Региональная составляющая в организации образовательной среды
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_6.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная составляющая в организации образовательной среды
Подгайская М.А., воспитатель
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
1. Интеграция предполагает планирование (отражение тематики в планах. У нас есть темы недели и про город и мир животных и растений)
2. формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
3. подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
4. создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
5. организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Мною разработано календарно-перспективное планирование работы по региональной составляющей образовательного процесса.
Цель: Осуществление комплексного подхода в развитии активности дошкольников в процессе приобщения к природе, истории и культуре родного края
Растительный мир | Сказки и рассказы | Животный мир | Достопримечательности Карелии | Игры |
Сентябрь | ||||
Беседа «Край озер и рек» Цель: продолжать знакомить детей с регионом, в котором они проживают | Беседа «Сказки земли Карельской» Цель: познакомить детей с многообразием карельских сказок Чтение карельской сказки «Белка, рукавица и иголка» | Беседа «Край, в котором я живу» Цель: продолжать знакомить детей с животными, проживающими на территории Карелии | Беседа «Сокровища земли Карельской» Цель: познакомить детей с многообразием достопримечательностей Карелии | Подвижная игра «Догонялка» Водящий весело припевает: Стерегу, стерегу овечку По золотому крылечку. Не трожь моей овечки Ни зверь, ни медведь, Ни лихой человек. Кыш, овечка, в поле! Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот, кого он поймает, становится водящим. |
Октябрь | ||||
Беседа «Край, в котором я живу. Растения Карелии» Цель: продолжать знакомить детей с растениями Карелии | Чтение карельской сказки «Медведь, волк и лиса» | Беседа «Главные в лесу» Цель: продолжать знакомить детей с основными хищниками Карельских лесов - медведем, лисой и волком | Беседа «Деревянная Сказка – остров Кижи» Цель: познакомить детей с историей музея-заповедника Кижи | «Неня» (нос) Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления Ход игры: Играющие встают или садятся по кругу. В центре трое- 2 игрока, один водящий. Игроки шепчут на ухо игроку имена участников. Водящий вызывает игроков по именам в центр круга, те в свою очередь должны угадать кто их вызвал. Если угадали- меняются местами, Если же нет то им показывают с помощью пальцев «длинный нос». И встают в круг. |
Ноябрь | ||||
Беседа «Зеленый друг» Цель: познакомить детей с лесами Карелии, правилам поведения в лесу, уважительным отношениям к деревьям и кустарникам. | Чтение карельской сказки «Голубая важенка» | Беседа «Лось и северный олень» Цель: продолжать знакомить детей с одними из крупнейших животных – лосем и северным оленем | Беседа «горный парк Рускеала» Цель: познакомить детей с горным парком Рускеала | Сиди, сиди, Яша! Кто-нибудь добровольно становится «Яшей». Ему завязывают глаза, сажают в центр круга. Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню: Сиди, сиди, Яша, Ты – забава наша. Погрызи орешки Для моей потешки. Руки на темь положи И словечко нам скажи: Раз, два, три – ищи! После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается. |
Декабрь | ||||
Беседа «Голубые глаза озер» Цель: продолжать знакомить детей с символом Карелии – озерами. Познакомить с Онежским и Ладожским озерами | Чтение карельской сказки «Невеста мышь» | Беседа «Маленькие и незаметные» Цель: познакомить детей с мелкими грызунами, населяющими леса Карелии | Беседа «Карельский Дед Мороз» Цель: познакомить детей с карельским Дедом Морозом – Талви Укко | Ко мне с кольцом. Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!» Все одновременно встают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы к тому, чтобы помешать обладателю кольца передать его ведущему. Тот, кому удается отобрать кольцо, становится ведущим. |
Январь | ||||
Беседа «Символ Карелии - Береза» Цель: познакомить детей с символом Карелии - Березой | Чтение карельской сказки «Пряхи у проруби» | Беседа «Любители воды» Цель: познакомить детей с животными, проживающими вблизи водоемов – выдрами и бобрами | Беседа «гора Воттоваара» Цель: познакомить детей с легендами горы Воттоваара | Пятнашки с мячом Цель: способствовать развитию психофизических качеств. Правила: в игре водящий может изменять свое решение многократно в зависимости от ситуации. Чертится верхняя и нижняя границы игрового поля. Участники игры располагаются вдоль верхней линии, лицом к полю, на равном расстоянии друг от друга. Водящий с мячом и палкой становиться последним справа, лицом к играющим, ставит мяч на линию и легко бьет по нему палкой, направляя его вдоль стоящих. Если мяч останавливается между играющими, водящий делаетдругую попытку, если напротив кого-нибудь из играющих- оба (играющий и водящий) тотчас начинают бег. При этом играющий бежит к нижней границе игрового поля, а водящий- бежит за мячом, хватает мяч и, догнав убегающего, «пятнает» его. Если мяч достиг цели, убегающий становиться водящим, если нет- водящий бежит за мячом, хватает его и снова пытается «запятнать» бегущего. Но это можно делать, пока убегающий не встал на своё место у верхней линии. В случае промаха игра начинается сначала |
Февраль | ||||
