Система экологического образования в детском саду
статья на тему
Главная цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_sistemy.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ.
В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя покорителем природы. Авторы многочисленных публикаций высказываются за необходимость усиления экологической пропаганды. Советский биолог, член-корреспондент Академии наук СССР Алексей Яблоков уже несколько лет назад обсуждал в статье «Между нами землянами…»(«Комсомольская правда» от 7 января 1988 года) проблему экологических знаний: «Необходим новый уровень экологического сознания людей…». И начинать экологическое воспитание надо с детства, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании», Постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ»(30.03.1997 № 4/16) экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.
Главная цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи
- Формировать элементарные научные экологические знания
- Развивать познавательный интерес к миру природы
- Формировать познание себя как часть природы
- Воспитывать гуманное, заботливое отношение к миру природы
- Формировать умение предвидеть последствия своих действий для природы
- Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами, явлениями
- Формировать умения и навыки безопасного поведения в природе
Т.е. у ребенка должно сформироваться правильное отношение к природе, которая его окружает, к себе, к людям как части природы. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Исходя из актуальности данной проблемы, в нашем дошкольном учреждении создана система работы по экологическому образованию дошкольников.
Воспитание и обучение ведется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
При формировании экологических представлений детей мы широко используем следующие программы:
- Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С.Н. Николаева. – Мозаика –Синтез, Москва, 2010г.
- Программа экологического образования в детском саду «Живая экология» А.И.Иванова. – Творческий центр «Сфера», Москва, 2007г.
Занятия по данным программам обеспечены методическим материалом:
- «Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф.Горбатенко.
- «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Иванова.
- «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Н.В.Коломина.
- «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» Л.И.Егоренков.
- «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников» Т.В.Хабарова, Н.В.Шафигулина.
- «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова.
- «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, 6-7 лет» Т.М.Бондаренко.
- «Природа – наш дом» редактор Л.И.Глизерина. – редакция журнала «Марий Эл учитель»
- «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет по экологической тропе
Работа в ДОУ проводится по трем направлениям:
- