Программа поддержки и развития кадрового потенциала педагогов ДОУ
рабочая программа на тему
В программе представлен план работы с педагогами ДОУ по повышению кадрового потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_povysheniya_professionalnogo_urovnya_vospitateley.docx | 62.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Председатель профкома ______________Л.З. Долгова | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад №85» __________________ Е.В. Репина |
Программа
поддержки и развития кадрового потенциала
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №85 комбинированного вида»
Ново – Савиновского района г. Казани
2017 год
Пояснительная записка.
Актуальность.
Дошкольное учреждение – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым современным требованиям.
Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов, как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей.
Выстроить систему работы по повышению профессиональной компетентности педагогов можно только на основе анализа результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей.
Диагностика деятельности педагогов (в том числе, при введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) выявила следующие профессиональные затруднения и проблемы:
- отсутствие опыта и недостаток знаний по дошкольной педагогике;
- неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;
- недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы;
- низкая мотивация к самообразованию;
- низкий уровень категорийности педагогов
Программа поддержки и развития кадрового потенциала направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Нормативно-правовые документы, используемые при разработке программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ, департамента государственной политики в сфере образования от 10.01.2014 года № 08-10 «План действий по обеспечению введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ, департамента государственной политики в сфере образования от 10.01.2014 года № 08-10 «План действий по обеспечению введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Устав дошкольного учреждения;
- Трудовой кодекс;
- Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Минсоцразвития 26.08.2010 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н).
Цель:
Повышение профессионального уровня и профессиональной компетентности педагогических кадров.
Задачи:
- Повысить профессиональный уровень и профессиональную компетентность педагогических работников.
- Обновить систему методического сопровождения педагогов.
- Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении (профессионального мастерства).
- Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.
- Разработать систему материального и морального стимулирования педагогических работников.
Принципы:
• Принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников (задан федеральным государственным образовательным стандартом);
• Принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных партнёров в образовательном пространстве детского сада, города, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта взаимодействия):
• Принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться в изменившейся ситуации).
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ;
- Внедрение инноваций и нововведений (открытие личных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий и рекомендаций);
- Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения, регламентирующей сопровождение педагога;
- Повышение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию;
- Позитивное изменение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ и их отношения к работе;
- Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
- Изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение его новых форм, делегирование контрольных функций создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ;
- Индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
- Качественно сформированный творчески работающий коллектив педагогов-единомышленников.
Механизм реализации программы
№ п/п | Этапы | Основное содержание | Практический результат |
1 | Диагностический | - Разработка диагностических карт профессионального мастерства. - Проведение анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям воспитатель хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности. | Разработка индивидуальной программы личностного развития педагога. |
2 | Практический | В процессе практической деятельности происходит совершенствование теоретических знаний и практических навыков; разнообразные формы позволяют передавать опыт, знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и развития дошкольников; система дополнительного образования предоставляет реальные возможности для совершенствования профессионализма личности и деятельности | Рекомендации по планированию, организации и проведению воспитательно-образовательной работы с детьми. Конспекты мероприятий. Разработка проектов, методических пособий. |
3 | Аналитический | объективная оценка уровня профессионализма, актуализация потенциальных способностей и активизация внутренних резервов | Осуществление рейтинговой системы оценки качества образовательной деятельности как инструмента развития и саморазвития воспитателей |
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
№ п/п | ФИО | Должность | Кв. кат. |
1 | Репина Екатерина Витальевна | Заведующий | СЗД |
