Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла),  низкий (1 балл)

  1. Социально-коммуникативное развитие

Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года

I*

II

  1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

 - называет себя мальчиком или девочкой

- знает собственное имя, фамилию, имена родителей

- рассказывает о случаях, праздниках в своей семье

  1. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

 - делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками

- отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками

 - проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками

  1. Выражает эмоции приемлемым способом:

 - проявляет готовность ждать появления матери

 - быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

 - выражает чувства словами

  1. Самообслуживание:

 - умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться

 - умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

 - умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком

 - умеет держать ложку в правой руке

  1. Трудовые поручения:

 - умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)

- умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)

 - предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными

  1. Воспитание целостного отношения к труду:

- проявляет желание трудиться

- проявляет интерес к людям разных профессий

  1. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

- имеет представление о светофоре и его сигналах

- знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов

- в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте

  1. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

- знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)

- имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

- знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами

  1. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

- знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном  обращении с растениями, насекомыми и пр.

- на прогулке встает в пару, определяет границы площадки

- способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения

Всего (среднее значение):

  1. Познавательное развитие

  1. Проявляет познавательный интерес:

- задает вопросы о мире, событиях, материалах

- проявляет любознательность

- возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

  1. Проявляет интерес к действиям с предметами:

- распознает основные формы предметов (шар, куб)

- различает и называет предметы ближайшего окружения

- подбирает несколько необходимых предметов для игры

  1. Классифицирует по признакам:

- сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки

- подбирает предметы по цвету, форме, размеру

- различает предметы по цвету, форме, размеру

Всего (среднее значение)

  1. Речевое развитие

  1. Правильно реагирует на речевую информацию:

- понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту

- выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

- следует указаниям принять участие в том или ином деле  и выполняет его

  1. Активная речь:

- пользуется предложениями из трех и более слов

- отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам

- излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение

  1. Говорит понятно для слушателей:

- разговорный словарь достигает 250 – 700 слов

- активно общается со знакомыми людьми

- использует в речи разные виды предложений

  1. Проявляет интерес к художественной литературе:

- легко охотно соглашается послушать чтение

- просит взрослого почитать или рассказать историю

- пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй

  1. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

- самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты

- правильно держит книгу, листает от начала до конца

- любит участвовать  в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

  1. Видит связь между устной и письменной речью:

- опознает символические обозначения, используемые в группе

- узнает написание своего имени

- имитирует письмо взрослых

Всего (среднее значение)

  1. Художественно-эстетическое развитие

  1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

- просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее

- внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок

- подпевает отдельные слова и фразы

  1. Сам пытается музицировать:

- способен узнавать знакомую мелодию, песню

- распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало

- использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

  1. Двигается под музыку:

- начинает движения с началом музыки

- двигается в соответствии с характером музыки

- выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)

  1. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

- проявляет интерес к разным видам изодеятельности

- может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут

- радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно

  1. Воплощает идеи в реальность:

- называет, что нарисовал

- знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.

- умеет раскатывать комок глины прямыми  и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»

  1. Проявляет воображение:

- выбирает разные цвета

- использует разные материалы, размер и цвет бумаги

- умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

  1. Демонстрирует координированные движения:

- умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем

- прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед

- умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии

  1. Удерживает равновесие:

- стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия

- проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого

- умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе

  1. Использует координированные движения:

- поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку

- рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками

- выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора

  1. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:

- самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки

- с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком

- при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место

  1. Знает некоторые части тела и их функции:

- называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)

- может показать эти части тела

  1. Знает предметы, связанные с гигиеной:

- знает свой шкафчик

- знает свою кровать

- знает свое полотенце и пр.

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года

Карта  наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет

Ребенок ___________________________________ группа _____________ пол ________

Воспитатель ________________________________________________________________

Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла),  низкий (1 балл)

Критерии развития  

1-й год

(младшая группа)

2-й год

(средняя группа

3-й год (старшая группа)

4-й год (под

готови

тельная группа)

I*

II

I

II

I

II

I

II

  1. Социально-коммуникативное развитие
  1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

 - называет себя мальчиком или девочкой

- воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх

- рассказывает о  своей семье, о культуре и традициях

  1. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

 - проявляет уважение к себе и другим

- легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками

 - знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор

  1. Выражает эмоции приемлемым способом:

 - опознает и называет различные эмоции

 - выражает чувства словами

 - объясняет причины своих эмоций

  1. Проявляет эмпатию к другим людям:

- демонстрирует понимание чувств других людей не вербально

- помогает другим в случае необходимости

-выражает понимание чувств вербально

  1. Самоконтроль и взаимодействие:

- навыки игры сформированы соответственно возрасту

- присоединяется к игре по приглашению или просьбе

- играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других

  1. Понимает и уважает различия между людьми:

- играет с ребенком другой культурной принадлежности

- интересуется различиями между собой и другими

- использует подходящие слова, обсуждая различия

  1. Самообслуживание:

 - умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду

 - может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы

 - бережно относится к личным вещам и вещам сверстников

  1. Ручной труд:

 - проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги

- делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д.

