"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы" семинар-практикум
методическая разработка

Смирнова Ольга Ростиславовна

Развитие компетентности педагогов при выборе способов поддержки детской инициативы и проектировании развивающей предметно-пространственной среды ГБДОУ является одной из актуальных задач при введении ФГОС ДО. Данный семинар-практикум направлен на развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды учреждения,поддержке детской инициативы в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре. Материал будет интересен старшим воспитателям, заместителям заведующих и другим педагогическим работникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга

Семинар-практикум для педагогов

Тема:

"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы "

Разработал :

старший воспитатель ГБДОУ №10

Невского района Санкт-Петербурга

Смирнова О.Р.

2023г.

Семинар-практикум для педагогов

Тема:

"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы "

Сроки проведения: февраль-апрель

Продолжительность: 6ч.

Проводит: старший воспитатель, педагог-психолог

Цель: развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы, развитие компетентности педагогов в способах поддержки детской инициативы и  проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Задачи:

  1. Выявить сущность понятия «инициатива» и условия развития инициативного поведения.
  2. Рассмотреть особенности педагогической поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников.
  3. Рассмотреть методы поддержки детской инициативы в процессе игр дошкольников.
  4. Проанализировать практику поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников.
  5. Совершенствовать умения педагогов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы.
  6. Развивать коммуникативные умения педагогов действовать в группе при проведении различных форм методической работы.

Семинар-практикум для педагогов

Тема:

"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы "

1 занятие (февраль, 2 часа)

Тема:

"Поддержка детской инициативы в игре дошкольников в ГБДОУ"

                                                                 План.

1.Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность образовательной организации.

2. Принципы дошкольного образования. Поддержка детей в различных видах деятельности

3.Сущность понятия «инициатива»

4. Значение инициативы в развитии ребенка.

5.Условия развития инициативного поведения. Развивающая предметно-пространственная среда и развитие детской инициативы.

Задание слушателям:. Составить характеристику инициативного ребенка-дошкольника   5-7 лет.

Семинар-практикум для педагогов

Тема:

"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы "

2 занятие (март, 2 часа)

Тема:

«Создание условий в детском саду для проявления детской инициативы»

Круглый стол

План.

1.Проявление инициативы в различных видах детской деятельности. Создание условий в детском саду для проявления детской инициативы

2.Творческая инициатива и ее уровни развития.

3. Необходимые условия развития инициативного поведения дошкольника.

4.Дошкольная педагогика о развитии самостоятельности у детей. Обзор передового педагогического опыта.

Задание слушателям: изучение статей журнала «Дошкольное воспитание» по теме семинара. Составление картотеки литературы

Семинар-практикум для педагогов

Тема:

"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы "

3 занятие (апрель, 1ч.)

                                                                         

Тема:

«Педагогическая поддержка детской инициативы в процессе игровой                деятельности дошкольников».

                                                        План:

1. Характеристика инициативного ребенка-дошкольника.

2. Проявление детской инициативы в игре.

3.Педагогическая поддержка детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников.

4.Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня в целях поддержки детской инициативы.

5.Содержание работы по развитию и педагогической поддержке инициативы в игре.

Задание слушателям: Наблюдение в группе и выявление инициативных детей. Самоанализ условий в развивающей предметно-пространственной среде группы для поддержки детской инициативы.

Семинар-практикум для педагогов

Тема:

"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы "

4 занятие (апрель 1 ч.)

Тема:

«Использование развивающей предметно-пространственной среды с целью                                                         поддержки детской инициативы»

                                                        План                                              

1.Методы поддержки детской инициативы в процессе игр дошкольников

2.Умело организованное педагогическое общение - условие полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

3. Задачи педагога при развитии инициативы ребенка в игре.

4. Мастер-класс «Условия для развития детской инициативы»

5.Подведение итогов семинара. Рефлексия.

Определение перспектив работы. Создание фотоальбома «Наша группа - самая лучшая!» (дополнение к паспорту группы)

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие.
  3. Волков Б.С.Как воспитывать мальчика, чтобы он стал мужчиной. Изд.ТЦ-Сфера
  4. Глушкова Г.В.Варианты устройства предметно-пространственной среды в групповых помещениях и спальнях детских садов.
  5. Грашин А.А. Дизайн детской предметной развивающей среды.
  6. Дыбина О.В. и др. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  7. Дыбина О.В. Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
  8. Игра дошкольника [Текст]: учебное пособие / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.
  9. Загвоздин В.Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС ДО: метод пошаговой адаптации. Ж.Дошкольное воспитание №4,2017г.
  10. Свирская Л.Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-методическое пособие для работников ДОУ. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф.
  11. Короткова  Н.А. «Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст. Пособие для воспитателей детского сада.
  12. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группе детей старшего дошкольного возраста. Пособие по организации совместной деятельности взрослого с детьми.
  13. Комарова. – М.: Скрипторий, 2010. – 100 с.
  14. Кудрявцева Е.А. Игровое пространство как эффективное условие развития ребенка, Учитель, 2015г.
  15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.. Как играть с ребенком.Линка-Пресс, 2015г.
  16. Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности. На основе детского творчества. Ч.123 Издательство ТЦ Сфера.
  17. Непомнящая, Р.Л., Седж, Н.В. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2011.- №11.
  18. Носков М.В.,Барышев Р.А., Мапушкина. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО. Образовательные ситуации, методические подходы.
  19. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды а ДОУ. Центр педагогического образования.
  20. Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности. Новокузнецк, 2016г.
  21. Пантелеева Г.Н. Детский дизайн. Для детей 5-7 лет.
  22. Руководство играми детей в ДОУ : пособие для воспитателя детского сада / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».

В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной группе детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, детские сады могут вполн...

Обеспечение возможности уединения ребенка при проектировании развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада.

Мобильный центр « Уголок уединения»____ «Обеспечение возможности уединения ребенка, при проектировании развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада »...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

laquo;Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретич...