"Оптимизация процеса оздоровления детей дошольного возраста в условиях ДОУ" ( из опыта работы МАДОУ №41)
статья по теме
"Оптмизация процесса оздоровления детей дошкольного возраст а в условиях ДОУ"
(выступление из опыта работы МАДОУ«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» на городской конференции для руководителей ДОУ г. Саранска)
Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» г.о.Саранск
Кислякова О. Ю.
Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Поэтому воспитание здорового ребенка стало основной задачей детского сада № 41.
С 2001 года ДОУ имеет статус «Детский сад присмотра и оздоровления». В 2008 году МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления» поменяло свою организационно-правовую форму и сейчас имеет статус автономного учреждения.
С 2006 года детский сад работает в инновационном режиме по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения». Согласно программы инновационной деятельности целью дошкольного учреждения является:
1.Укрепление и сохранение здоровья дошкольников через внедрение новых методов и здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.
2.Интеграция оздоровительной работы в образовательную.
3. Обновление содержания методической работы, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности педагогов.
4.Проведение мониторинга состояния здоровья дошкольников.
Известно, что лучший метод побороть болезнь – предупредить ее. Для оптимизации процесса оздоровления в ДОУ созданы необходимые условия: имеется физиопроцедурный кабинет с лечебными медицинскими аппаратами: «Солюкс», «УВЧ», «Тубус – кварц», ингаляторы; имеется стол для проведения массажа.
Физкультурный зал оснащен традиционным и нетрадиционным оборудованием. Имеется современное оборудование: модули, тренажеры, массажеры, « Диски здоровья». В целях индивидуально - дифференцированного подхода к детям в физкультурном зале постелены паласы разного цвета: зеленый и красный, оборудован уголок с «сухим дождем», состоящий из атласных ленточек на горизонтальной плоскости, который способствует активизации двигательной активности детей, повышению эмоционального тонуса.
Для проведения занятий ЛФК в детском саду имеется специальная комната, совмещенная с физкультурным залом, что очень удобно для работы с детьми. В этой комнате находится «сухой бассейн», « дорожки здоровья», различные массажеры. Здесь также расположено оборудование для проведения арт - терапии с дошкольниками. Мягкий свет, приятный аромат, исходящий от аромалампы, нежная музыка, разноцветные «рыбки в «аквариуме» - все это создает ощущение покоя, успокаивает нервную систему.
В ДОУ имеется также музыкальный зал, где проводятся музыкальные занятия, спортивные секции по ОФП, ритмопластике. Во всех групповых помещениях оформлены физкультурно-оздоровительные уголки для работы с детьми в течение дня. Здесь имеются дорожки здоровья, массажеры для ног, тела, рук, оборудование для проведения дыхательной гимнастики, закаливания, физического развития детей.
Главное для каждого педагога нашего детского сада - создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического, психического развития детей, эмоционального благополучия, повышение их познавательной активности в процессе воспитания и оздоровления.
Для того, чтобы комплексная система оздоровления вошла в общий режим работы ДОУ, мы пересмотрели организацию воспитательно-образовательного процесса, провели работу с педагогами по реализации поставленных задач.
В начале учебного года совместно с медицинскими работниками проводится анализ состояния здоровья вновь поступивших детей. Составляется лист здоровья на каждую группу с диагнозом каждого ребенка. На основе этих данных определяются оздоровительные группы, составляется сетка занятий, графики посещения дополнительных помещений в целях оздоровления детей.
В нашем дошкольном учреждении задачи воспитания, обучения и оздоровления решаются в комплексе и ориентированы на каждого ребенка с учетом его состояния здоровья и уровня развития. Для осуществления лечебно- оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые бы не нарушали образовательную деятельность, мы разработали соответствующий режим дня. Учитывая специфику детского сада при проведении всех занятий большое внимание уделяется дыхательной гимнастике, профилактике плоскостопия и нарушений осанки. Оздоровительные мероприятия проходят через все режимные моменты. В утренний отрезок времени проводятся: ЛФК, физиопроцедуры, лечебный массаж, витаминотерапия, фитотерапия, кислородный коктейль. Во время дневной прогулки детей проводятся профилактические меры в группах: сквозное проветривание, ионизация воздуха люстрой Чижевского. После дневного сна дети занимаются физическими упражнениями на постели, делают дыхательную и звуковую гимнастику, закаливаются. В вечерний отрезок времени дети посещают спортивные кружки, проходят сеансы ароматерапии и арт -терапии.
