Обобщение опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"
на тему
Обобщение опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная педагогическая работа
Макшаевой Светланы Валерьевны
воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6»
«Духовно - нравственное воспитания дошкольников игровой, театрализованной деятельностью»
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становиться всеобщей идеей нашего государства и роль системы дошкольного образования возрастает, становиться наиболее актуальной. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования системы дошкольного образования. Наш детский сад работает над инновационной деятельностью «Влияние развивающей и предметно пространственной среды на личностное развитие, сохранение и укрепление здоровья дошкольников в современном ДОУ». С целью достижения более высоких результатов по духовно - нравственному развитию независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности рассматривают ознакомление с системой ценностей: милосердия, сострадания, доброты, уважения. Содержанием духовного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком в детстве.
Наиболее эффективным методом работы, в данном направлении, считается духовно-нравственное воспитание дошкольников игровой, театрализованной деятельностью. Через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый опыт осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение. Игра, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят детям в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.
Концептуальность (Своеобразия выдвигаемых принципов)
Одно из важных направлений современного развития образовательной системы духовно нравственного воспитания, это театрализованная деятельность. В своей работе я опиралась на научные принципы построения среды в ДОУ и концепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.), где важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития - включение ребенка в культуру общечеловеческую и своей национальности, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок. Одним из путей решения данной задачи - приобщение детей к искусству в целом, духовно нравственным традициям, театрализованным играм.
Именно поэтому была поставлена цель: способствовать становлению духовно-нравственной личности каждого ребенка путем использования театрализованных игр.
Основой работы по духовному воспитанию дошкольников являются следующие принципы:
- учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей
- уважение к личности каждого ребенка и взрослого
- принцип сочетания привычных и непривычных элементов в эстетически организованной среде
- принцип открытости – закрытости
принцип учета половых и возрастных различий, при организации предметно – игровой среды: её содержания должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков. Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Я занимаюсь целенаправленной деятельностью по развитию творческих способностей детей. Основой педагогической технологии в моей работе является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре-драматизации, как одной из возможных форм перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия. Все игры и упражнения, используемые на непосредственно образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного воспитания. Сама принимаю непосредственное участие в свободной театрально игровой деятельности, побуждая детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач и реализации полученных впечатлений.
Наличие теоретической базы опыта
Определить верный путь по использованию игровой театрализованной деятельностью в духовно-нравственном воспитании детей помогли идеи выдающихся русских философов и педагогов: В.А.Сухомлинского, И.А.Ильина, Е.А.Флериной, которые придавали огромное значение личностной культуре для духовно-нравственного развития человека. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала образовательная программа авторов Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Она определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей. Неоценимую помощь в работе оказали:
- Программа «Духовно-нравственное воспитание детей», автор Н.Н.Султанова;
- «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста», автор Коломийченко Л.В.;
- Программа «Дерево добра », автор Макшаева С.В.
Приоритетами в работе по формированию нравственной личности дошкольников стало:
1. Наличие книжного уголка, располагающего ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
2. Использование произведений художественной литературы в театрализованной деятельности, что способствует более глубокому воздействию в духовном становлении личности ребенка.
3. Использование всех видов фольклора (потешки, сказки, загадки, пословицы и др.), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
4. Проведение народных, православных праздников и организация сказочных викторин как средство углубления знаний художественного слова и нравственно-эмоционального восприятия.
5. Наличие и постоянное использования театрального уголка, кукольного театра, пальчикового театра.
Ведущая педагогическая идея
Педагогическая идея - «Духовно нравственного воспитания дошкольников игровой и театрализованной деятельностью».
Мною были поставлены задачи:
1. Разработать систему по приобщению детей к духовно нравственным традициям.
2. Оказать помощь родителям по духовно-нравственному воспитанию детей. Привлечь их к участию воспитательного - образовательного процесса детского сада.
3. Развивать творческие способности, коммуникативные умения. Этому могут способствовать: театрализованные игры, игры – инсценировки, викторины «Угадай, расскажи, докажи».
