Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей. (из опыта работы)
методическая разработка
Размышление, о том как происходит развитие игровой деятельности у детей при выборе ролей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_igrovoy_deyatelnosti_s_tselyu_osvoeniya_razlichnyh_sotsialnyh_roley.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей .
Всем известно, что детство — это уникальный, особенный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.
Наблюдения в группе за воспитанниками показали , что у некоторых детей наблюдаются трудности в сфере социализации, а именно, проявляется излишняя робость, замкнутость, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, конфликтность, недостаточное развитие игровых умений.
Чем же можно объяснить социальную проблему дошкольников? Можно назвать много причин. Но все они сводятся к одному знаменателю — взрослые (родители и педагоги) не обеспечивают детей полноценным, познавательным общением. Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый. Ребенок моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. В дошкольном возрасте моделирование происходит через сюжетно — ролевую игру. Сюжетно ролевая игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребёнок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как важно, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат следующие принципы:
- Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
- На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.
- На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Тематика игр детей 3 -4 лет играют в основном в одиночку. Они не умеют договариваться между собой, распределять роли и игровой материал, а темы игр ("семья", "детский сад", "езда" на машине или в автобусе). Сюжеты игр однообразны. В совместной игре с детьми воспитатель развивает у детей умение принимать игровую роль, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия. Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. (Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?» Ребенок отвечает и совершает игровые действия. Тематика игр детей 4-5лет связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент и т.д.). Воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы о названии игры, о выбранной роли и о ролях других играющих. Создает условия для использования детьми в самостоятельной игре предметов- заместителей . Тематика игр детей 5-6 лет связана с социальной действительностью. У детей появляются новые игровые темы «Супермаркет», «Салон красоты», «Музей», «Книжный гипермаркет» Воспитатель стимулирует детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекает в изготовление игрушек- самоделок и предметов –заместителей. В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. В играх дети отображают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской, кинотеатров, театров), впечатления от просмотра телепередач, от ожиданий, связанных поступления в школу.
В своей работе по данной теме я использую не только сюжетно – ролевые игры, но и театрализованные, коммуникативные,подвижные, строительные, игры – ситуации. В группе создана предметно – развивающая среда. Провожу беседы и консультации для родителей, использую папки – передвижки.
Игра – настоящая социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Нам всем стоит задуматься как часто мы, взрослые, слышим от детей слова-приглашения: «Давай поиграем!» и как часто мы соглашаемся на это. А ведь они зовут нас в свой мир чудес, открытий, приключений. И это приглашение – знак величайшего доверия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)
«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)...
Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навык...
Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие социальных и коммуникативных компетенций ребенка 3-4 лет с задержкой психического развития через развитие игровой деятельности»
Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, коррекцию развития детей с ...
"Развитие творческих способностей детей в игровой деятельности. Создание игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности" (из опыта работы)
Выступление на педсовете. Поделилась опытом создания игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности....
Презентация на тему «Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей»
Текст презентации на тему «Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей»1 слайд: «Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных со...
«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»
Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...