2 | Аксанова Татьяна Юрьевна | Учитель-логопед | Высшая |
3 | ГилазиеваГульшатХамитовна | Воспитатель по обучению татарскому языку | 1 |
4 | Перфилова Елена Анатольевна | Инструктор по ф\к | 1 |
5 | Мустафина Юлия Хасяновна | Музыкальный руководитель | б\к |
6 | Уколова Татьяна Васильевна | Старший воспитатель | Высшая |
7 | Карамутдинова Дания Гаппасовна | воспитатель | 1 |
8 | Мушарапова Светлана Геннадьевна | воспитатель | Высшая |
9 | Шевелёва Елена Валерьевна | воспитатель | б\к |
10 | Исмагилова Резеда Маратовна | воспитатель | б\к |
11 | Идиятуллина Алсу Иршатовна | воспитатель | 1 |
12 | ЗиннатоваМиляушаИльгизовна | Воспитатель | б\к |
13 | НигматзяноваФирдияФирдинантовна | воспитатель | б\к |
14 | ХамзинаДиляра Николаевна | воспитатель | 1 |
15 | Сосновская Юлия Вячеславовна | воспитатель | б\к |
16 | АхметшинаАлияГуабдульбаровна | воспитатель | б\к |
17 | ВалишеваГульчачакДирхамовна | воспитатель | б\к |
18 | Вагапова Екатерина Владимировна | воспитатель | 1 |
19 | Павлова Светлана Павловна | воспитатель | б\к |
20 | Сёмина Светлана Александровна | Воспитатель | б\к |
21 | Мадатова Ирина Викторовна | воспитатель | б\к |
22 | Лямзина Ольга Дмитриевна | воспитатель | б\к |
23 |
Основные направления работы
Профессиональный и личностный рост педагога
Профессиональные качества | Взаимосвязь и Взаимодействие | Личностные характеристики |
- Знание ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей; - Владение наукой и методиками воспитания и обучения; - Умение организовывать игровую деятельность с детьми; - Проведение занятий, развлекательных мероприятий; - Организация работы с родителями; - Работа с компьютером, использование Интернета, банка цифровых образовательных ресурсов и др. | - Интеллект - Тип мышления - Темперамент - Характер - Физические данные - Харизма - Обаяние - Обладание музыкальным слухом - Владение искусством стихосложения - Степень развитости чувства юмора - Артистические умения и др. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Раздел программы | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат (достигнутый и планируемый) |
Организационный (диагностический) Цель:обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. | Анализ уровня профессиональной деятельности педагогов. | Май 2017 г | Ст.воспитатель | Составлены индивидуальные карты педагогов (методический паспорт воспитателя) |
Создание информационного поля. | Май 2017 г | Заведующий Ст.воспитатель | Сформирован банк новшеств в сфере образования | |
Выявление потребностей в инновациях, определение их типа. | ежегодно | Ст.воспитатель | По результатам анкет педагоги условно разделены на группы | |
Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей воспитанников. | ежегодно | Ст.воспитатель | Разработка индивидуальных программ личностного развития педагогов. | |
Создание мотивации на достижение успеха. | ежегодно | Ст.воспитатель | Активное участие в педагогических мероприятиях | |
Внесение изменений в структуру методической деятельности. | ежегодно | Ст.воспитатель | Усовершенствование системы непрерывного педагогического образования внутри ДОУ | |
Создание «Школы профессионального мастерства». | Сентябрь 2017 г. | Ст.воспитатель | Создана «Школа профессионального мастерства» | |
Организация работы по профессиональному становлению молодых специалистов. | ежегодно | Ст.воспитатель | Составление плана работы ШНВ | |
Практический Цель:усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. | Профессиональный рост начинающих педагогов | |||
Система материального стимулирования и поддержки молодых специалистов. | 1 раз в полугодие | Заведующий Рабочая программа | 100% выплата стимулирующего характера | |
Помощь педагогу в выборе темы самообразования | ежегодно | Ст.воспитатель | Формулировка темы самообразования | |
Сопровождение педагогов по теме самообразования | ежегодно | Ст.воспитатель | Рекомендации по теме самообразования | |
Представление результатов работы по теме самообразования на заседании методического объединения. | Согласно годового плана на учебный год | Выступление на заседании методического объединения | ||
План работы с молодыми педагогами. | ежегодно | Заведующий Ст.воспитатель | - Обеспечение стартовых возможностей для повышения уровня профессионального роста молодого педагога. - Адаптация молодых специалистов к условиям работы в детском саду. - Совершенствование личностных и профессиональных качеств | |
Информационное сопровождение подготовки и прохождения процедуры аттестации | ежегодно | Ст.воспитатель | Повышение удельного веса численности педагогических работников ДОУ прошедших аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности | |
Подписка ДОУ на профессиональные журналы и газеты, предоставление информационных ресурсов в сфере профессионального образования и ИКТ | ежегодно | Заведующий Ст.воспитатель | Повышение удельного веса численности педагогических работников ДОУ, ставших читателями профессиональных журналов и газет, пользователей ИКТ | |
Организация участия во внутренних, межведомственных мероприятиях, направленных на повышение уровня профессионального роста педагогов (семинаров, консультаций, конференций т. д) | ежегодно | Ст.воспитатель | - Включенность в работу и участие в их подготовке. - Овладение педагогами различными технологиями обучения, развития и воспитания | |
Профессиональный рост педагогов со стажем | ||||
