Региональная составляющая в организации образовательной среды
методическая разработка (средняя группа) по теме

Трубач Надежда Борисовна

Приобщение детей к истокам национальной культуры, развитие интереса к народным традициям является очень актуальным вопросом современности. Региональная культура становится первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Основной задачей работы по региональному компоненту является формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа и родному языку.

Для решения данных задач использую разнообразные формы работы с детьми, способствующие развитию и обогащения знаний ребёнка.

Направления деятельности:

  1. Физкультурно-оздоровительное (народные игры: догонялки; развлечения, игры-путешествия по Карелии).
  2. Познавательно-речевое (беседы о городе, животном и растительном мире родного края, разучивание закличек; экологический центр, "лаборатория экспериментирования").
  3. Художественно-эстетическое (чтение карельских сказок, прослушивание стихов и песен о Карелии, рассматривание тематических альбомов, участие в республиканском конкурсе детского рисунка "Заповедник Кивач во всем своем многообразии").
  4. Социально-личностное (участие в экологических акциях "Карельская береза", "дерево России", "Письма деревьев", создание экологической тропинки на участке детского сада).

(Приложение - выписка из комплексно-тематического плана, средняя группа, сентябрь - ноябрь 2016г.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksno-tematicheskoe_planirovanie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе

(с включением национально-регионального компонента)

Дата

Тема

недели

Задачи

Содержание

Взаимодействие с семьей

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно эстетическое развитие

Физическое развитие

29.08– 02.09

«Здравствуй ,

детский сад».

Закрепить с детьми  название детского сада и группы, которую они посещают.

Формировать представление детей о профессиях людей в детском саду.

Повторить правила безопасного поведения в помещении и на улице

экскурсия по группе, детскому саду и участку; - беседы о сотрудниках детского сада;

повторение правил безопасного поведения на участке и помещении, оформление уголка безопасности

- беседы с детьми, чтение рассказа Р.Зернова «Как Антон любил ходить в детский сад», стихов о детском саде, - рассказывание из личного опыта

музыкальное развлечение «Здравствуй, детский сад!»

подвижные игры, физические упражнения

- Родительское собрание

Оформление выставки рисунков «Как я провел лето»

Оформление информационного стенда по безопасности

05.09 – 09.09

«Привет из лета»

Обобщить знание о природе, лете, летнем отдыхе

- обмен впечатлениями о летнем отдыхе

- игры с водой и песком

- рассматривание иллюстраций о лете, беседа о летнем отдыхе, рассказывание из личного опыта

создание игровых ситуаций общения, чтение стихов о лете

Аппликация «Цветочная поляна»

подвижные и хороводные игры

12.09 – 16.09

«Дорожная

азбука»

Закрепить и расширить знания о правилах дорожного движения (сигналы светофора, некоторые дорожные знаки, улица, пешеходный переход), безопасное поведение на дороге

- сюжетно-ролевая игра «Дорога»,      - выполнение заданий в игровой форме на «автоплощадке»

- игры в уголке безопасности (макет)

- создание игровых и проблемных ситуаций, дидактические игры на тему «транспорт»

беседа, чтение и заучивание стихов, рассматривание тематических альбомов

- просмотр кукольного спектакля,             -  рисование

«Светофор на дороге»

подвижные игры

самостоятельная двигательная деятельность

19.09 – 23.09

«Мой город»

Формировать элементарные представления о городе (название, ближайшее окружение детского сада, некоторые городские объекты, мой дом, улица)

- выступление старших дошкольников с рассказом о своей улице

- экскурсия к ближайшим городским объектам, наблюдение за стройкой, транспортом

-рассказ воспитателя  о городе, рассматривание иллюстраций, отдельных зданий, поведение людей на улице

- конструирование

«Улица моего города»

Подвижные игры и упражнения

26.09 – 13.09

«Осенняя ярмарка»

Продолжать знакомить детей с растениями сада, огорода. Закрепить понятие «Овощи» и «Фрукты», познакомить с особенностями сельскохозяйственных работ в осенний период, формировать уважительное отношение к труду

- сюжетно-ролевая игра «Магазин»,      - выполнение совместных (по 2-3 ребенка) поручений

- дидактические игры на дифференциацию понятий «Фрукты», «Овощи»,

- беседа о пользе овощей и фруктов для здоровья человека

- заучивание пословиц и поговорок о труде,   - рассматривание тематических альбомов,                 - артикуляционная гимнастика

 -музыкальное развлечение «Праздник урожая»

- пластилинография (заготовки на зиму)

подвижные, хороводные  игры,

Карельская игра «сиди, сиди, Яша»

 

Оформление выставки творческих работ

06.10 – 10.10

«Осень разноцветная»

(деревья, грибы, ягоды)

- Формировать у детей представление  о  красоте и разнообразии родной природы.

