Роль социального опыта в МАДОУ
статья на тему
В статье рассмотрена проблема социализации ребенка и взаимодействие семьи с ДОУ. Поставлен вопрос об грамотной и успешной социализации ребенка, путем совместной работы ДОУ с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_sotsialnogo_opyta_v_madou.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А.Караульнова
МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
пгт.Тяжинский, Тяжинского района, Кемеровской области
E-maul: okaraulnova@mail.ru,
заведующий
Роль социального опыта в МАДОУ
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема социализации ребенка и взаимодействие семьи с ДОУ. Поставлен вопрос об грамотной и успешной социализации ребенка, путем совместной работы ДОУ с семьями воспитанников.
Ключевые слова:
Социальный опыт, социальное развитие, сотрудничество ДОУ и семьи.
O.А. Karaulnova
MADOU «Tyazhinskiy detskiy sad №3 «Zolotoy klyuchik»
pgt.Tyazhinskiy, Tyazhinsky district, Kemerovo region
E-maul: okaraulnova@mail.ru,
zaveduyushchiy
Rol' sotsial'nogo opyta v MADOU
Annotatsiya:
V stat'ye rassmotrena problema sotsializatsii rebenka i vzaimodeystviye sem'i s DOU. Postavlen vopros ob gramotnoy i uspeshnoy sotsializatsii rebenka, putem sovmestnoy raboty DOU s sem'yami vospitannikov.
Klyuchevyye slova:
Sotsial'nyy opyt, sotsial'noye razvitiye, sotrudnichestvo DOU i sem'i.
В настоящее время уделяется особое внимание формированию социального опыта ребенка. Формирование социального опыта в дошкольной образовательной организации является одним из основных компонентов в дошкольном образовании. Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. С первых дней своего рождения ребенок окружен другими людьми, поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Мы рассматриваем детский сад как открытую образовательную систему. Так как детский сад является одним из основных институтов формирования социального опыта ребенка необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образования. На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью формирования социального опыта ребенка в ДОУ. Важнейшей основой полноценного социального опыта ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку. Воспитатели способствуют формированию социального опыта: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, устанавливать новые контакты. Хочу поделится опытом работы МАДОУ по этому направлению.
Для решения поставленной задачи в нашем детском саду ведётся работа по созданию следующих условий, использование в практике работы детского сада здоровьесберегающих образовательных технологий для усвоения основ культуры человечества:
- двигательная активность в течение дня;
- динамические паузы во время занятий;
- пальчиковые игры;
- бодрящие гимнастики после сна (в соответствие с возрастными особенностями воспитанников;
- гимнастика для глаз;
- спортивный семейный клуб.
На первом месте стоит реализация общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Формирование познавательного интереса дошкольников к экспериментальной и проектной деятельности, развивается путём обогащения и трансформации предметно-развивающей и речевой среды.
В группах созданы условия для разных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, познавательной, конструктивной, театрализованной. Предметно-развивающая среда групп соответствует принципам:
- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно - развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Каждая группа детского сада имеет центры, по образовательным областям (центр игры, уголок именинника, уголок уединения, центр познания, центр книги, центр театра, центр ИЗО деятельности, центр музыки, центр конструирования, центр двигательной активности).
Предметно-развивающая среда кабинетов специалистов (учителя-логопеда, медицинского, методического) и музыкально-спортивного зала соответствует принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте, на мой взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом. Так как именно «благополучный» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.
Ещё одним важным условием является высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольной организации, которые повышают профессиональную компетентность в области социально-личностного развития детей через различные формы работы, которые проводятся в МАДОУ:
- педсоветы «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе»;
- семинары-практикумы «Логико-математическое развитие дошкольников средствами игровых технологий»;
- круглые столы «Взаимодействие детского сада с социальными партнерами в условиях реализации ФГОС».
Методическая работа строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Методические формы работы разнообразны. Одна из форм – это презентация опыта работы, где воспитатели и специалисты делятся своими наработками по темам самообразования, например, «Приобщение детей к труду взрослых, к миру профессий средствами познавательной деятельности», «Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО посредством их приобщения к доступной трудовой деятельности» и др. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения.
Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Этими партнерами выступают родители, которые являются активными участниками жизни детского сада.
На родительских собраниях воспитатели знакомят родителей с годовым планом работы. И уже в течение всего года наши родители участвуют в жизни детского сада: тематических праздниках «Золотая осень», «День Мудрости», «Здравствуй, здравствуй Новый год!», «Весна-красна», фестиваль «Букет детских улыбок», сдача норм ГТО, смотр строя и песни, посвященный 9 мая. Большая ответственность ложиться на родителей в организации работы мини-музея, который расположен в холлах детского сада. Каждый месяц определен конкретной тематикой «Чудо-дерево», «Город профессий», «Мой родной поселок», «Мир театра» и др. Положительно то, что родители непросто являются слушателями, а активными участниками жизнедеятельности детского сада. Их творчество и индивидуальность мы наблюдаем в строительстве снежного городка, оформление уличных участков, оформление групп к новогоднему празднику, участие в детсадовских и муниципальных конкурсах.
Воспитатели ведут активную наглядную агитация в форме папок-передвижек в приемных, размещение информации на сайте, оформление выставок рисунков и фотографий по тематикам: «Наша безопасность», «Мой любимый воспитатель», «Символ года», «Букет для мамы», «Мы празднуем 9 мая!» по лестничным пролётам детского сада. Опыт педагогической деятельности говорит о том, что эффективно развивать ребенка в социально-личностном плане можно только в сотрудничестве с родителями, а для этого созданы все условия для реализации творческого потенциала воспитанников. В 2017-2018 учебном году воспитанники МАДОУ приняли участие в 21 конкурсах различного уровня (международный – 4, всероссийский – 6, областной –2, районный –9).
Отчетный учебный год стал знаменателен многими высокими достижениям воспитанников в конкурсном движении:
- победа 2-х воспитанниц в Международном Конкурсе детского рисунка «Охрана труда глазами детей»;
- победа воспитанников группы «Артемон» и «Черепашка» в районном конкурсе видеороликов «С днем рождения, родной Кузбасс», посвященный 75-летию со дня образования Кемеровской области;
- победа 3-х воспитанников в районном конкурсе детского рисунка, посвященном 75-летию Кемеровской области, «Люблю тебя, родной Кузбасс!». Овладение воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательным областям имеет положительные результаты.
Нельзя не затронуть тему преемственности детского сада и школы, которая так актуальна в наше время, это работа со школой, которая строится по направлениям:
- работа по обеспечению взаимодействия детей дошкольного возраста со школой (экскурсии детей в школьный музей и библиотеку) с целью формирования у детей желания обучаться в школе.
- аналитико-диагностическая деятельность (диагностика готовности выпускников к школьному обучению).
Работа по сотрудничеству и преемственности МАДОУ и МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №1» выполняется по плану и обеспечивает необходимые условия для максимального развития детей, чему свидетельствуют данные итогового мониторинга. Все выпускники 2017-2018 года готовы к успешному обучению в школе.
В течение учебного года все дошкольные группы нашего детского сада работали над реализацией инновационного проекта «Театр для всех и для каждого». Проект направлен на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных театральных кукол. В мае на итоговых родительских собраниях был представлен «продукт» проекта - постановки театрализованных сказок с нетрадиционными видами кукол:
- во второй группе раннего возраста «Пьеро» (2-3 года) сами родители показали малышам постановку сказки на платочках «Репка»;
- в младшей группе «Буратино» (3-4 года) ребята показали родителям постановку сказки на прищепках «Теремок»;
- в средней группе «Мальвина» (4-5 лет) воспитанники представили сказку на тарелочках «Колобок»;
- в старшей группе «Петрушка» (5-6 лет) дети инсценировали сказку на гетрах «Заюшкина избушка»;
- в подготовительных к школе группах (6-7) лет ребята познакомили родителей с театром «Живая рука» и показали сказку «Три поросенка» (группа «Черепашка») и сказку «Красная шапочка» (группа «Артемон»).