Система материального стимулирования и поддержки | 1 раз в полугодие | Заведующий Рабочая группа | Стимулирование педагогических работников к получению максимального количества баллов по соответствующим критериям, указывающим на профессиональный рост педагога | |
Помощь педагогу в выборе темы самообразования. Сопровождение педагога по теме самообразования | ежегодно | Ст.воспитатель | Формулировка темы, рекомендации по теме самообразования | |
Предоставление результатов исследования по теме самообразования на МО, педагогическом совете. | Согласно годового плана на учебный год | Ст.воспитатель | Выступление педагога на заседании МО, педагогическом совете, конференции, секции дошкольного образования | |
Информационное сопровождение подготовки прохождения процедуры аттестации. | ежегодно | Ст.воспитатель | Повышение удельного веса численности педагогических работников ДОУ, прошедших аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности, из них доля подтвердивших соответствие. | |
Подписка на профессиональные журналы и газеты. | ежегодно | Ст.воспитатель | Повышение удельного веса численности педагогических работников, ставших читателями библиотеки ДОУ. | |
Организация участия педагогов в мероприятиях на разных уровнях, направленных на повышение уровня профессионального роста педагогов (семинаров, консультаций, конференций и т. д.). | ежегодно | Ст.воспитатель | Включенность педагогов в работу на различных уровнях, участие в их подготовке. Овладение педагогами различными технологиями обучения, развития и воспитания. | |
Обобщение педагогического опыта через участие в профессиональных мероприятиях различного уровня | ежегодно | Ст.воспитатель | Диссеминация педагогического опыта в профессиональных мероприятиях различного уровня, периодических изданиях, сети Интернет | |
Обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств | ||||
Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. | Январь 2018г.г | Ст.воспитатель | Формирование портфолио достижений и портфолио методического материала педагога. | |
Совершенствование системы научно-методической работы, её организация. | Сентябрь 2017г. – 2018г. | Заведующий Ст.воспитатель | Применение в методической работе интерактивных методов. | |
Разработка педагогами авторских программ, проектов, специальных семинаров. | 2017 – 2019 гг. | Ст.воспитатель | Активное участие педагогов в методической работе на уровне города. | |
Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений. | 2 раза в год | Заведующий Рабочая группа | Существует система мер поощрения творческих педагогов, проводятся смотры - конкурсы профессионального мастерства. | |
Аналитический (итоговый) Цель: выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива. | Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. | Май 2018 г. | Заведующий Ст.воспитатель | Определён уровень инновационного потенциала коллектива. |
Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов. | Май 2018 г. | Заведующий Ст.воспитатель | Коррекция дальнейшей работы. | |
Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию профессионального потенциала | Июнь 2018 г. | Заведующий Ст.воспитатель Рабочая группа | Составлена программа деятельности коллектива на дальнейший период. |
Возможные риски:
- Уровень подготовки молодых специалистов требует корректировки на местах.
- Отсутствие мотивации у педагогов.
Система мониторинга
Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и самооценки педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в семинарах, практических занятиях, степени участия в повышении квалификации. Данные критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников, как основы для механизма взаимосвязи новой системы оплаты труда и уровня профессиональной квалификации.
При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов выделено 3 критерия:
1. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования.
2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности.
3. Результативность образовательного процесса.
Индикатор | Формы и методы | Объект | Сроки | Ответственный |
1. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования | ||||
Использование современных образовательных программ и технологий | Наблюдения за педагогической деятельностью, контроль. | Педагоги | 1 раз в год (май) | Ст. воспитатель |
Использование информационных технологий | Беседа, анализ, наблюдение | Педагоги | 1 раз в год (май) | Ст. воспитатель |
2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности | ||||
Участие в работе творческих групп по проблемам дошкольного образования | Экран наблюдений | Педагоги | В течение учебного года | Заведующий Ст.воспитатель |
Осуществление самообразования | Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа | Педагоги | В течение учебного года | Ст.воспитатель |
3. Результативность образовательного процесса | ||||
Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме | Мониторинг освоения образовательной программы | Дети | 2 раза в год | Ст. воспитатель |
Обобщение и презентация педагогического опыта | Экран наблюдений | Педагоги | 1 раз в год (май) | Заведующий Ст.воспитатель |
Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей). | Анкетирование, беседа, самооценка. | Педагоги | 1 раз в год (май) | Заведующий Ст.воспитатель |
Профессиональная (нормативно-документационная, методическая и образовательная) деятельность педагогов оценивается экспертами по 5-балльной шкале.
На основе полученных данных каждый педагог составляет индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий.
