ОПЫТ РАБОТЫ ПО ГЕНДЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
методическая разработка

Удачина Наталья Вячеславовна

Социально-личностное развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 12

г. о. Орехово-Зуево

ОПЫТ РАБОТЫ МДОУ ПО ТЕМЕ

Подготовила

старший воспитатель

МДОУ ЦРР Д/С № 12

Удачина Н.В. 

2014г.

               

«Социально-личностное развитие дошкольников»

  Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

                  Социально-личностное развитие ребенка дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его ограничить от остальных видов и направлений.

   

                Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а так же социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

                   В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

                   Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.

                   Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивает эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

                   Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

                   Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Еще сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Тем более это сложно для маленького ребенка. Постепенно на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, т.е. способность учитывать чувства и желания других людей,  причины их поступков, а ведь только в этом случае между людьми могут устанавливаться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви. Характер общения во многом зависит от социальной позиции человека, его социальной роли. Даже в дошкольном детстве у ребенка много ролей: он сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг.                                                                

                  Недаром маленький ребенок дома себя ведет иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми.  Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

                   Однако значительно важнее не столько сама роль, сколько ее носитель человек.  Только человек обладает уникальной способностью соблюдать дистанцию в отношениях с окружающими, оценивать собственные поступки, руководствоваться в своем поведении нравственными ценностями социальной и общественной жизни. Нравственность – это личная форма этического самосознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро. Маленькие дети не обладают развитым пониманием добра и зла. Для них оценка поступка определяется его последствиями: одобрением или наказанием. Они могут следовать только четко установленным правилам, чаще всего не понимая их сути. Поэтому им трудно приспосабливать эти правила даже к незначительно меняющимся обстоятельствам. Постепенно внешняя регуляция начинает играть все меньшую роль. На ее место приходит собственная внутренняя оценка поступка. Однако несмотря на то, что ребенок уже может действовать самостоятельно, без посторонней помощи, у него сохраняется потребность в совместной деятельности со взрослыми, стремление непосредственно участвовать в их жизни. При отсутствии такой возможности, ребенок начинает подражать взрослым, воспроизводить их действия, поступки и взаимоотношения в игровой форме. На рубеже дошкольного возраста взрослый начинает выступать для ребенка в качестве образца. Этим и определяется развитие всей морально-волевой сферы ребенка-дошкольника.

                 Перед педагогами стоит очень сложная задача, работая с группой детей, найти такие действенные методы и приемы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.

                      Наряду с традиционными методами, педагогический коллектив нашего ДОУ, использует в работе и инновационные, еще недостаточно распространенные методы и приемы работы с детьми: сказкотерапия, куклотерапия, цветотерапия; музейная педагогика.

               Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие возросли требования к организации методической работы в ДОУ.

                Как сделать так, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы на педагогических советах, консультациях, семинарах. Для активизации деятельности педагогического коллектива используются такие методики как «Метаплан» ,«Телеграмма», «ХИМС», что позволяет выявить ожидания педагогов и уровень их удовлетворенности проведенным педагогическим мероприятием. Наряду с развитием личности детей мы должны работать над социально-личностным развитием педагогов.

Задача методической службы ДОУ – создать образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива.          

                 Само по себе знание правил и норм поведения еще недостаточно для того, чтобы ребенок ими руководствовался. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и ее регуляторами. Причем предметами чувств становятся, прежде всего, те явления и условия, которые значимы для ребенка и поэтому воспринимаются им эмоционально. Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей. У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно – стремление избежать принятия решения. Уверенность в себе определяется положительным самовосприятием ребенка, то есть принятием себя таким, какой он есть. Параллельно в детях необходимо развивать социальную восприимчивость, способность понять особенности, интересы, потребности других людей.

                    Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра.  Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.   Для этого был составлен перспективный план занятий по нравственному воспитанию детей, сделан подбор игр и игровых упражнений на развитие нравственных чувств и морально-этических форм поведения.  Систематическая работа в данном направлении дала положительные результаты (что подтверждено диагностикой детей).  У детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.

                    Для наиболее эффективной работы необходимо наладить тесный контакт с родителями.

                         Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой мы сталкиваемся в детском саду, является недостаточное развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков у детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Дети чаще общаются с телевизором и компьютером, чем с человеком. Современные родители стыдятся чувств как собственных, так и своих детей. Значительно выросло количество запретов (особенно у мальчиков) на слезы, страх, агрессию и т.д. Недостатки эмоционально-волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, негативизм и т.д.). У детей страдает сфера эмоций, они не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, слабо заинтересованы в оценке, имеют низкий уровень притязаний, у них повышенная внушаемость.