- Закрепить знания об осенних явлениях природы, о признаках наступившей осени в городе

- Продолжать учить различать и называть некоторые виды деревьев и кустарников, различать и называть грибы, ягоды (бруснику, морошку, клюкву)

- создание ситуации общения в процессе рассматривания деревьев и кустарников на участке

- дидактические игры, - беседа о взаимосвязи изменений природы с растительным миром;  - экскурсия по экологической тропе (на участке детского сада)

- беседа об осени, рассматривание картин,

- чтение художественной литературы, загадок

- инсценировки сказки

В. Сутеева «Под грибком»

-конструирование из природного материала;

- «осень в искусстве» - рассматривание Карельских пейзажей  (Д.С. Поленов «Осень»).

- создание фотоальбома «Осень в моем городе».

- подвижные игры,  самостоятельная двигательная деятельность на участке

03.10-07.10

«Осень, Человек.

Одежда и головные уборы»

Продолжать знакомить детей с одеждой, соответствующей осеннему сезону, учить устанавливать связь между одеждой и состоянием погоды, изменение жизнедеятельности человека в зависимости от времени гола

- наблюдение за трудом дворника, совместный труд с детьми старшей группы

- сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды»

- дидактические игры,

- составление тематического альбома

- рассказ  воспитателя

- закрепление лексической темы в процессе режимных моментов

- чтение и заучивание стихов, поговорок и пословиц об осени, рассматривание иллюстраций по теме

рисование «Шапка»

подвижные игры, физические упражнения

17.10– 21.10

«Дикие и домашние животные»  

Расширять и систематизировать знания о жизни диких и домашних животных родного края,  особенности внешнего вида, подготовка животных к зиме.

Приспособление животных к среде обитания, способы существования

- театрализованная деятельность,          -чтение художественной литературы,

анализ ситуации поведения,  рассуждения о причинах и последствиях такого поведения (на примере рассказов о животных)

- дидактические игры, - рассматривание тематического альбома «животные»,

-  беседа, моделирование;            - виртуальная экскурсия в «Заповедник «Кивач»,

- чтение художественной  литературы,              - составление описательного рассказа о животных

- прослушивание аудиозаписи (голоса животных)

- лепка «Кошка»

имитационные упражнения, Карельская игра «Заяц и волк» (jänöi i hukku)

24.10– 28.10

«Птицы»

Продолжать знакомить детей с видами птиц, живущих в Карелии,  их разнообразием, с особенностями внешнего вида, дать понятия «перелётные» и «зимующие» птицы

- открытие «Птичьей столовой» (кормушки на участке),                - выполнение трудовых поручений, создание ситуаций общения в процессе рассматривания объектов экологического уголка

- наблюдение за птицами прилетающими на участок, рассматривание иллюстраций,               - дидактическая игра «Птичий двор»

- рассказ педагога о  птицах, чтение и заучивание стихов, загадок,  

- чтение стихотворения С.Маршака «Где обедал воробей?»

- аппликация, прослушивание аудиозаписи с пением птиц (Карельский лес)

подвижные игры

31.10 – 03.11

«Наша родина Россия»

Расширять представления о городе. Дать элементарные представления о родной стране (название, символы, некоторые общественные праздники и события)

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье, обществу, стране

Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог)

Посещение музыкального занятия детей подготовительной группы

 - дидактические,          - настольно-печатные  игры, просмотр видеофильмов (презентаций) о родном городе

- беседа, рассматривание иллюстраций, набора открыток

- побуждать к рассказыванию о том, где гуляли в выходные,                -обратить внимание детей на красочное оформление зала детского сада

- аппликация , коллективная работа «Мой город»

хороводные игры,

Оформление фотовыставки «Моя дружная семья»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Организация образовательной среды в ДОУ"

Презентация на педагогическом совете для воспитателей ТЕМА : "«Организация развивающей образовательной среды в ДОУ»...

Организация образовательной среды и здоровьезберегающие технологии в условиях введения ФГОС – ДО

В данной презентации представлены наиболее актуальные здоровьесберегающие технологии и методики, используемые мною  в режиме реализации НОД....

Проект «Модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей»

Цель проекта создание модели организации образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка....

Педагогический калейдоскоп «Организация образовательной среды по укреплению и сохранению здоровья воспитанников»

В ходе семинара педагогам предлагается с разных углов зрения посмотреть на организацию здоровьесберегающей среды по укреплению и сохранению здоровья, проанализировать проблемы, трудности, наметить пер...