Региональный компонент в организации развивающей среды группового пространства
консультация (старшая группа)
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Таким образом, реализации задач ФГОС ДО региональному компоненту уделяется огромное значение. Тем более в 2018 году Ивановская губерния отмечает свой столетний юбилей.
Задачи программы региональной направленности:
-развитие на основе предпочитаемых ребенком видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности) интереса детей к русскому языку, желание говорить на языке, формирование у детей первоначальной коммуникативной компетентности в рамках изучаемой тематики, в соответствии с программой дошкольного обучения;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, в соответствии с традициями и обычаями народов родного края;
-создание необходимых условий для обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
В связи с актуальностью данной темы в системе дошкольного образования мною был разработан проект «Ситцевая Радуга». Занимаюсь данным проектом с 2010 года. Заинтересовал он меня еще и тем, что, к сожалению, в нашем городе текстильная промышленность угасает. Я изучала данную тему начиная с ее истоков и была очень удивлена тем, каких масштабов достиг основатель Шуйско –Тезинской фабрики купец 1 гильдии Федор Герасимович Попов. Данный проект включает в себя знакомство с процессом изготовления ткани, окрашивание ткани, экспериментирование с тканью, изготовление игрушек из ткани, роспись ткани, работа с тканью, мозаика из ситца и т.д.
Для более лучшего изучения ткани, для более тесного контакта с ней, я решила использовать ситец в развивающей предметно пространственной среде. Принципы построения РППС:-наличие разнообразного оборудования; -учет возрастных особенностей детей; - эстетическое оформление; - безопасность; -использование ситцевых лоскутов в оформлении; - дистанции; - стабильности, динамичности; -активности, самостоятельности, творчества.
Содержание программы по ФГОС ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области, которые представляют определенные направления развития и образования детей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Центр сюжетно - ролевых игр: комплекты постельного белья для кукол, костюмы: доктора, парикмахера; одежда для уголка ряжения, одежда для кукол, скатерти, салфетки.
Центр «Безопасность» костюм Пожарного, дидактические игры с использованием ситца «Кошкин дом», «Одень пожарного» и т.д.. Использование ситца для оформления дороги для правил дорожного движения, костюмы военных.
Центр Экологии макеты изготовленные из ситца «Животные нашего края», тематические альбомы «Цветы», «Растения», «Деревья» и т.д., оформление дидактических игр ситцем.
Совместно с детьми мы выращивали настоящий хлопок, следили за процессом его развития, рост заносили в дневник наблюдений, также имеется макет «От хлопка к ситцу».
В центре «Математика» изготовление дидактических игр с помощью ситца и оформление коробок для этих игр.
Нравственно – патриотический центр: тематические альбомы «Шуя», «Образцы ткани», ситцевый герб, игры из ситца по нравственно – патриотическому воспитанию, фотовыставка «Развитие текстильной промышленности».
Центр «Конструирование» оформление коробок детским ситцем, ситцевый конструктор.
Центр «Конструирование» оформление коробок детским ситцем, ситцевый конструктор.
Центр Мир книги: книги о ситце, книжки, сделанные руками родителей «Ситцевые сказки», альбом «Сюжетный ситец»
Центр Грамотность дидактические игры из ситца и коробки оформленные ситцем.
Центр Творческая мастерская: проект «Ситцевая Радуга», ситцевые трафареты, ситцевые шаблоны для аппликаций.
Центр «Если хочешь быть здоров»: ситцевые платки, ситцевые флажки, ситцевые мячи, инвентарь для спортивных игр и мероприятий.
В тесном контакте с проектом «Ситцевая Радуга» взаимодействует музей, в котором представлены игрушки из ситца, книги о текстильной промышленности, фотографии.
Также использовала ситец не только в развивающей предметно пространственной среде, но и в оформлении столовой: ситцевые салфетки, ситцевые скатерти.
В спальне ситцевые комплекты для детей.
Предполагаемый результат: развитие творческих способностей детей, развитие мелкой моторики, развитие воображения и мышления, приобщение к народным традициям родного города, развитие РППС
Работа на перспективу: продолжать пополнять РППС, продолжать знакомство с народным календарем, познакомить детей с другими традициями города Шуи в рамках других проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда групповых участков соответствующая современным требованиям организации трудового воспитания.
Выступление на педагогческом совете....
Методические разработки "Региональный компонент в содержании развивающей предметно-пространственной среды".
Современные представления о развитии личности в детстве настоятельно диктуют потребность расширения образовательного пространства за счет введения новых сфер, поддерживающих это развитие: семьи, учреж...
Семинар: Организация развивающей среды для интеграции детей с ОВЗ в образовательном пространстве учреждения.
Социализация и интеграция детей с ОВЗ становится приоритетной задачей современного российского общества. особые дети всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значите...
Семинар "Организация развивающей среды для интеграции детей с ОВЗ в образовательном пространстве учреждения"
Социализация и интеграция детей с ОВЗ становится приоритетной задачей современного российского общества. особые дети всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значите...
Консультация «Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»
Консультация«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающейпредметно-пространственной среды, группового пространства»...
Инициативно-творческая группа "Составление проекта организации развивающей среды помещений и групповых ячеек дошкольного учреждения в процессе проведения плановой реновации"
Документы, подтверждающие участие в работе ИТГ по оформлению помещений ДОУ и организации развивающей предметно-пространственной среды групп после проведения плановой реновации...
«Учёт гендерных особенностей дошкольников в организации развивающей среды группового пространства : воспитываем мальчиков и девочек»
Сообщение по данной теме поможет нам организовать развивающую среду группы с учётом гендерных особенностей дошкольников....