4. Создать условия, для активной духовной деятельности, в котором нашёл бы свое применение каждый ребенок, (беседы, чтения художественной литературы, целевые прогулки, экскурсии, праздники и т.д.)
5. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как: доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.
В процессе работы по данной теме были разработаны перспективные планы: работы с детьми и родителями, методические пособия, книжки малышки, дидактические игры, по духовному воспитанию: « Заочное путешествие по храмам Саранска», «Наряди ёлочку к рождеству», «Раскрась пасхальное яичко», «Собери Машу и Сашу в храм». При планировании я учитывала желания детей. Для того чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые материалы, костюмы, игрушки, следует разместить в доступном для детей месте, чтобы обеспечить свободу действий.
Оптимальность и эффективность средств
Работа по данному направлению требует создания материальной базы игрового пространства в группе. В группе создана современная предметно-развивающая среда, в соответствие с ФГТ:
Создан уголок для театрализованной деятельности. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.
Ознакомления родителей по духовно-нравственному воспитанию детей проводится через православный уголок, куда помещается материал о народных православных праздниках, о Святынях России, Святыни земли мордовской, о народных традициях и обрядах.
Библиотека для формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе, общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями, с народными сказками .
Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми, сказка «Маша и медведь» предостерегает о том, что в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей, старших - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказках. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. .
С младших групп происходит погружение в мир кукольного театра. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
В старших группах дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. А в подготовительных группах дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, а от своего. В театре-экспромте используется импровизированный метод, т.е. дети используют различные роли без заучивания текста, следуя развитию сюжета, а педагог выступает в роли «суфлёра» помогая развиваться сюжету в нужном русле. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников)
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения программ.
Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в духовно нравственном воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья. Разработан и реализован долгосрочный проект «Современная семья и её роль в духовно нравственном развитии ребенка».
Проделанная работа повлияла на воспитание гуманистически духовно развитой личности ребенка, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребенка, ориентация на его индивидуальные особенности являются основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.
Возможность тиражирования
Опыт по «Духовно - нравственному воспитанию дошкольников театрализованной игровой деятельностью» перенимается педагогами МАДОУ «ЦРР – д/с № 6» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города.
Было показано открытое внеклассное мероприятие – защита проектной работы на тему: «Надежный оплот православия» для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей в МРИО.
Провела открытое мероприятие по духовно нравственному воспитанию:
«Яблочный спас яблочка припас» в Мордовской республиканской детской библиотеке.
Выступление на республиканском семинаре педагогов «Новые подходы к организации работы по духовно – нравственному воспитанию детей», паломнический центр Иоанно – Богословский мужской монастырь. Также на городском семинаре – практикуме: «Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей дошкольного возраста к истории и культуре народов Поволжья» на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через театрализованную деятельность».
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками.
-Театральная студия «Дорогою добра»;
- Долгосрочный проект «Современная семья и её роль в духовно – нравственном развитии ребенка»;
- Проект «Семейные традиции»
- Дидактическая игра «Заочное путешествие по храмам Саранска»;
- Методическое пособие «Наряди ёлочку к рождеству»;
- Методическое пособие «Раскрась пасхальное яичко»;
- Копилка нравственных ситуаций для работы с детьми;
- Методическое пособие «Собери Машу и Сашу в храм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"
Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд это то, что развивает маленького человека, поддер...
Представление педагогического опыта Дорофеевой Натальи Михайловны - воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»
Представление педагогического опыта Дорофеевой Натальи Михайловны - воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»...
Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.
Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....
Обобщение опыта воспитателя Бахиревой Н.С. по физическому развитию дошкольников.
Обобщение опыта воспитателя Бахиревой Надежды Сергеевны по физическому развитию дошкольников. Повышение заинтересованности детей физкультурой посредством обогащения развивающей среды, использования зд...
Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра
DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...
Обобщение опыта воспитателя на тему Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками
Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались многие исследователи, в том числе: Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова и др. Ученые связывают необходимость...
Материал по обобщению опыта воспитателя МБДОУ «Детский сада №3» г. Уварово Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход о...