Одним из эффективных способов оптимизации процесса оздоровления является внедрение в воспитательно - образовательный процесс современных программ и технологий. В своей деятельности мы используем программу «Детство» (под ред. Бабаевой Т.И.), «Валдоня»(РМ). Для реализации задач оздоровительной работы за основу используется программа В.Г.Алямовской «Здоровье». Кроме этого используем программы «Остров здоровья» Е.Ю.Александровой, «Физическая культура- дошкольникам» Глазыриной Л.Д., методическое руководство «Арт – терапия в работе с детьми» М. Киселевой, пособие «Играем в сказку» О. Шороховой и другие методики.
В целях укрепления здоровья детей мы создали свою программу «Будь здоров», которая представляет целую систему физкультурно - оздоровительных, коррекционных мероприятий и процедур.
Работа по физическому воспитанию выросла в комплексную систему, которую осуществляют воспитатели, инструктор по физической культуре и родители. Проводятся физкультурные занятия всех видов: традиционные, сюжетные, тренировочные, занятия-зачеты. В утреннюю гимнастику включаются оздоровительные моменты: дыхательная гимнастика, упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки. В рамках инновационной деятельности в работу с детьми включен «динамический час» . В холодную погоду «динамический час» проводится в физкультурном зале. Педагогами разработаны перспективные планы, в содержание которых входят подвижные игры, игровые и спортивные упражнения, эстафеты.
В течение дня в разных формах деятельности педагоги используют пальчиковую гимнастику, звуковую гимнастику по методу А.Лазарева, точечный самомассаж по Н. Уманской, гимнастику для глаз, интеллектуальную и восточную гимнастики. Педагогический коллектив широко использует в работе с детьми лечебные игры А.С. Галанова.
На занятиях ЛФК, проводимых инструктором по физической культуре, используются различный спортивный инвентарь, массажеры, дыхательные тренажеры: «Паровоз», «Фонтанчик», «Вертушки», мыльные пузыри; «сухой бассейн» и «сухой дождь», тренажеры простого типа и сложного устройства. Разработаны перспективные планы по проведению занятий лечебной физкультурой, конспекты занятий для «сухого бассейна», составлены методические рекомендации для воспитателей.
Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы нашего учреждения, поскольку музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития эмоциональной сферы. В структуру музыкальных занятий включаются дыхательные, музыкально-ритмические упражнения, направленные на профилактику опорно – двигательного аппарата, заболеваний органов дыхания, используются упражнения, способствующие моделированию эмоционального состояния.
В рамках инновационной деятельности была налажена связь со спортивной школой. В результате на базе нашего детского сада организована работа спортивной секции по общей физической подготовке детей к занятиям по гимнастике(ОФП). Лучшие воспитанники стали посещать секцию при спортивной школе.
Как нельзя лучше задачи физического воспитания и оздоровления можно реализовать, используя систему занятий ритмической гимнастикой. С этой целью в дошкольном учреждении был организован кружок ритмопластики «Маленькая страна» под руководством музыкального руководителя Тюшевой Т.А. по программе Джаллаловой И.А. Были разработаны планы работы. В структуру каждого занятия были включены общеразвивающие упражнения, элементы различных танцев, дыхательные упражнения. Движения и музыка эффективно воздействуют на организм и личность ребенка, успешно решают проблему гиподинамии, которая является главной причиной различных недугов у детей: дефекты осанки, сердечно-сосудистые заболевания и др.
Большое внимание в детском саду уделяется часто болеющим детям. В начале каждого учебного по результатам анализа заболеваний у детей организовывается группа ЧБД . Врач-педиатр из поликлиники совместно с медицинской сестрой детского сада составляют план оздоровления для них и согласно плана в течение года проводится с ними лечебно-оздоровительная работа. Педагоги в каждой группе ведут лист реконвалесценции, где указывается фамилия, имя ребенка, какое заболевание он перенес. Эти сведения передаются физинструктору для индивидуальной работы с этим ребенком. Для часто болеющих детей организована специальная оздоровительная группа под названием «Будь здоров». Физинструктор два раза в неделю проводит с ними занятия, акцент в основном делается на дыхательные упражнения. В результате комплексной работы с часто болеющими детьми в конце года по результатам мониторинга произошли улучшения в состояния здоровья дошкольников: отмечена тенденция к снижению простудной заболеваемости, повышению посещаемости.
