Организация образовательной среды детского сада на новых принципах
консультация на тему

Пиманова Людмила Александровна

Организация образовательной среды по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательной среды детского сада на новых принципах

Подготовила

Ст. воспитатель Л.А. Пиманова

Образовательная развивающая среда рассматривается как система целесообразно отобранных и гармонично включенных в пространство жизни детей средств (бытовых, культурных, дидактических, игровых), обеспечивающих успешную реализацию учебно-воспитательных целей дошкольного образования.

Вводимый в настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на создание образовательного пространства, отвечающего принципам амплификации (обогащения), трансформации, полифункциональности, гибкости. Исходя из этого, важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя.

Современный детский сад можно рассматривать как целенаправленно организованную среду, которая является для ребенка моделью социума. Социальный характер образовательной среды ДОУ имеет ряд особенностей. Это среда:

 упрощенная, поскольку направлена на приобретение каждым ребенком опыта социального поведения и общения в комфортных, специально созданных условиях;

 очищенная, поскольку защищает детей от неприемлемых и даже опасных, угрожающих здоровью черт макросреды;

 компенсирующая, поскольку позволяет детям преодолевать естественные ограничения социальной макросреды.

В идеале детский сад должен представлять для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что станет предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных проблем. С одной стороны, позволит максимально приблизить учебно-воспитательные ситуации е реалиям детской жизни, что поможет личностному принятию их ребенком. С другой стороны, научит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.

Организация образовательной среды – это направление управленческой деятельности руководителя детского сада, связанное с созданием целостной системы материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач в оптимальных условиях.

Вместе с тем, каждый педагог детского сада также решает задачу создания предметно-пространственной среды как части учреждения. Важно отметить, что педагог при этом проявляет свою индивидуальность и учитывает наличные ресурсы своего образовательного пространства, но свой персональный проект обязательно согласует с моделью образовательной среды дошкольной организации в целом.

Если задача руководителя состоит в разработке и реализации модели образовательного пространства всей организации как целостной системы с преимущественным ориентиром на материальные объекты, то задача каждого педагога связана, в первую очередь, с обеспечением оптимальных условий для развития каждого ребенка.

Образовательное пространство детского сада организуется таким образом, чтобы дети сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, подсказал, как построить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить и сделать положительным переживанием, достоянием коллектива и достижением собственной жизни. Не указывая, что нужно делать, но, зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, взрослый обустраивает среду для полноценной жизни и деятельности детей.

Окружение ребенка должно стимулировать его познавательную, моторную и сенсорную активность, способствовать развитию речи. Оно должно быть местом, которое ребенок воспринимает как дружелюбное, устойчиво-постоянное, интересное для практического освоения и познания. Должно быть обеспечено накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе специальных игр-занятий и в повседневной жизни.

 Для организованных игр и занятий необходимы игрушки, реальные предметы, муляжи, куклы и фигуры настольного театра, фланелеграф, игрушки-самоделки, картины, костюмы для ряжения, элементы декорации, цветная бумага, краски и др. Следует собирать, чтобы использовать в играх и дидактических ситуациях предметы повседневного быта - чеки, билеты, карточки, квитанции, бланки, упаковки, ненужные лоскутки, открытки, катушки, рюкзаки – все то, что можно использовать в игре и для сортировки предметов, при создании всевозможных последовательностей и коллекций.

Для организации общения нужно специальное пространство – мобильное и легко трансформируемое, чтобы дети могли, к примеру: составить в один большой стол маленькие столы, отгородить пространство для игры-драматизации стульями или занавеской, выделить место на ковре, разложить на полу мягкие пуфы; существует возможность для рисования на глазах у детей.

Для индивидуальной работы нужны комплекты однородных игрушек; место, оборудованное для проведения занятий; книги, произведения искусства, произведения декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия соответственно возрасту. Для удержания внимания используются мелодичный звук колокольчика, волшебная палочка, элементы костюма воспитателя, необычные игрушки.

В беседах на темы, связанные с рукотворным миром, используется много наглядного материала. Работая с ним, дети одновременно учатся считать, пересчитывать, узнавать, сравнивать, сопоставлять.

