Мастер - класс "Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими"
методическая разработка по развитию речи на тему
Теория и практика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_formirovanie_navykov_obshcheniya.docx | 50.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 47»
Мастер- класс
«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»
Подготовила:
Сергеева Н. В. – воспитатель1-й кв. категории
МБДОУ «ДСОВ № 47» г. Братск
2015 г.
Цель: освоение педагогами игр и игровых упражнений, способствующиеовладению детьми конструктивных способов общения с окружающими.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими;
2. Вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими;
3. Развивать творческую активность педагогов.
Ход мастер- класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить некоторые практические аспекты моего опыта работы по теме:«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими».
Цель мастер-класса – демонстрация и освоение игр и игровых упражнений, которые помогут Вам эффективно развивать способы овладения конструктивных способов общения у дошкольников. Прежде чем перейти к нашему диалогу, давайте составим определение
– Что такое конструктивное общение?
Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями в процессе общения.
Ведение в тему:
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.
Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются наиболее интенсивно в дошкольном возрасте.
Одной из проблем в общении со сверстниками и другими людьми остается проблема взаимоотношений со сверстниками. Часто можно наблюдать такую картину, что дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, не умеют взаимодействовать друг с другом в процессе какой- либо деятельности, не могут поддержать и развить установившийся контакт; дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что в свою очередь ведет к конфликтам.
Диалог с аудиторией: Как вы считаете, в чем причина?
Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста:
- слабая социальная рефлексия,
- неудовлетворённая потребность в общении,
- низкая самооценка,
- агрессия,
- низкий уровень речевого развития,
- не умеют управлять своим поведением,
- недостаточное развитие эмоциональной сферы,
- различные формы детской нервозности (невропатии, страхи)
Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Вашему вниманию, я предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
1.Игра «Менялки».
Цель: Развивать умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и подчиняться правилам.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Водящий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
2. «Игра в тарелочку».
Цель: Развивать умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и подчиняться правилам.
Играющие садятся по кругу. Один игрок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры.
3. Игра «Слепец и поводырь».
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Разбиваемся на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной. Затем участники меняются ролями.По окончанию игрыспрашиваю, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
4. Игра «Вежливые слова».
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Играющие бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
5.«Игры-ситуации».
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
- Два мальчика поссорились – помири их.
- Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
- Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Игра «Изобрази пословицу».
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Асейчас предлагаю изобразить с помощью жестов, мимики пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
7. Игра «Закорючка».
Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.
Предлагаю вам волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д.
8. Игра «Без маски».
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Стоя в кругу. Я начну высказывание, а вы должны будете его закончить:
“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;
“ Особенно мне не нравится, когда…”;
“Однажды меня очень напугало то, что…”;
9. Игра "Волшебные конфеты".
Цель: развитие чувства эмпатии.
Я хочу вас угостить конфетами, но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебниц и сможете пожелать всем, что-то такое, от чего у всех будет хорошее настроение.
Заключительная часть.
Шуточный тест « Любимый сказочный герой». Каждому на небольшом листе бумаге записать в столбик трех сказочных героев.
Интерпретация: первый- это тот образ, с которым вы себя ассоциируете; второй- это каким сказочным персонажем видят вас дети; ну, а третий – это кем вы являетесь на самом деле.
Затем проводится ритуал прощания «Солнышко», все участники кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят « До новых встреч!».
Всем спасибо!!!
Литература:
Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.
Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.
Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.
Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль "Педагогическое руководство сюжетно - ролевой игры с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия"
Тематический контроль "Педагогическое руководство сюжетно - ролевой игры с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия"...
Мастер - класс «Нетрадиционные методы в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук»
Цели: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук . Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занят...
«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной...
Умные и полезные упражнения - как метод, направленный на овладение двигательными умениями и навыками у дошкольников
Паспорт проекта Тип проекта: Физкультурно – развлекательный, оздоровительныйВид проекта: ГрупповойПродолжительность проекта: ДолгосрочныйУчастники проекта: воспитанники стар...
Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...
Игры и упражнения, направленные на овладение детьми навыками игры в настольный теннис.
Игры и упражнения, направленные на овладение детьми навыками игры в настольный теннис....
Овладение старшими дошкольниками способами общения в игре как регуляторами отношений
ull;установление между участниками игры доброжелательных отношений,•осознание и принятие этой задачи•подведение к необходимости использования для ее решения определенных коммуникативных ум...