Опыт работы по гендерному воспитанию
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.
Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ташантинская общеобразовательная школа» детский сад «Радуга»
Опыт работы по гендерному воспитанию
Нуртазановой Динары Саяхатовны
Ташанта
2018
«Гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт
культуры.
Установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.
Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.
Одним из эффективных методов в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода по нашему мнению является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений. Отличительной особенностью детского труда является его близость к игре. В этом случае очень важно, чтобы трудовая деятельность была под чутким руководством взрослого. Так же в трудовой деятельности детей для них очень важна оценка взрослого конечного результата. В педагогическом процессе существует несколько видов труда детей:
- самообслуживание - это труд ребёнка, направленного на обслуживание самого себя;
- хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность детей, в которой они подражают взрослым;
- труд в природе - это уход за растениями и животными, выращивание овощей на грядках, участие в чистке аквариума и т.д.
- ручной и художественный труд - это изготовление поделок из природного материала различного вида (этот вид труда способствует развитию фантазии у детей, а так же творческих способностей).
Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение ручного и хозяйственно-бытового труда с учётом пола ребёнка. Желательно педагогическую работу осуществлять по отношению к разнополым парам, куда войдёт и мальчик и девочка.
Очень важно, чтобы дети научились распределять трудовые обязанности по принципу «взаимодополнения» при уборке помещения, при изготовлении простейших игрушек для малышей, при дежурствах по столовой и т.д. При организации такого вида труда необходимо у мальчиков формировать первые навыки владения такими инструментами, как молоток, ножовка, а у девочек - умение украшать интерьер, совершенствовать навыки шитья, умение ухаживать за малышами и т.д. Большое значение в поддержании интереса детей к этой деятельности имеет поощрение педагога: « Как хорошо у вас получается, когда вы стараетесь всё делать аккуратно!», «Приятно, когда вы заботитесь друг о друге!» и т.д. При обучении детей обоего пола «мужским» и «женским» умениям необходимо создать в детском саду определённые условия - отдельную комнату для труда девочек и мальчиков, или если нет такой возможности, то отдельный уголок с соответствующими орудиями труда для мальчиков и девочек. При осуществлении дифференцированного подхода к формированию у детей разного пола навыков ручного труда важно развивать у дошкольников уверенность в своих силах и гордость за то, что они являются носителями типичных для своего пола умений.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. В игре развиваются все стороны личности доступным ей образом, ребенок буквально впитывает в себя гендерные стереотипы как мышления, так и поведения.
Различие в поведении, играх, деятельности, интересах мальчиков и девочек наблюдаются уже с младенчества. Мальчики, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам, тогда как девочки склонны к попечительной работе - ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т.д. Склонность к попечительской работе, которую можно рассматривать как проявление материнского инстинкта, находит выражение в выборе игрушек, характере игр.
Если девочки склонны к попечительству, то у мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к конструктивной деятельной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Кроме того, мальчиков больше интересует устройство игрушек, чем их назначение. Отсюда вся та многочисленная разобранная и разломанная техника в «хозяйстве» мальчика. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, вокзалы, а зал, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.
Многие известные психологи и педагоги признают исключительное значение ролевой игры в воспитании ребенка и особенно ее воздействия на эмоциональную сферу, его чувства. Мальчик-«воин», сражаясь в игре с врагом, чувствует себя смелым, отважным героем. Девочка - «мама» испытывает нежность к своему «ребенку», кукле, тревогу за него, когда он болеет. Одна из функций ролевой игры в процессе гендерного развития ребенка связана с удовлетворением его желания «практиковать», пусть и в воображаемом плане, но он создает поведенческую модель, соответствующую его полу. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются, и особенно своими сюжетами. У мальчиков, как уже говорилось, эти игры героической тематики: «военные», в «спасателей», «пожарных», вертолетчиков» и т.п. У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: «Дочки-матери», «Больница», «Детский сад», «Парикмахерская». При руководстве военными играми, дошкольникам необходимо разъяснять их функции делать акцент на гуманных чувствах, на том, что они защищают свою Родину, оберегают тех, кто нуждается в их помощи, в том числе женщин и детей. При организации совместных игр мальчиков и девочек важно создать игровую ситуацию, требующую эмоциональное сотрудничество детей разного пола .
Детская художественная литература является одним из главных средств гендерного воспитания дошкольников. Как известно, художественный образ воздействует на маленького ребёнка гораздо сильнее, чем скучные объяснения взрослого. А.В. Запорожец писал о том, что дошкольник, воспринимая художественный образ литературного произведения, становится на позицию героя, мысленно ему содействует, радуется ему успехам и огорчается из-за его неудач. При отборе художественных произведений для использования в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода воспитатели должны учитывать следующие требования:
- доступность произведения возрасту,
- эмоциональная привлекательность произведения,
- динамичность сюжета,
- эмоциональное и образное описание героев,
- наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру.