Для художественно-эстетической деятельности нужны особые предметы и пособия. Для музыкальной работы нужны взрослые и детские музыкальные инструменты, место, оборудованное для проведения занятий. Для изобразительной деятельности нужны следующие материалы: глина, бумага, краски, кисти, карандаши, элементы мозаики; произведения искусства, произведения декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия соответственно возрасту.

Обсуждая содержание иллюстраций, картин, плакатов на темы повседневной жизни, можно находить на них предметы, сделанные из одного и того же материала, при помощи одних и тех же инструментов, говорить о длительности процесса их изготовления, придумывать, как зовут разных персонажей, в каких условиях они живут, куда любят ходить, как и почему одеваются, что и где едят, какими вещами пользуются и т.д. Очень важно называть на иллюстрации детали, части предметов, описывать их назначение, особенности материала, из которого они сделаны, находить предметы того же материала или того же количества на картинке и в жизни.

Соприкосновение с искусством приносит детям глубокое эмоциональное удовлетворение, причем неважно, чем они при этом заняты – лепкой, рисованием, аппликацией. Социальная сущность человека и способ его существования заключаются в способности и потребности в творческом преобразовании окружающего мира, в процессе которого происходит развитие самого человека. Источником удовлетворенности является способность справиться с задачей, преодолеть проблемы, создать новое, отличающееся от исходного материала или составных частей. Детей знакомят с различными техниками: печать, плетение, каллиграфия, скульптура из органических форм, коллажи, акварель. Они практически осваивают средства выразительности, такие как фактура, текстура, цвет, форма, линия. Замечено, что это развивает словарь и речь, способность к рассуждению, обогащает опыт общения и творческого взаимодействия.

Музейная педагогика – не единственный способ знакомить детей с историей искусства. Есть детские энциклопедии, презентации, которые помогают знакомству с произведением и его деталями, есть альбомы с подборками из разных сфер искусства для детей. Есть репродукции в журналах, календарях, рекламных проспектах и т.п. Детей можно научить наслаждаться древним и современным искусством, задавать вопросы, искать на них ответы, думать, кто, как и почему изображен.

Искусство, будучи универсальным, эмоциональным и логически воспитывающим инструментом познания, встало также на службу интеркультурной педагогики. Чтобы понять, как живет иной народ, как он думает, что ценит, чем восхищается, что считает опасным, нужно проникнуться его мифами, фольклором, танцами, изобразительным рядом жизни, декоративно-прикладным искусством в многообразии проявлений.

Использование портфолио (папок с работами и пояснениями к ним, документирование художественной деятельности), привлечение средств искусства при изучении различных дисциплин, включение занятий искусством в число средств общекогнитивного развития ребенка приводят к необходимость изменить систему оценки успешности обучения или прогресса каждого конкретного ребенка.

Волшебные предметы с волшебными свойствами, в которые легко, при наличии фантазии, превращаются предметы повседневного обихода, значительно оживляют различные образовательные ситуации и заставляют задуматься о том, какие свойства обычны, а какие странны, необычно, волшебны, почему это так, как люди постепенно стали делать предметы, которые раньше встречались только в сказках, а теперь есть у всех (например, разговоры по скайпу).

Безопасность. В окружении маленького ребенка не должно быть мелких предметов, которые он может проглотить; острых, режущих, колющих предметов, которые он может сам достать; хрупких предметов, которые он может испортить. Все поверхности, по которым ребенок ползает или ходит, должны быть ровными, но не скользкими, чтобы он не мог поскользнуться (за исключением специальных мест, где под контролем взрослого тренируются умения ходить по скользкой поверхности); не должно быть предметов, в которых ребенок может задохнуться (длинных узких шарфов, полиэтиленовых пакетов). Лекарства, ядовитые вещества (типа красок, кислот, разбавителей, дезинфицирующих средств) должны быть заперты и закрыты; знакомые ребенку предметы должны быть безопасными (например, нельзя класть гвозди в коробку из-под конфет). Электроприборы нужно хранить так, чтобы ребенок не мог их включить сам; электрические розетки должны быть закрыты. Ребенок должен запомнить алгоритм – как вести себя, если заблудишься, если случится пожар и др. ситуации, угрожающие жизни и здоровью.

