«Как помочь ребёнку в создании карт наблюдения за живой природой с использованием символов и пиктограмм»
статья по окружающему миру на тему
Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы моделирования и мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Как помочь ребёнку в создании карт наблюденияза живой природой с использов | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как помочь ребёнку в создании карт наблюдения
за живой природой с использованием символов и пиктограмм»
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы моделирования и мнемотехники. Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, я уже не первый год работы использую в своей работе с младшей группы –мнемодорожки, а со старшей – мнемотаблицы, которые позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Особенность данной методики заключается в том, что мы используем не изображения предметов, а графические символы. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, явлений природы, признаков и развивает основные психические процессы – память, внимание, образное мышление, что помогает овладению приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Мнемодорожки и мнемотаблицы поначалу служили дидактическим материалом по ознакомлению детей с природой. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста были использованы цветные мнемотаблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, солнышко - желтое, ягодка красная. Для детей же старшего дошкольного возраста схему можно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Вместе с детьми были созданы мнемотаблицы по уходу за комнатными растениями, , уход за аквариумными рыбками, посадки семян.
Обучение строится от простого к сложному. Работу начинала с простейших мнемоквадратов, затем создавались мнемодорожки, а позже - мнемотаблицы.
В старшей группе, когда дети уже знали и понимали что и как графически можно изобразить, стали сами придумывать свои символы при составлении сначала мнемодорожек, а в подготовительной группе – уже мнемотаблиц.
Таким образом, использование методов моделирования и мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...
консультация для родителей "Ребёнок и живая природа"
статья о общении ребёнка с живой природой...
Диагностическая карта по теме «Живая природа нашего края» для детей старшего дошкольного возраста.
карта предназначена для проверки знаний детей подготовительной к школе группы....
Мастер- класс: Создание экологической игрушки «Травянчик», как один из методов знакомства детей с живой природой.
В материале представлен материал по изготовлению эко-игрушки "Травянчик"....
Наблюдение на прогулке за живой природой с использованием различных приёмов.( подготовительная группа)
Наблюдение на прогулке за живой природой....
Конспект НОД по музыкальному развитию в подготовительной группе «Мир живой природы» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Конспект НОД по музыкальному развитию в подготовительной группе «Мир живой природы» с использованием здоровьесберегающих технологий....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПИКТОГРАММАМИ
В статье представлен опыт работы по формированию представлений о живой природе через работу с пиктограммами у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы к...