При удовлетворении всех этих требований восприятие художественного произведения создаёт благоприятный настрой у детей. А это очень важно, так как формирование у дошкольников соответствующих представлений о качествах мужественности и женственности включает также и процесс переживания содержания этих представлений и чувства личной сопричастности.
Восприятие художественного рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в различных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков литературных героев на эмоциональное отношение к ним дошкольников имеет большое воспитательное значение.
Одно из самых важных и главных условий для гендерного поведения дошкольников, выражение ребенком мужского или женского образа - это пространственно-предметная развивающая среда. Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности связана с организацией предметно-развивающей среды. Для мальчиков мы подобрали различные конструкторы, технические игрушки, подготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Служба 911», «Богатыри».
Для девочек оборудовали кукольный уголок, расположить предметы домашнего обихода, кукол, наряды (юбки, косынки, фартуки, шляпки). Поместили больших мягких кукол мальчика и девочку, сшитых руками мам. Изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки-матери», «Ателье».
В книжном уголке сделали подборку книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Моя семья», «Все работы хороши — выбирай на вкус», «Мальчики и девочки вместе».
Пространственно-предметная развивающая среда создает ребенку условия для гендерного поведения, выражения им мужского или женского образа. При построении пространственно-предметной развивающей среды учитывается: принцип эмоциогенности среды, дающий ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку определить свое отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать среду по своему усмотрению; гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка.
Элементами пространственно-предметной среды выступают: мини-среды мужского и женского труда, где представлено оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, гараж с машинами, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки белья, шкафы с посудой и др.); куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами для выполнения различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и др.); схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужчин и женщин; утолок красоты, где ребенок может самостоятельно, без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде. Мини-среда светского этикета - «театр», «званый обед», «концерт», «незнакомые люди», «прием гостей» и т.п., где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и др., дает возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета и т.п.
Создание предметно – развивающей среды с учетом интересов, потребностей детей – необходимое условие гендерного воспитания дошкольников. Мы основываясь на своем практическом опыте, предлагают создать для девочек уголок кулинарии, рукоделия ( уголок «маленьких хозяюшек»), зону для сюжетно- ролевых игр («Дочки- матери», «Магазин», «Поликлиника», «Школа»), для мальчиков- уголок ручного труда, настольных игр , спортивных игр, строительный материал для постройки парохода, ракеты, машины.
Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители - ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и детей (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, В.А.Петровский). В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем (А.Г.Харчев).
Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживание, сочувствие, сорадости, соогорчения), что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи (А.В.Запорожец, М.И.Лисина).
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Линии этого влияния таковы: формирование у детей полноценных, эмоционально окрашенных представлений о семье; введение ребенка в азы семейной экономики; осуществление педагогически грамотного гендерного воспитания детей.
Поэтому важно заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родителей мы постоянно держим в курсе событий, знакомим с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформлять информацию в «Уголке для родителей», организовываем выставки детских работ. Для наибольшей эффективности этой работы нами решаются следующие задачи взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй:
1.Установление обратной связи с родителями и согласование действий
семьи и дошкольного учреждения.
2.Ознакомление родителей с вопросами воспитания детей с учётом их
пола.
3.Повышение уровня педагогической культуры родителей.
4.Помощь родителям в воспитании детей с учётом их пола.
5.Обмен опытом между родителями.
Рассчитывать на успех можно в том случае, когда составным элементом организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является тесное сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Взаимная поддержка придаёт обеим сторонам уверенность, а возможность обсудить личные вопросы с воспитателем вселяет в родителей смелость и оптимизм. Нами используются такие работы с семьями как:
-родительские собрания,
-консультации (индивидуальные, групповые),
- приглашение специалистов (психолога, педиатра, детского гинеколога),
-оформление родительского уголка,
-подбор художественной литературы по гендерному воспитанию,\
-беседы «За круглым столом», дискуссии
-создание библиотечки для родителей по гендерного воспитания дошкольников;
В результате работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. А родителям пожелаю, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми.
Советы педагогам
• Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).
• Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.
• Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
• Используйте чаще разные головоломки для девочек.
• Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.
• Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
• Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.
• Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.
• Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
Рекомендации родителям
• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков ( а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.
• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
• Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
• Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
• Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
• Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.
Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.
Рекомендуемые книги:
Климина, Л.В. Если вы растите сына - СПб: Детство-Пресс, 2012.
Климина, Л.В. Если вы растите дочь - СПб: Детство-Пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по гендерному развитию детей старшего возраста
Представляю вашему вниманию презентацию по гендерному развитию детей старшего возраста. Практические советы, литература, фото....
Опыт работы по гендерному воспитанию
Тема : «Организация воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с позиции гендерного воспитания». Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению реб...
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ГЕНДЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Социально-личностное развитие дошкольников...
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...
Опыт работы "Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".
В данном опыте работы рассматриваются теоретические вопросы гендерной педагогики....
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...