Консультация. Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром
консультация
В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Основные цели и задачи:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с социальным миром
- Ознакомление с миром природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody.docx | 52.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25
Консультация для воспитателей:
Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром
Составила: Т.Д.Минаева
13.01.2022
с. Успенское
В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Основные цели и задачи:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с социальным миром
- Ознакомление с миром природы
Формы организации деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром и природой
Формами организации деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром и природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке. Работу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы организации, все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.
Занятие – это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Экскурсия – это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Как и занятие, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями воспитанниками используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных.
Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста.
Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Методы ознакомления дошкольников с окружающим миром и природой
К наглядным методам обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы). Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном их окружении, заранее подготовленное и руководимое взрослым.
Наглядные пособия дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины.
Технические средства обучения - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются презентации, кинофильмы, мультфильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Практические методы
Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.
Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
Словесные методы
Рассказ воспитателя – это живое, яркое, эмоциональное изложение фактов, явлений, событий, описание предметов.
Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа зависит от возраста детей.
Беседа – это организованный разговор на определенную тему, во время которой педагог, опираясь на знания и опыт детей, пользуясь вопросами, подводит детей к более глубокому пониманию и усвоению новых знаний и их закреплению.
Беседа является наиболее сложным методом обучения. Краткие беседы с малышами используются при ознакомлении с трудом взрослых и с помещение детского сада.
Беседы с детьми 5-7 лет проводятся систематически на разные темы как самостоятельные занятия.
Чтение художественной литературы также рассматривается как один из важных методов ознакомления детей с окружающим миром.
Эффективность этого метода зависит от правильного отбора литературных произведений, как со стороны содержания, так и художественной формы. Чтобы содержание произведения донести до детей, воспитатель должен сам ясно осознать его идею, замысел, основательно поработать над техникой речи. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную Программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989.- 165с.
4. Мануйленко З.В. Методы и приемы обучения в детском саду.- М.:1960.
5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.— М.: Мозаика-Синтез, 2016.
6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/27/metody-obucheniya-doshkolnikov
7. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news1554.html
8. http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3-2/7.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...
Консультация на тему: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром»
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечив...
Консультация на тему: " Методы и приемы ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром"
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что о...
Опыт работы "«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность».
quot;Ведущая педагогическая идея опыта заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста окружающего мира посредством широкого внедрения проектной деятельности"...
Консультация для воспитателей Тема: «Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей с окружающим миром»
Консультация для педагогов«Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром»Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
ьимоиы дыоирмыод ыопдыц жйуарцдип дйаруцд...