В последние десятилетие все большее внимание ученых привлекает проблема нарушений в поведении и в общении детей. В дошкольной практике именно такие дети приводят к ухудшению психологического комфорта в группе, создают трудности в работе педагогов, но главное - нарушения в поведении детей могут привести к различного рода заболеваниям. Ключиком решения данной проблемы многие специалисты считают арт-терапию. Арт-терапия – это буквально лечение искусством. Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека. Лечит любая творческая деятельность – прежде всего собственное творчество. Обсудив данную проблему с педагогическим коллективом, мы оформили в каждой группе уголки для проведения арт-терапии, оснащенные различными пособиями и дидактическими играми: «Разноцветные стеклышки», «Волшебные очки», «Радуга из ленточек» и др. С учетом особенностей работы по цветотерапии приобретена аквалампа, разноцветные платки для проведения сеансов цветотерапии, изготовлено пособие «Сухой дождь», пополняется фонотека для проведения музыкатерапии. Для проведения упражнений на эмоционального раскрепощения приобретен диван «Отдыхай-ка». Творческой группой дошкольного учреждения разработан проект «Арт-терапия в оздоровлении детей», целью которой является укрепление и сохранение здоровья детей арт-терапевтическими методами., развитие творческого потенциала.Новаторами по этому направлению являются воспитатели Ларькина М.Н., Иванова М.В. и Шахоткина С.В. Ими разработаны проекты «Изотерапия», «Сказкатерапия», «Игровая терапия в работе с детьми», «Песочная терапия».
Небольшой опыт педагогического коллектива по использованию арт-терапевтических технологий показывает, что эта работа эффективно влияет на улучшение эмоционального состояния детей и в целом на создание положительного климата в группе, что в свою очередь является одним из компонентов оздоровительной работы с дошкольниками.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Совместная работа с семьей в нашем дошкольном учреждении строится на следующих основных положениях:
-Систематичность и последовательность работы по воспитанию здорового ребенка ( в соответствии конкретным планом).
-Осуществлять индивидуальный подход к каждой семье на основе учета их интересов.
-Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Система работы с семьей включает ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка, участие в составлении индивидуальных программ оздоровления (для детей ЧБД), целенаправленная санпросветработа, ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, обучение конкретным приемам и методам оздоровления. Для реализации этих задач в каждой группе оформлены уголки здоровья, где размещается информация о проведении физкультурно - оздоровительной работы.
В дошкольном учреждении работает семейный клуб «Здоровый малыш» для родителей вновь поступающих детей.
В целях организации инновационной деятельности в ДОУ была создана творческая группа, а так же школа молодого воспитателя по проблеме оздоровления детей. В качестве мероприятий по реализации приоритетных задач проводятся проблемные семинары, мастер – классы, ярмарки педагогических идей.
Одним из направлений инновационной деятельности является проектирование наиболее эффективных педагогических технологий. Творческой группой дошкольного учреждения составлен проект «Здоровый ребенок –здоровая нация», основной целью которого является сохранение и укрепление здоровья детей. На основании этого проекта составлены подпроекты: «Профилактика сколиоза и плоскостопия», «Арт-терапия в оздоровлении детей»,
«Работа с детьми в «сухом бассейне», «Витамины и здоровье» и другие мини- проекты. Метод проектов дает возможность педагогам нашего учреждения успешно реализовать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи.
Своим опытом работы по оздоровлению педагогический коллектив делится с коллегами, выступая на семинарах для воспитателей, руководителей, проводя презентации, мастер-классы, открытые занятия. Опыт работы был представлен на Евсевьевских чтениях в Мордовском педагогическом институте в 2006 году, на VII республиканской научно- практической конференции по инновационной работе в Мордовском республиканском институте образования в 2007 году, на секции методистов и специалистов МОУО, курирующих дошкольное образование в Мордовском республиканском институте образования в 2009 году. Статья по взаимодействию детского сада с детской поликлиникой публиковалась в журнале «Обруч» в 2008 году, в газете «Известия Мордовии» в 2008 году опубликована статья «Делаем глубокий выдох – и не болеем!» о внедрении в работу детского сада современных методик оздоровления.