Беседа «Загадки про растения» Цель: продолжать развивать навык отгадывания карельских загадок | Чтение карельской сказки «Про барана и козла» | Беседа «Птицы Карелии» Цель: продолжать знакомить детей с птицами Карелии – глухарь и тетерев | Беседа «Водопад Кивач» Цель: познакомить детей с водопадом Кивач, произведениями и картинами о водопаде | Игра «Ворона на поле» Цель: воспитывать ловкость , быстроту, выносливость. Ход игры: Выбирается водящий – «хозяин», остальные «вороны». Чертятся (определяются) границы поля. «Хозяин» садится на корточки в центре поля. «Вороны» слетаются на поле и начинают каркать: «Кар-кар, пеладолла поллеммё, ювя сюёммё» - «Поле топчем, зерна клюём». Так повторяют несколько раз. Просыпается «хозяин» и начинает гонять «ворон». «Вороны» улетают за границы поля. Там их трогать нельзя. Если какая-то «ворона» зазевалась, «хозяин» успевает её поймать. Игра продолжается до тех пор, пока «хозяин» не переловит всех «ворон». |
Март | ||||
Беседа «Для чего лес вырос?» Цель: знакомить детей с применением даров леса – изделиями из бересты, дерева, дарами природы (ягоды, грибы) | Чтение карельской сказки «Девять золотых сыновей» | Беседа «Под водой» Цель: познакомить детей с рыбами, обитающими в карельских водоемах | Беседа «Карельская кухня» Цель: познакомить детей с многообразием карельских блюд: калитки, уха, пироги | «Игра «Сеть и рыбы» Цель: учить детей действовать по сигналу, согласовывать действия. Правила: во время игры дети произносят слова: Участники игры делятся на две команды: «рыбы» и «сеть». Сначала «сплетают сеть» - встают в круг и берутся за руки и поднимают их вверх. «Рыбы плавают» - заходят в круг, выходят из круга. Во время игры дети произносят слова: Плавай, рыбка! Плавай, рыбка! Ты в водице, ай-яй-яй! Видишь ты большие сети? Рыбка, рыбка, уплывай! Когда слова заканчиваются и «рыбы» в «сети» много, ловцы кричат: «Веркко» (сеть). Поднятые вверх руки опускаются, ловцы сужают круг, стараясь удержать пойманную «рыбу». Можно усложнить игру заданием – ловить определённую рыбу. |
Апрель | ||||
Беседа «Карельские чудеса» Цель: знакомить детей с природными чудесами Карелии камнями, вулканами, петроглифами | Чтение карельской сказки «Красавица Насто» | Беседа «Загадки про животных Карелии» Цель: продолжать учить детей отгадывать карельские загадки по заданной теме | Беседа «Онежские петроглифы» Цель: познакомить детей с историей онежских петроглифов | Кукот (Петухи) Петухи – известные драчуны. Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге. Сблизившись пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и стал на обе ноги. Незамедлительно следует наказание: проигравший должен кукарекать во все горло. К выигравшему подходит следующий «петух» - и игра продолжается. Особенно азартным «петушиный бой» был в присутствии девочек. |
Май | ||||
Викторина «Край, в котором я живу» Цель: закрепить полученные знания о растительном мире Карелии | Чтение карельской сказки «Ольховая чурка» | Викторина «О жителях лесов, озер и рек» Цель: закрепить полученные знания о животном мире Карелии | Виртуальная экскурсия «Набережная Онежского озера» Цель: познакомить детей с многообразием памятников и скульптур набережной города Петрозаводска | «Кислый» круг. Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к арбитру, у которого в Куках зажаты две спички – одна короткая, другая подлиннее. Если капитану достается короткая спичка, его команде водить. В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих – «запятнать» мячом стоящих в кругу. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие, конечно стараются поймать мяч, тогда на их счету прибавится «свеча», которая дает право следующий меткий удар по играющим не защитывать. Поэтому водящие стараются попасть мячом по ногам или по спине играющих – так поймать мяч сложнее. Как только начинается игра, все приходит в непрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому. Водящие бегают по внешнему кругу то вправо, то влево, стремясь выбрать выгодную позицию и «запятнать» играющих. И все-таки случается, что на счету играющих скапливается столько «свечей», что отыграть их уже невозможно. Тогда оставляют круг «киснуть» (ассоциация с молоком, которое киснет, если долго стоит). Игра прекращается. Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Организация образовательной среды в ДОУ"
Презентация на педагогическом совете для воспитателей ТЕМА : "«Организация развивающей образовательной среды в ДОУ»...
Организация образовательной среды и здоровьезберегающие технологии в условиях введения ФГОС – ДО
В данной презентации представлены наиболее актуальные здоровьесберегающие технологии и методики, используемые мною в режиме реализации НОД....
Организация образовательной среды детского сада на новых принципах
Организация образовательной среды по ФГОС...
Региональная составляющая в организации образовательной среды
Приобщение детей к истокам национальной культуры, развитие интереса к народным традициям является очень актуальным вопросом современности. Региональная культура становится первым шагом в освоении бога...
Региональная составляющая в организации образовательной среды
Фото с мероприятий. К сожалению фото очень мало. Но всё ещё пополнится.И будут представлены сценарии...
Региональная составляющая в организации образовательной среды
Предлагаю обзор мероприятий по реализации регионального компонента в работе воспитателя ДОУ....
Региональный компонент в организации развивающей среды группового пространства
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях соврем...