 - принимает участие в изготовлении поделок из природного  и бросового материала

  1. Воспитание ценностного отношения к труду:

- проявляет желание трудиться

- ответственно выполняет трудовые поручения

- помогает сверстникам и взрослым при затруднении

  1. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

- знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу

- знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице

- знает правила безопасного поведения в транспорте

  1. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:

- знает и соблюдает правила экологического поведения в природе

- знает и соблюдает правила общения с животными

- имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)

  1. Знает элементарные  правила безопасного поведения в детском саду, в быту:

- знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада

- знает и выполняет правила поведения на прогулке  

- знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами

Всего (среднее значение):

  1. Познавательное развитие

  1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:

- задает вопросы о мире, событиях, материалах

- проявляет любознательность

- возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

  1. Планирует и ставит цель:

- планирует предстоящую деятельность, что собирается делать

-  подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы

-выдвигает гипотезы и предложения

  1. Классифицирует по признакам:

- классифицирует объекты  по цвету, форме, размеру и т.д.

- подбирает группу объектов на основании функционального сходства

- находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему

  1. Понимает количественные отношения:

- устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их

- сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало

- складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы

- использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.

  1. Понимает основные пространственные отношения:

- понимает слова, обозначающие положение или направления

- правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения

- решает различные пространственные головоломки (пазлы)

  1. Обнаруживает наличие представлений о времени:

- знает слова, означающие время суток

- понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.

- знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев

Всего (среднее значение)

  1. Речевое развитие

  1. Правильно реагирует на речевую информацию:

-  выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

- следует указаниям принять участие в том или ином деле  и действует

- задает уместные вопросы

  1. Говорит понятно для слушателей:

- использует  части речи согласно возрасту

- согласует слова в предложении

- говорит соответственно возрасту

  1. Излагает историю, тот или иной текст в последовательности:

- рассказывает собственную историю

- развивает предложения

  1. Сосредоточенно слушает чтение вслух:

- легко и охотно соглашается послушать чтение

-просит взрослого почитать или рассказать историю

- высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги

  1.  Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

- часто посещает литературный центр

- правильно держит книгу, листает от начала до конца

- любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

 

  1. Видит связь между устной и письменной речью:

- опознает символические обозначения, используемые в группе

- узнает написание своего имени

- диктует свои истории воспитателю

Всего (среднее значение)

  1. Художественно-эстетическое развитие
  1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

- просит включить и повторить песню, мелодию,  

- узнает марш, вальс, колыбельную, песню

- слушает мелодию и песню

  1. Сам пытается музицировать:

- использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности

-   может назвать несколько музыкальных инструментов  

- поет песню, напевает мелодию

  1. Двигается под музыку:

- может использовать танец, выученный на музыкальном занятии

- придумывает движения, невеяные музыкой

- любит смотреть, как танцуют дети, взрослые

  1. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

- высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда

- тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали

- проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений

  1. Воплощает идеи в реальность:

- рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства

- выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует

- рисует изображения, навеянные музыкой

  1. Проявляет воображение:

- придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа

- использует схемы для реализации результата

- использует материалы оригинальным способом

  1. Выражает свои идеи и чувства различными средствами:

- экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и т.д.

- рисует картины после полученных впечатлений

- добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

  1. Демонстрирует координированные движения:

- ловит мяч двумя руками

- бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия

- прыгает через скакалку (одним из способов)

  1. Удерживает равновесие:

- стоит на одной ноге

- идет по узкой полосе

- проходит по низкому брусу

  1. Использует координированные движения:

- проявляет способность координации глаз/рука

- застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки

- режет по линии

  1. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:

- моет руки, когда нужно, по мере необходимости

- заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища

- регулярно упражняется в движениях и отдыхе

  1. Знает некоторые части тела и их функции:

- называет важнейшие части тела и их функции

- охраняет части тела и органы

- может описать характер физической боли или неудобства, их места

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года

Количественная обработка данных педагогической диагностики

Педагогическая диагностика достижений воспитанников группы ____________________________ в ______/_______ учебном году

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно эстетическое развитие

Физическое развитие

Итого (среднее значение)

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итого по группе (среднее значение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты наблюдений

Карта оказания дифференцированной помощи педагогам ...

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ (АДАПТАЦИИ) ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В Д/САД

Карта заполняется с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Карта расчитана,в основном, для наблюдения за детьми ясельной (1 мл.)группы. Заполнять её может как педагог- ежедневно (вверху проста...

Карта наблюдения за ребенком в период адаптации

Карта наблюдения за ребенком в период адаптации...

Карта наблюдения за ребёнком в период адаптации

Эту карту я немного систематизировала и успешно её использую в своей работе....

Карта наблюдения

Данный вид карты предполагает фиксацию поведения и эмоционального самочувствия ребенка в группе детского сада....

«Как помочь ребёнку в создании карт наблюдения за живой природой с использованием символов и пиктограмм»

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования  помогают методы моделирования и мнемотехники....

Карты наблюдений детского развития

Карты наблюдений детского развития к программе Н.Е. Вераксы "От рождения до школы"....