В сотрудничестве с МРИО, МГУ им. Огарева на базе нашего ДОУ проходят республиканские мероприятия:
1. Семинар для слушателей КПК - воспитателей ДОУ «Обновление содержания дошкольного образования». (2010).
2. Семинар для слушателей КПК - воспитателей ДОУ «Организация работы по оказанию дополнительных образовательных и оздоровительных услуг в ДОУ». (2010).
3.Конференция для родителей по оздоровлению детей с участием кандидата медицинских наук, доцента МГУ им.Н.П.Огарёва Дзюбич Л.И.(2008,2010 гг.).
Коллектив дошкольного учреждения был участником экспериментов республиканского уровня. В 2006 г. на базе ДОУ №41 проводился опыт по применению препарата «Деринат» в группе часто болеющих детей под руководством преподавателей кафедры инфекционных болезней медицинского факультета МГУ им. Н.П.Огарева.
На базе ДОУ в 2006 г. проводился республиканский эксперимент по изучению влияния приема витаминных напитков, сиропа «Золотой шар» на показатели здоровья и развития детей дошкольного возраста.
Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» не раз участвовал в городском смотре-конкурсе «Самый спортивный детский сад), по итогам которого занимал 1 место (2007 , 2008 гг.), 2 призовое место (2009 г.) среди ДОУ Пролетарского района.
В 2008 г. педагогический коллектив в республиканском конкурсе «Самый здоровый детский сад» был удостоен 1 места.
В 2008 году опыт работы детского сада был представлен на республиканском конкуре ДОУ, внедряющих инновационные образовательные программы, и стал обладателем «Гранта».
В 2010 году наше дошкольное учреждение участвовало в республиканском конкурсе среди ДОУ, внедряющих инновации, и было удостоено «Гранда».
Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем детском учреждении педагогический коллектив работает в творческом поисковом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми. У педагогов повысился уровень готовности к инновационной деятельности и в подготовке инновационной методической продукции. Созданная педагогическим коллективом модель оздоровления является эффективным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Итогом комплексной реализации программ и технологий, а также проведения эксперимента по использованию витаминов «Золотой шар» , препарата «Деринат» в оздоровлении детей, явилось улучшение состояния здоровья наших воспитанников. У наших детей произошли позитивные изменения в состоянии здоровья и физическом развитии:
-улучшение физического развития и физической подготовленности, повышение общей работоспособности, стабилизация психического благополучия;
-снижение количества часто болеющих детей и эпизодов острой заболеваемости, предотвращение развития хронических процессов;
- сокращение длительности заболеваний;
- уменьшение количества детей с 3 группой здоровья – 2007 – 2008 г. – 13 человек, 2008 – 2009 г. -11 человек, 2009 – 2010 г. – 9 человек.
- увеличение количества детей со средним уровнем физической подготовленности; – 2007 – 2008 г. – 59%, 2008 – 2009 г. -61%, 2009 – 2010 г. – 62%.
- повышение посещаемости – 2007 – 2008 г. – 75%, 2008 – 2009 г. -81%, 2009 – 2010 г. – 83%.
Выполнение программы по физическому развитию составило – 2007 – 2008 г. –92%, 2008 – 2009 г. -94%, 2009 – 2010 г. – 94%.
Мониторинг здоровья дошкольников показал заболеваемость на одного ребенка – 2007 – 2008 г. – 8,8, 2008 – 2009 г. -9,5, 2009 – 2010 г. – 9,1.
В конечном итоге – улучшилась работа педагогического коллектива по оптимизации процесса оздоровления в условиях дошкольного учреждения, обобщен опыт работы по данному направлению.
Многое делается в детском саду для сохранения и укрепления физического здоровья детей. Еще решены не все вопросы, есть трудности и проблемы в работе, Но уже сейчас мы видим большие перспективы своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслаблен...
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...
Презентация на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».
Вид проекта:среднесрочный.Срок реализации: 10 января-10 марта Участники проекта: дети раннего дошкольного возраста (2-3-х лет), воспитатели, музыкальный...
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу из опыта работы
В данном материале приведены примеры адаптации детей раннего возрастак к условиям дошкольного учреждения....
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы).
Цель - адаптация детей к условиям детского сада....
«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...