«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»
методическая разработка
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 111.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
Качканарского городского округа
Мастер-класс
«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»
Русинова Наталья Евгеньевна,
воспитатель I квалифиационной категории
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.
Цель: освоение педагогами игр и игровых упражнений, способствующие овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими;
- Вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими;
- Развивать творческую активность педагогов.
Ход мастер- класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить некоторые практические аспекты моего опыта работы по теме: «Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»
Цель мастер-класса – демонстрация и освоение игр и игровых упражнений, которые помогут Вам эффективно развивать способы овладения конструктивных способов общения у дошкольников. Прежде чем перейти к нашему диалогу, давайте составим определение
Что такое конструктивное общение?
Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями в процессе общения.
Ведение в тему:
Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются наиболее интенсивно в дошкольном возрасте.
Одной из проблем в общении со сверстниками и другими людьми остается проблема взаимоотношений со сверстниками. Часто можно наблюдать такую картину, что дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, не умеют взаимодействовать друг с другом в процессе какой- либо деятельности, не могут поддержать и развить установившийся контакт; дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что в свою очередь ведет к конфликтам.
Диалог с аудиторией: Как вы считаете, в чем причина?
Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста:
- слабая социальная рефлексия,
- неудовлетворённая потребность в общении,
- низкая самооценка,
- агрессия,
- низкий уровень речевого развития,
- не умеют управлять своим поведением,
- недостаточное развитие эмоциональной сферы,
- различные формы детской нервозности (невропатии, страхи)
Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Мощнейшим стимулятором их прогресса являются игры. В них ребенок вынужден удерживать в памяти цели, последовательность действий, правила, сюжет, внимательно следить за ходом событий, активно общаться с партнерами. Поэтому,
Коммуникативное общение старших дошкольников, с нашей точки зрения, предполагает проявление субъективных качеств ребёнка в процессе осуществления данного вида общения — это и интерес к общению, и наличие предпочтений в выборе партнёра по коммуникативному общению, проявление инициативы и активности при организации коммуникативного общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества для поддержания интереса собеседника.
При выборе технологии ориентируюсь на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на оптимизацию коммуникативного общения, воспитание культуры общения и речи;
- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в коммуникативном общении;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком;
- организация активной коммуникативной практики каждого ребёнка в разных видах деятельности с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер.
Логика конструирования и реализации технологии осуществляется в основных формах: коллективных, групповых и индивидуальных занятиях, а также специально организованных интегрированных видах деятельности, (диалогово-игровых, познавательно-игровых, невербально-игровых), где применяется комплекс методов:
- методы стимулирования и мотивации коммуникативного общения (сюрпризный момент, создание проблемных ситуаций, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса и др.);
- методы работы над содержанием детской речи и коммуникативного общения:
- наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, игрушек, предметов);
- словесные методы: чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т. д.);
- игровые методы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение, драматизация литературных произведений, доступных ребенку старшего дошкольного возраста, которые обеспечивали ему активность и самостоятельность в способах оптимизации своего коммуникативного общения);
- практические методы (изготовление поделок, атрибутов для игр и т. п.); упражнение в умениях;
- методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм в коммуникативном общении (пересказ литературных произведений, рассказы по плану и т. п.);
- методы, обеспечивающие оптимизацию самостоятельности и творчества старших дошкольников в коммуникативном общении (сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончания к рассказу и т. д.);
- методы, направленные на оптимизацию и коррекцию умений детей доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки в коммуникативном общении:
- методы внешней педагогической оценки (анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ-самооценка);
-методы сущностной оценки (оперативная диагностика уровня сформированности коммуникативного общения старших дошкольников);
- коррекционные методы (арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия).
Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями детей (для визуалов, аудиалов, кинестетиков).
Коммуникативные игры
Игровые пятиминутки
(Рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток)
Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.
«Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево», Горная тропинка», « Глаза», « Замри!», «Обыграй превращения», «Звери на болоте»,
«Как тебя зовут? «Я не должен», «Менялки», « Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», ««Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек»,
«Сказка наизнанку», «Собери чемодан», « О чем я сказала», Через стекло», «Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок»
Интерактивные игры
(игры на взаимодействие)
Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
«Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник».
Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения
«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки»
Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности
Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации
«Ругаемся овощами, «Изобрази животное», «Собака – повадырь», « Не поделили игрушку», « Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».
Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема», «Хозяин горы».
Метод принятия роли
Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма
Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.
Варианты игр:
Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.
Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».
Самостоятельные игры.
Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».
Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».
Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги».
Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера
Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».
Моделирование проблемных ситуаций
Цель: формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.
Методы:
- Анализ поведения сказочных героев
- Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»
- Обсуждение ситуации из жизни группы
- Проблемная ситуация созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.
- Вывод (Синквейн по теме мастер-класса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими"
Теория и практика....
Тематический контроль "Педагогическое руководство сюжетно - ролевой игры с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия"
Тематический контроль "Педагогическое руководство сюжетно - ролевой игры с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия"...
Презентация "Формы и методы формирования личностных качеств ребенка в процессе взаимодействия с окружающим миром и людьми".
Презентация....
Умные и полезные упражнения - как метод, направленный на овладение двигательными умениями и навыками у дошкольников
Паспорт проекта Тип проекта: Физкультурно – развлекательный, оздоровительныйВид проекта: ГрупповойПродолжительность проекта: ДолгосрочныйУчастники проекта: воспитанники стар...
Игры и упражнения, направленные на овладение детьми навыками игры в настольный теннис.
Игры и упражнения, направленные на овладение детьми навыками игры в настольный теннис....
Консультация. Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром
В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».«Познавательное развитие предполагает развитие интерес...
Овладение старшими дошкольниками способами общения в игре как регуляторами отношений
ull;установление между участниками игры доброжелательных отношений,•осознание и принятие этой задачи•подведение к необходимости использования для ее решения определенных коммуникативных ум...