Региональная составляющая в организации образовательной среды
проект
Предлагаю обзор мероприятий по реализации регионального компонента в работе воспитателя ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная составляющая в организации образовательной среды
Национально-региональный компонент в программе МДОУ «Детский сад №113» предусматривает решение следующих задач: возможность введения материала, связанного с традициями региона, нашего края. Он отвечает потребностям и интересам воспитанников МДОУ и педагогов, позволяет организовать образовательную деятельность, направленную на изучение природных, этнокультурных особенностей Республики Карелия, города Петрозаводска.
В нашем дошкольном учреждении ведется большая работа по реализации регионального компонента, которую можно проследить в специально разработанной краеведческой программе «Родной край» во всех образовательных областях.
Цель программы - приобщение детей к культуре народа, его духовным, материальным ценностям, знакомство с историей родного края, передача подрастающему поколению нравственных ценностей и духовных традиций своего народа.
На основе краеведческой программы создано календарно-тематическое планирование по всем возрастам и образовательным областям. В соответствии с планированием, занятия по краеведению проводятся один раз в месяц.
Национально-региональный компонент прослеживается во всех образовательных областях: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
В нашем дошкольном учреждении национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса.
В рамках ежегодного проекта «Неделя Карелии», который проходит традиционно в нашем дошкольном учреждении и бывает всегда интересным и тематически разнообразным (например, «Карелия в костюмах. Хранитель – домовенок Кузя»; проект, приуроченный к юбилейной дате нашего ДОУ,- «Детский сад – наш дом родной»), воспитанники знакомятся с особенностями карельской этнокультуры: карельскими сказками, особенностями старинного быта карел, занятия организованной образовательной деятельности проходят с элементами ряжения (элементы карельского костюма); смотрят мультфильмы по народным сказкам, участвуют в музыкальных и физкультурных развлечениях, например, в «Карельских игрищах» - проводилось физкультурное развлечение «Тары-бары-растабары». Дети играли в карельские народные игры, с привлечением словесного фольклорного материала и приглашенного персонажа карело-финского эпоса «Калевала» Айно.
Участие в подобных проектах приобщают детей к культуре народа, его духовным и материальным ценностям; воспитывает чувство гордости за родной край, воспитывает интерес к истории родного края, уважение к труду взрослых, поддерживает познавательный интерес к своей Родине.
Во время проектов мы с детьми посещаем созданный на базе нашего сада музейный центр «Онеженка», чтоб дети воочию смогли увидеть предметы быта, костюмы карельского народа.
Реализации задач национально-регионального компонента служит и развивающая предметно-пространственная образовательная среда МДОУ.
Во время посещения музейного центра «Онеженка» обращаю внимание детей на те предметы, которые связаны с лексической темой, проходящей на данный момент в саду. Например, если лексическая тема - «Одежда», то внимание детей обращаю именно на то, как одевались люди из карельского народа, как украшена одежда. Всё это позволяет расширять кругозор детей, развивать и активизировать словарь воспитанников.
В нашем дошкольном учреждении проходят различные экспозиции, выставки творческих работ и фотовыставки. К проекту «Неделя Карелии» была подготовлена фотовыставка «Город Петрозаводск, старый и современный», дети могли увидеть, каким был город раньше и каким стал сейчас
Дети и их родители могли посетить выставку творческих работ: «Карельская вышивка», «Кижские талисманы», «Карельский фольклор», «Карельские загадки в пейзажах». Всё это способствует формированию у детей патриотических чувств, чувства гордости за свою малую Родину, расширению представлений о родном крае.
Для формирования представлений о родном крае в группе создан краеведческий уголок «Республика Карелия».
В нем представлены Государственный символ России Флаг, Флаг Карелии, выставка книг с карельскими и поморскими сказками, подборкой стихотворных произведений карельских поэтов о Карелии, книгами о городе Петрозаводске и представленными в них фотографиями с достопримечательностями города, примеры узоров карельских народных костюмов, фотоальбом «Природа Карелии», изделия из бересты, макет «Мир - наш дом», картотека карельских народных подвижных игр, альбом «Карелия в костюмах», подборка стихов о Карелии.
Краеведческий уголок используется в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. В зависимости от лексической темы, дети могут выбрать для рассматривания фотоальбом «Природа Карелии», иллюстрации со страниц карельских сказок, потрогать ленты тесьмы с карельской вышивкой.
