Опыт работы по гендерному развитию детей старшего возраста
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Васильева Альбина Ивановна

Представляю вашему вниманию презентацию по гендерному развитию детей старшего возраста. Практические советы, литература, фото.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

            3  слайд

   Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

     4 слайд

Работа по гендерному   воспитанию в  детском саду направлена на овладение детьми элементами культуры в сфере  взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

Основная цель процесса гендерного  воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами  полоролевого  поведения  на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

      5,6 слайд

 Для реализации этой цели нами  были поставлены такие задачи:

  1. Изучение процесса гендерного воспитания дошкольников. (Изучение научно – педагогической литературы по нововведению, направление участников эксперимента в различные ДОУ, участвующие по разработке гендерного аспекта в воспитании дошкольников)

Была изучена следующая литература:

Литература

- Н.Е. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ»

- Н.Е. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций».

- В.Д. Еремеева «Мальчики и девочки. Учить по – разному, любить по разному»

- Майкл Гарриен « Мальчики и девочки учатся по – разному»

- О.В. Дыбина «Полоролевая ориентация детей в предметном мире» (Детский сад от А до Я» 2006 №1

- Д.В. Колесова «Беседы о половом воспитании» Педагогика 1986

-  И.П.Шелухина «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Для успешного образовательного процесса по этой теме была подобрана методическая литература:

-Е.А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей»

- Г.Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми»

- серия книг Т.А. Шорыгиной «Общительные сказки»

Л.М.Шипицына и другие «Азбука общения»

- Е.А. Альбьева «Тематические дни и недели в детском саду»

С нами поделились опытом  педагоги клинского района.

        7 слайд

  1. Создание условий в группе для внедрения эксперимента (предметно – развивающая среда) – мини – среды мужского и женского труда – содержат оборудование для формирования мужских и женских умений – кухня, мастерская, кукольный уголок, строительный материал, фуражки, пилотки, шкатулки с бусами, наряды и т.д.

8 слайд, 9,10,11

  1. Организация работы с родителями – Проводились родительские собрания по проблемам  гендерного воспитания дошкольников. Родители  принимали участие в образовательных процессах, психологических тренингах.  В гостях у детей побывали родители разных профессий – повар, тренер, врач, учитель. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросу воспитания мальчиков и девочек офрмлялась наглядная информация на стендах.  Совместно с родителями 11 выпуск газеты «Горошинки» был посвящён этому вопросу.

  1. Внедрение гендерных технологий в нашей группе происходило:

-посредством  народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора;

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы  нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки:

 

  «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и д.р.

Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу,почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Использую в течении всего дня (картотека). Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р.

 

12 слайд, 13

Народные игры носят опережающий характер в плане проигрывания самых разнообразных сторон жизни. В подборе таких игр нам помогали музыкальные руководители. Например: «Во кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «в хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы»

Нас приглашали в гости сотрудники краеведческого музея. Знакомили детей с народным праздником «Святки». Показали костюмы, игры, песни, танцы святочной недели.

Материнский фольклор – подбор колыбельных песен, скороговорок, закличек, считалок (картотека).

Например:

Спи - ко, Таня, здорово,

Вставай весело.

Спи камешком, Вставай пёрышком!

14 слайд

- Охотно использую в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций

        Прогнозирование – детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации « Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или   девочка? Как  необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?» Например:

-Таня и Катя не поделили коляску.

    . Что может произойти, если никто не уступит?

    . Как исправить такое положение?

       Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.

Например:

   - У Кристины день рождения. Ты:

     .  даришь ей свой рисунок;

      . поздравляешь её;

      .  не обращаешь внимания;

 15, 16, 17 слайд

- внедрение игровых методов: сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, игры – состязания и д.р.

Сюжетно – ролевые игры – «Дочки – матери», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «У меня день рождение»

Игры – драматизации – «Гуси – лебеди», «Спящая  красавица», «Сказка на новый лад»

Настольный театр – проигрывание русских народных сказок, показ сказок детям младшего возраста.

Игры – состязания – «Назови смелую профессию», «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)»

Символические игры – «Предмет – мужчина, предмет – женщина», «Действия – мужчина, действия – женщина»

Дидактические игры – «Мама» (роль мамы в семье), «Настроение» (определение «погоды в доме»), «Кем я буду и каким?»

18 слайд

Учитывая полученный опыт от педагогов Клинского района, в нашем детском саду был проведён семинар по теме «Индивидуальный подход в процессе  воспитания и обучения мальчиков и девочек в режиме группы». Наши педагоги делились знаниями о литературе по гендерному воспитанию, дидактическими играми, которые помогают им в обучающем процессе по данной теме.

Например:

- «Чем похожи наши папы? Чем похожи наши мамы?»

- «Давайте говорить друг другу комплементы!»

- «Собираемся в гости»

- «Друг»

- «Отгадай профессию»

- «Волшебный цветок»

- «Как я дома помогаю»

- «Дом добрых дел»

19 слайд

- двигательно – образных методов: подвижные игры, игры – состязания, игры- модели и д.р.

Подвижные игры – «Цветы и пчёлки», «Салки с хвостиками», «Море волнуется» и т.д. (картотека П.И.). Подбирали вместе с инструктором по физическому воспитанию.

20 слайд

Итог.

   

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей,  принесла  положительные  результаты.  Повысился уровень психолого-педагогической  компетентности воспитателей  и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.  Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают полову принадлежность своего имени, отношение к нему.  Знают, кем станут, когда вырастут. Я думаю, что наработанный опыт  нашего педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

 

Выступление на районных педагогических чтениях

для заместителей  заведующих  по УВР

Опыт работы по гендерному развитию детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

воспитатель МДОУ № 36

Васильева А. И.

                                                  19 сентября 2011

                                                            г. Солнечногорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Коммуникативное развитие детей старшего возраста посредством театральной деятельности"

ВведениеАктуальность. В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных сит...

Обобщенный опыт работы в сенсорном развитии детей раннего возраста

Данный материал работы содержит теоретическую и практическую части с дальнейшим описанием развивающих игр, а также различных дидактических игр. явесь практическийматериал может быть полезен педагогам ...

Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста"

Опыт работы по исенсорному развитию детей раннего возраста. Презентация на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактичекой игры"...

Обобщённый опыт работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста».

В последние годы уделяется все больше внимания развитию художественно-эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формировани...

Обобщенный опыт работы в сенсорном развитии детей раннего возраста

Данный опыт работы содержит теоретическую и практическую часть с различными дидактическими играми для младшего возраста...

Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактических игр

Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактических игр...

Опыт работы «Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста»...