Ребята показали свое актерское мастерство и все умения, которые приобрели на занятиях клуба «Дорогою добра», проводимого в рамках проекта. Данная деятельность позволила обогатить предметно-развивающую и речевую среду. В печатном периодическом журнале «Дошколенок Кузбасса» №1 2018 г. вышла статья («Театр для всех и для каждого»), автором которой стала творческая группа МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» (Караульнова О.А., Петрова И.В., Коренькова Н.В., Балабова О.Ю., Росликова О.В.). В 2018-2019 учебном году работа по реализации проекта будет продолжена.
Совместная работа педагогов и родителей, проводимая в детском учреждении с семьей, имеет следующие результаты:
- ребенок в центре внимания и отношений;
- родители принимают активное участие в жизни ребенка;
- педагоги больше узнают о семье и ребенке;
- дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;
- полученный опыт взаимодействия «ребенок-взрослый» выносится и за пределы детского сада, и используется на практике.
Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, помогать, уступать, вести себя за столом, правильно переходить дорогу), поэтому в МАДОУ создаются условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.д. Этим элементарным правилам воспитатели знакомят воспитанников с раннего возраста (правила поведения дома, на улице) в играх, развлечениях через реализацию проектов.
Еще одним немаловажным аспектов МАДОУ является проект «Безопасная дорога в детский сад». Для реализации этого проекта нам послужил замечательный мобильный автогородок, который нам вручили в 2005 году в Кузбасском детско-юношеском центре безопасности дорожного движения под девизом «Детям Кузбасса – безопасные дороги». Оборудование позволяет педагогам эффективно обучать детей безопасному поведению на проезжей части.
Преимущество автогородка в том, что он является мобильным. На любое занятие можно использовать отдельные атрибуты автогородка. Занятия проводить не только в здании детского сада, но и на территории. Благодаря мобильному автогородку, дети и коллектив детского сада активно участвует в районном и областном конкурсе «Правила дорожного детям знать положено».
Подводя итог, следует отметить, что наиболее значимой социально-педагогической работой со стороны работников МАДОУ является создание условий для развития бережного, ответственного отношения ребенка к себе и к своему здоровью, к родителям, окружающей природе. А наша дошкольная организация «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» находится в постоянном поиске развития организации вариативных форм предоставления дошкольного образования через организацию работы с педагогами, воспитанниками и их семьями.
Литература
- Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф. Виноградовой, - М.: 1989.
- Данилина, Т.А. [Текст]: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом / Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: 2003.
3. Есина, Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников / Л.Д. Есина. - М.: Скрипторий 2003, 2008.
4. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2015.
5. Лесгафт, П.Ф. [Текст]: / Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф.Лесгафт, - М.: 1991.
6. Трясорукова, Т. П. 30 занятий для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста / Т.П. Трясорукова. - М.: Феникс, 2015.
7.Узорова, О.В. 400 узоров. Для развития моторики мелких мышц у детей дошкольного возраста / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: АСТ, Астрель, 2012.
8. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Оптимизация процеса оздоровления детей дошольного возраста в условиях ДОУ" ( из опыта работы МАДОУ №41)
"Оптмизация процесса оздоровления детей дошкольного возраст а в условиях ДОУ"(выступление из опыта работы МАДОУ«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» на городской конференции для руко...
Обобщение опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"
Обобщение опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"...
Роль сюжетно-ролевой игры в обогащении социального опыта дошкольника
социальное развитие человека, приобретение им социального опыта связано с процессом социализации. Основными направлениями развития и обогащения социального опыта ребенка-дошкольника являются:- о...
Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”
Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкуИз опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Во...
Развитие творческих способностей детей в дошкольном учреждении. Из опыта работы МАДОУ ЦРР ДС № 482 г.Челябинска
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить ...
Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей. (из опыта работы)
Размышление, о том как происходит развитие игровой деятельности у детей при выборе ролей....
«Роль экскурсий в природу для обогащения социального опыта детей младшего дошкольного возраста»
В данном материале показана важность экскурсий в природу для детей домов ребенка. А также советы для родителей и воспитателей ДОУ....