Все это позволит детям окунуться в атмосферу истории родного края, восхититься карельскими пейзажами, узнать о быте древних карел – то есть прикоснуться руками к истории и, как результат, реализовывать задачи познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития.
На занятиях по «Краеведению» формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Карелии, словесном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, народных играх, флоре и фауне родного края. Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство младших дошкольников с карельской избой, предметами быта карел: веретеном, одеждой, посудой, мебелью, карельскими ягодами, произрастающими в лесу, узнают о ядовитых и съедобных грибах карельских лесов, об обитателях водоемов. Дети знакомятся с особенностями досуга древних карел: сочинением загадок и созданием куклы-пеленашки.
Краеведческий материал используется и в образовательной деятельности по образовательным областям:
Художественно-эстетическое развитие осуществляется через знакомство с национальным карельским костюмом, узорами карельской вышивки, произведениями декоративно-прикладного искусства (кукла-пеленашка, изделия из древесины и бересты). На занятиях организованной образовательной деятельности вырезаем и украшаем карельскими узорами сарафаны, юбочки, варежки, платки; знакомимся с техникой рисования карельских узоров.
Познавательное развитие не исчерпывается только программным материалом: дошкольники знакомятся с названием города, улицами и домами, названиями зданий: поликлиника, детский сад, торговый центр, школа; с дорожной разметкой и правилами пешехода, дорожными знаками. В этом помогают многофункциональные пособия-макеты «Город Петрозаводск», «Зеленый уголок Древлянки». Пособие, с сопутствующими фигурками людей, зверей, домами, достопримечательностями города, помогает закреплять знание города, фауны Карелии, правил дорожного движения. Макеты созданы усилиями коллег для пополнения образовательной среды учреждения
Речевое развитие с приобщением дошкольников к художественной литературе знакомит детей с произведениями карельского фольклора: загадками, сказками. Чтение-слушание сказок приводит к пополнению словарного запаса детей.
Физическое развитие и представления детей о здоровом образе жизни реализуется через знакомство с карельскими народными подвижными играми «Сиди-сиди, Яша», «Сеть да рыба», организацию двигательной активности в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности и на прогулке.
Социально-коммуникативное развитие происходит в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности и мероприятиях проектов. С воспитанниками мы посетили выставки творческих работ, фотовыставку, экспозицию «История игрушки», которая была создана силами семей воспитанников. Дети познакомились с игрушками, в которые играли их родители, бабушки и дедушки, дошкольники имели возможность сравнить старую игрушку и современную.
Трудовое воспитание предполагает формирование первых представлений детей о профессиях, обязанностях трудового человека, инструментами и аксессуарами человека профессии. Дошкольники наблюдают за трудом взрослых в детском саду, в городе. Были организованы экскурсии в медицинский кабинет, в кухонный блок. Оказывают посильную помощь по высаживанию цветов на клумбы, уборке участка.
Система работы по краеведению, объединяясь с работой по другим образовательным областям, приводит к формированию у детей представлений о родном крае, воспитывается чувство сопричастности к жизни, к истории, к людям, которые живут в Карелии.
Большое значение имеет помощь родителей. Воспитание патриотизма, любви к родине и людям, к труду невозможно без семьи. Родители моих воспитанников - активные участники конкурсов и акций, которые проходят в детском саду.
Работа педагога в воспитании чувства патриотизма у детей очень важна. Воспитатель закладывает основы формирования у дошкольников гражданской ответственности, активной гражданской позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Организация образовательной среды в ДОУ"
Презентация на педагогическом совете для воспитателей ТЕМА : "«Организация развивающей образовательной среды в ДОУ»...
Организация образовательной среды и здоровьезберегающие технологии в условиях введения ФГОС – ДО
В данной презентации представлены наиболее актуальные здоровьесберегающие технологии и методики, используемые мною в режиме реализации НОД....
Организация образовательной среды детского сада на новых принципах
Организация образовательной среды по ФГОС...
Региональная составляющая в организации образовательной среды
Приобщение детей к истокам национальной культуры, развитие интереса к народным традициям является очень актуальным вопросом современности. Региональная культура становится первым шагом в освоении бога...
Региональная составляющая в организации образовательной среды
Фото с мероприятий. К сожалению фото очень мало. Но всё ещё пополнится.И будут представлены сценарии...
Региональный компонент в организации развивающей среды группового пространства
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях соврем...
Региональная составляющая в организации образовательной среды
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обря...