Критерии и показатели профессионального роста педагогов:
Критерии | Индикаторы |
Оптимизация деятельности педагогических кадров. | Повышение качества дошкольного образования; |
Количество педагогов детского сада, принимавших участие в различных конкурсах педагогического мастерства; | |
Количество педагогов детского сада, пожелавших представить и обобщить свой опыт работы; | |
Обеспечение непрерывного профессионального образования | Повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в детском саду; |
Создание условий для повышения и изменения статуса педагогов. | |
Создание условий для самореализации и личностного роста педагогов в разработке и реализации образовательных проектов; | |
Поддержка позитивной рабочей атмосферы в ходе реализации проектов; | |
Совершенствование материально – технических условий деятельности педагогов. | |
Повышение удовлетворенности образовательным процессом его участников | Создание условий для профессионального роста педагогов; |
Обновление содержания образования и его технологий; | |
Предоставление педагогам пространства для педагогической инициативы; | |
Улучшение результативности деятельности педагогов за счет роста мотивации и педагогического мастерства. |
Обобщенные данные мониторинга позволят прогнозировать направления методической работы с педагогическим коллективом, определять их эффективность.
Система работы по комплексному развитию профессиональной компетентности педагогических кадров способствует достижению нового качества воспитания, совершенствованию имеющихся у педагогических работников профессиональных компетенций.
Показатели результативности:
• Доля педагогических работников, эффективно использующих современные педагогические технологии………..
• Доля педагогических работников, включённых в разработку и реализацию индивидуальных программ ……….
• Доля педагогических работников, обобщивших опыт работы на различных уровнях ….
• Доля педагогических работников прошедших курсовую подготовку ……………
• Доля педагогических работников, повысивших квалификационную категорию ……
• Доля воспитанников, успешно адаптированных в детском саду………………
• Социально-правовая защита личных прав детей (процент от общего количества воспитанников) ………….
• Доля детей, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере …………..
• Доля выпускников, успешно адаптированных в социуме ……………….
• Количество детей «группы риска» ………………..
• Доля воспитанников, ставших призёрами и победителями конкурсов детского творчества различного уровня …………….
Заключение.
«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует.
Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни»
(Е. И. Рерих)
Программа поддержки и развития кадрового потенциала обеспечит стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДОУ.
Список литературы:
- Белая К.Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М., ТЦ Сфера,
- Лебедева С.С.. Маневцова Л.М. «Управление инновационным до-школьным образовательным учреждением в условиях социального партнерства» С.-Пб, Детство – Пресс, 2005г.
- Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003. – с.27
- Журнал «Управление персоналом» 2004 № 2 с.16/А.А. Майер «Модернизация дошкольным образованием».
- Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М.: ТЦ сфера, 2007 . – с. 26
- Лебедева С.С. Косарева Л.К. Личностное и профессиональное развитие педагогов ДОУ // Управление ДОУ. — 2003. — № 1. — с. 23.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка. Актуальность.
- Механизм реализации программы.
- Условия реализации программы.
- План реализации программы.
- Система мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
- Список литературы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Информация о кадрах:
Уровень образования и квалификации, возраст;
Образование;
План прохождения аттестационных испытаний на квалификационную категорию;
Результаты непрерывного образования педагогов;
График прохождения курсовой переподготовки;
Индивидуальная методическая работа;
Самообразование педагогов;
- Участие педагогов в работе МО, семинаров, круглых столов;
- Участие в профессиональных конкурсах:
Диссеминация опыта;
Наличие публикаций;
- Другие формы работы педагогов, свидетельствующие о результативности деятельности педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управленческий проект "Поддержка и развитие кадрового потенциала в ДОУ"
Проект направлен на обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование....
Управление развитием кадрового потенциала педагогов МДОУ в условиях модернизации образования
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. ...
Семинар - практикум "Поддержка и развитие кадрового потенциала в ДОУ в условиях внедрения ФГОС"
Семинар - практикум "Поддержка кадрового потенциала в ДОУ в условиях внедрения ФГОС"...
2. Программа "Развитие кадрового потенциала при введении ФГОС ДО"
Программа управления.Цель программы: создание условий для повышения профессионального уровня педагогических кадров ДОО, способных осуществлять качественное дошкольное образование....
Кадровый потенциал педагогов: национальная система профессионального роста педагогических работников
Об организации работы в ДОУ по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации целевой модели наставничества....
"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы" семинар-практикум
Развитие компетентности педагогов при выборе способов поддержки детской инициативы и проектировании развивающей предметно-пространственной среды ГБДОУ является одной из актуальных задач при введении Ф...