Опыт работы по гендерному воспитанию
материал по теме

Тема : «Организация воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с позиции гендерного воспитания».

 

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom_po_gendernomu_vospitaniyu.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления: «Организация воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с позиции гендерного воспитания».

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Я бы хотела представить свой небольшой опыт работы по гендерному воспитанию.

Воспитание в нашей группе ведётся планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности. Работа ведется в трех направлениях:

  • режимные моменты;
  • предметно-развивающая среда;
  • работа с родителями.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра, особенно это касается детей младшего дошкольного возраста. В сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам.

В игре происходит воспитание ребёнка, как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно – бытовые темы, а мальчики шумные, активные, в движении.

В  нашей группе создаются условия для приобщения детей к сюжетно-ролевым играм: для мальчиков – машины разного размера, рули машин, головные уборы, накидки  полицейского, макет светофора, набор инструментов; для девочек предметы сюжетно-ролевой игры  – «Салон красоты», уголка «Домашний уют» (куклы, со всеми необходимыми аксессуарами, коляска, кроватка, игрушечная мебель).

Благодаря совместной деятельности со взрослым ребенок начинает осознавать себя членом коллектива, и свой вклад в общее дело, формируется позиция «Я - помощник». В дальнейшем это станет одним из мотивов его активного участия, содействия в делах взрослых.

Работа по гендерному воспитанию осуществляется как на совместных, так и на специально организованных занятиях (девочки занимаются - «шнурованием», мальчики конструированием из конструктора, кубиков). На таких занятиях прослеживается каких качеств не хватает для того, что бы мальчики и девочки смогли выполнить выбранную ими работу  и почувствовать себя уверенно.

Приоритетное направление работы нашего МАДОУ – физическое развитие воспитанников. Реализуя это направление мы учитываем различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать  сугубо женскими или мужскими.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей.

На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности.

При разучивании танцев мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.

В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (мишки, гномики, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (лисички, снежинки, упражнения с лентами, шарами,).

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, потешки, стихи, рассказы). Наиболее полно всё это используется  при театрализации. Ведь театрализация – это синтез художественного слова и музыки.

Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов.

Все  умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек: «Моя любимая игрушка», «В гости мишки к нам пришли».

 В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщённость между ними организуются совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Для этого в группах выделены игровые зоны, специально оборудованные для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками.

В группе создан книжный уголок, книги подбираются с учетом гендерных особенностей детей. Девочки отдают предпочтение книгам о животных (сказка «Козлятки и волк» , «Теремок», «Маша и медведь»), потешкам, стихи («Девочка-ревушка»). Мальчики отдают предпочтение книгам о машинах, сказкам   о мужественности(«Муха-цокотуха», «Краденное солнце», «Ветер по морю гуляет»), стихи («Кораблик», «Грузовик», «Самолет»)

В группе  организован спортивный уголок с учетом потребностей мальчиков и девочек.

 Считается, что гендерное воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста, когда дети еще не посещают детский сад, а значит - в семье. Дети, как правило, стараются быть похожими на своих родителей и копируют их модель поведения.

Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника, вовлечения в учебно-воспитальный процесс родителей:

  • просмотр родителей различных видов деятельности (режимные моменты, открытые мероприятия, беседы, утренники);
  • вовлечение родителей в детскую деятельность (совместные поделки);
  • привлечение родителей к результатам продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка);

  • участие в совместных проектах («Покормите птиц зимой», «Кулинарная фантазия»)

Главная цель всех мероприятий совместной деятельности:

  • дать родителя знания о воспитании их собственного ребенка;
  • заинтересовать проблемами гендерного воспитания;
  • стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

            Конечно же это только начало долгого жизненного пути в нашей творческой работе по воспитанию гендерной принадлежности дошкольников.

В наших планах:

  • дифференцированно подойти к оформлению каждого уголка группы, с учетом интересов мальчиков и девочек (уголок изо, с дид играми);  
  • продолжать вести работу по воспитанию нравственных качеств детей (отзывчивости, уважению, доброты, вниманию друг к другу);
  • учить мальчиков быть мужественными, а девочек – женственными.

Мы, надеемся, что намеченные нами планы дадут положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по гендерному развитию детей старшего возраста

Представляю вашему вниманию презентацию по гендерному развитию детей старшего возраста. Практические советы, литература, фото....

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ГЕНДЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Социально-личностное развитие дошкольников...

Опыт работы по гендерному воспитанию

Установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующи...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

Опыт работы "Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".

В данном опыте работы рассматриваются теоретические вопросы гендерной педагогики....

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...