Этикет и культура поведения. В результате постоянного внимания к соблюдению норм культуры поведения у детей формируется представление о том, что нужно делать в проблемных ситуациях, связанных с решением разнообразных повседневных задач. Дети проявляют желание вести себя правильно (по правилам, выработанным человечеством) по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком. Дети смотрят на каждый случай с разных точек зрения, представляя себе, какие причины и последствия имеют те или иные ситуации и происшествия для разных объектов живой и неживой природы, людей и предметов. Они стараются контролировать свое поведение, стремятся осуществлять принятые решения, доводить начатое дело до конца, соблюдать правила поведения, не нарушать порядок. Дети оказывают посильную помощь взрослым (дежурят по группе, накрывают на стол, собирают грязную посуду, убирают игрушки, украшают окна, следят за своим внешним видом – глядятся в зеркало, замечают, что одежда запачкалась или порвалась, волосы растрепаны, обувь не почищена – и предлагают исправить положение и т.п.).
Взрослый решает следующие задачи:
– Обогащает сенсорный опыт, создавать ситуации, содействующие развитию зрительных, слуховых, вестибулярно-кинетических реакций, изменять местоположение источников света и звука, перемещать яркие предметы влево и вправо, фиксировать игрушки и лицо взрослого в поле зрения ребенка, изменять темп и траекторию предъявления предметов, издающих мелодичный звук.
– Обогащает тактильную чувствительность рук, вкладывая в них разные предметы, побуждать к поисковым исследовательским действиям, учить давать и брать, передавая и забирая вещи, учить следовать ребенка за едущим/катящимся/летящим предметом.
– Развивает ручные операции: разъединение предметов на части, снятие колец со стержня, раскладывание однородных и неоднородных предметов по линии, рядами, в круг, кучкой; выкладывание кубиков или иных предметов из коробки и собирание в коробку; умение ставить один предмет на другой, строить башню из нескольких кубиков.
– Учитывает различные качества и свойства предметов, разбирать и собирать кубики-вкладыши, пирамиды, матрешки, проталкивать предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирать к коробкам разной величины и формы крышки, заполнять вкладышами гнезда соответствующей величины, формы, цвета.
– Формирует умение осуществлять выбор предметов по форме или цвету первоначально из двух–трех, затем четырех разновидностей; собирать предмет, изображение из 2–4-х, затем 5–6 частей (разрезные картинки, кубики, узоры на матрешках, почтовый ящик, насадки и т.п.).

Основным условием начального этапа обучения является ведущая роль взрослого в обеспечении ребенка дидактическим материалом, проявление постоянного интереса к занятиям ребенка, поощрение любознательности и действий с предметами. Взрослый, общаясь с детьми, оказывает опережающее активизирующее воздействие на развитие их речи. Он организует педагогическую среду и деятельность детей, создает предпосылки для самостоятельных индивидуальных и совместных игр дошкольников.

Реквизит может храниться в педагогическом кабинете и должен быть сюрпризным для детей, но в образовательных ситуациях могут использоваться и обсуждаться вполне обыденные предметы, например, одежда для переодевания по ходу ролевых игр может периодически приноситься в группу, а потом забираться из нее.

Таким образом, образовательное пространство современного детского сада, построенное на принципах полифункциональности, гибкости, трансформируемости, призвано обеспечить высокий уровень качества дошкольного образования в целом и успешное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметной среды детского сада

 Теоретическое обоснование темы.Образовательная  (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащ...

Статья «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами образования, в информационно-образовательной среде детского сада»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области    «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста ...

интерактивные задания как активный элемент в образовательной среде детского сада

Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способнос...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

"ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОГО САДА"

Автором представлена презентация из опыта работы по организации предметно-пространственной среды детского сада в рамках профориентации....

Конкурсная работа "Современная образовательная среда детского сада и семьи" - 2019 Детская сказка "Жила была Сорона"

Конкурсная работа "Современная образовательная среда детского сада и семьи" - 2019    Детская сказка "Жила была Сорока"...

МИРЗОЯН Ж.М. ТЕЗИСЫ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА.

Дошкольное воспитание оказывает огромное влияние на развитие, в том числе культурное  развитие, образование, воспитание, раскрытие имеющихся способностей и возможностей детей дошкольного возраста...