            Наблюдение за семейным воспитанием показали, что воспитательный потенциал снижается, уровень культуры межличностных отношений также низок, что вызывает у педагогов чувство тревоги и желание активизировать работу по социально-личностному развитию дошкольников. Ребенку, да и в целом всей семье, трудно удержаться в рамках необходимой социально-нравственной культуры и толерантности в обществе, где пропагандируется экстремизм, насилие и неуважение прав и свобод личности. Именно желание педагогического коллектива изменить отношение у современной семьи к общечеловеческим ценностям, повысить их значимость, научить уважать права и свободу личности побудило создать инновационную программу.

                    Поэтому следующей ступенью социально-личностного развития детей стала работа по правовому воспитанию и образованию дошкольников. С  2008 года наше ДОУ работает по программе инновационной деятельности «Внедрение в педагогический процесс работы по программе социально-правового развития старших дошкольников «Я – ребенок, и я… и я имею право!..» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой».                    

                   Речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.

             

                   Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

               

Наш семинар проходит в нетрадиционной форме как педагогический аукцион.

 Инновационные методы работы с детьми будут представлены как лоты. 

Каждый лот состоит из 2-х частей:

1- теоретическое обоснование;

2- практическое подтверждение.

          Так как у нас аукцион педагогический, то лоты будут оцениваться или «покупаться» не последовательно, а после просмотра всех лотов.

У каждого участника аукциона есть оценочный лист, где в конце аукциона вы поставите свои баллы по определенным критериям, указанным в таблице (по 5-ти бальной шкале). Тот лот, который получит набольшее количество баллов, будет оценен «дороже» всего.


Наша задача как педагогов дошкольных учреждений изучить вопрос о процессе социализации ребёнка в коллективе, важности этого процесса, о том, чему ребёнок учится в его ходе, а также о проблемах, которые нередко возникают во время взаимодействия со сверстниками в коллективе, и о том, как мы и родители, можем помочь ребёнку преодолеть или предотвратить эти проблемы.

Проект стандарта дошкольного образования, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

  • развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь свое собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • воспитание положительного отношения у ребенка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  •  приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;
  •  развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • создание коммуникативной компетентности ребенка – распознание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
  •                    Углубленно изучая проблему социально-личностного развития детей дошкольного возраста, педагогический коллектив МДОУ определил цель приоритетного направления -  личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие его творческих способностей, познавательной и эмоциональной сферы и следующие этапы работы:
  • -1 этап – социально-эмоциональное развитие,
  • - 2 этап – социально-нравственное;
  • - 3 этап -  социально-правовое развитие детей дошкольного возраста.
  • Задачи 1 этапа:
  • 1) Становление базовых свойств личности ребенка;
  • 2) Развитие эмоционально-потребностной сферы;
  • 3) Внедрение программы социально-эмоционального развития дошкольников
  • «Я-ты-мы» О.Л.Князевой.
  • Задачи 2 этапа:
  • 1) Формирование нравственных чувств и алгоритма социального поведения;
  • 2) Развитие у детей положительного эмоционального отношения к близким, сверстникам, окружающему миру;
  • 3) Усвоение морально-этических норм поведения.
  • Задачи 3 этапа:
  • 1) Формирование у дошкольников чувства собственного достоинства; ответственности, осознание своих прав и свобод;
  • 2) Воспитание у детей уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
  • 3) Внедрение программы правового воспитания «Я – ребенок, и я… и я имею право!.. Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой.
  •                
  •                    Говоря об этапах работы по социально-личностному развитию дошкольников, следует отметить, что данная работа строится не последовательно, а параллельно, т.е. невозможно сначала работать над формированием эмоций, затем закреплять какие-либо нравственные понятия, а потом воспитывать правовую культуру. Это все воспитывается в детях в очень тесной взаимосвязи друг с другом.

Мы не можем строить общение со сверстниками вместо наших детей, но мы можем им в этом помочь, поделиться своим опытом, предотвратить некоторые неприятные ситуации.
Коллектив сверстников и отношения в нём, друзья – очень большая и существенная часть жизни ребёнка, нередко она занимает основное место в его жизни. И мы, и родители, не должны пренебрегать важностью этой стороны жизни наших детей.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по гендерному развитию детей старшего возраста

Представляю вашему вниманию презентацию по гендерному развитию детей старшего возраста. Практические советы, литература, фото....

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

Опыт работы по гендерному воспитанию

Тема : «Организация воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с позиции гендерного воспитания». Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению реб...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Опыт работы по гендерному воспитанию

Установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующи...

Опыт работы "Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".

В данном опыте работы рассматриваются теоретические вопросы гендерной педагогики....