Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"
статья
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, раскрываются основные формы и методы при реализации данного направления.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, представления детей о патриотизме, проектный метод работы, формы организации патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_portal.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников»
«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить
сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание.
Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не
имеет будущего».
Дж. Байрон
Являться патриотом, означает чувствовать себя обязательной составляющей своегоОтечества. Это непростое чувство появляется еще в дошкольном возрасте, когда в процессе воспитания ребёнка, ему прививают любовь к собственным близким, к местам, где он родился и рос, к детскому саду, улице, двору, городу и к своей родной стране, передавая ему наследие отцов и предков. На протяжении всего времени, у него закладываются основные принципы ценностного взаимоотношения
к находящемуся вокруг обществу, ко всему, что окружает ребенка.
Чувство патриотизма развивается у человека всю жизнь, в пределах определённых мировоззренческих установок окружения, государства. Человек, с рождения, бессознательно, интуитивно, безусловно и неприметно, вливается в окружающую его действительность, природу и культуру, обычаи и традиции к повседневной жизни и бытию своего народа и цивилизации собственного государства.
Вследствие этого, почвой развития патриотизма являются глубокие
чувства любви и привязанности к собственной культуре, к своему народу и своей земле, которую человек воспринимает в качестве родной среды обитания.
Природа воспитания патриотических чувств у ребёнка дошкольного возраста состоит в том, чтобы порождать, а также взрастить в душе детей зёрна любви к своей семье, природе, дому, культуре государства, сформированные усилиями родных и близких.
Любовь дошкольника к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким – папе, маме, бабушкам и дедушкам, к любви своего дома, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом стране., Поэтому, весьма значимо знакомить детей со многознаменательными историческими событиями; географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края.
Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере находится в зависимости от того, какой материал подбирает и использует педагог, методы , приёмы и средства для самовосприятия и осмысления его ребёнком. Насколько он доступен для того или иного воспитанника . Огромное значение имеет и предметно-развивающая среда в группе.
Для того чтобы знания эти были глубже и прочнее, мы уделяем большое внимание предварительной работе.
В рамках процесса патриотического воспитания дошкольников, значимо сформировать у ребенка важнейшие человеческие качества, начиная с элементарного чувства привязанности к дому, к детскому саду, к любимому уголку, чтобы у него были предметы, которые он любит, о которых вспоминает и предпочитает.
Задачи ознакомления детей с жизнью города, его истории, природой, особенно результативно могут решаться, когда на занятиях устанавливается связь поколений, и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными наследием прошлого.
От того, каким образом ребенок воспринял окружающее, что впечатлило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях настоящего и исторического прошлого страны, какой след это оставило его душе, зависит становление и развитие личности, как гражданина. Таким образом, очень важно способствовать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей страны.
Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в осмыслении, в поведении ,поступках и отношении к окружающему миру.
Отличительной чертой выраженности патриотических чувств у дошкольников являются скоротечность и ситуативность. Ребенок может быть впечатлён только что услышанным рассказом о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и это переживание может затихнуть, в соответствии с этим, как указывают психологи, необходимо закрепить это чувство во множественных и разнообразных эмоциях и чувства волнения, преднамеренно создавая разного рода условия и обстоятельства.
Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, от их усилий в воспитании ребёнка; от его окружающего мира, зависит то, какие свойства и черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно более просвещённым.
В реализации путей инновационной деятельности в воспитании патриотических чувств у дошкольников, играет огромную роль отбор и создание инноваторских подходов.
А их введение в педагогическую деятельность допустило бы произвести новые современные средства по ведению этой воспитательной работы с дошкольниками.
Предоставляя детям знания, следует принимать во внимание то, что они должны содержать воспитательную значимость, оказывать содействие развитию нравственного воспитания, внутренней культуры и духовного образования.
Раньше в дошкольных учреждениях всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу.
В нашем ДОУ, одной из приоритетных годовых задач на 2019-2020 уч.гг.. является именно патриотическое воспитание дошкольников.
В своей группе мы уделяем большое внимание этой теме.
Целью нашей работы является достижение такого результата:
• воспитание будущего гражданина – патриота.
- повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровье-сберегающих, информационно коммуникативных), проектных методов обучения.
•социальная активность педагогов и воспитанников: участие в различных конкурсах и социальных проектах;
•повышение рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.
• воспитание будущего гражданина – патриота.
Для достижения этой цели нами был разработан целый комплекс следующих задач:
• Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку;
• Формировать чувство уважения к другим людям, народам и их традициям;
• Расширять представления детей о родной стране, городе, о государственных праздниках, воспитывать уважение к символам Родины;
• Знакомить детей с конкретными историческими событиями и личностями, повлиявшими на ход истории страны;
• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения нашей Родины, уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда , защитникам Отечества;
• Формировать бережное отношение к родной природе;
• Знакомить с литературными произведениями и произведениями живописи, повествующими об истории России;
• Развивать интерес к национальным традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
Основные направления работы по патриотическому воспитанию:
1. Здоровьесберегающее.
2. Духовно-нравственное.
3. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент).
4. Гражданско-патриотическое.
5. Экологическое воспитание.
Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, в играх, на экскурсиях, в работе, в повседневной жизни, во взаимодействии с обществом, в проектной деятельности, в работе над модулями, в приобщении детей к духовному наследию народа.
Я считаю, что одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников. Я начала работать над внедрением проектного метода в различных областях несколько лет назад. Специально для патриотического воспитания было создано несколько проектов:
«Страны Мира», «Россия - наша гордость», «Столица нашей страны – Москва», «Мой родной город Орёл», «Знаменитые люди родного края», «Тайна моего имени», «Происхождение фамилии», «Этнокалендарь» «Священный праздник – День Победы», «Русский народный костюм», «Красная книга орловской области».
Я использую проектный метод обучения воспитанников в практике моей работы, как один из способов достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка. Это позволяет объединить интересы всех участников проекта:
· педагог имеет возможность самореализоваться и проявить креативность в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
· родители имеют возможность активно участвовать в важном процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
· дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку
считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает
воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас,
взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Результат своего труда вижу в диагностике, которую провожу 2 раза в год.
В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж: изучение новинок методической литературы; повышение квалификации педагога; разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.
Все аспекты проводимой нами работы в целом дают положительный результат в работе с детьми. В общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные в детском саду, помогают успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.
Список литературы:
- Елисеева Т.П. "Детский сад и семья: современные формы взаимодействия". Минск ООО Лексия 2004г.
- Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. - 2002. - 13 апреля.
- Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2006. С. 66-68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Опыт работы воспитателя по патриотическому воспитанию дошкольников....
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием проектной технологии. Тема: "Наш Невский район - зелёная жемчужина Санкт - Петербурга."
ull;Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок. Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов. Проект может быть реализован в рамках совме...
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматр...
Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки и театра"
Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичнос...
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников...
Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа с учетом ФГОС
Статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, раскр...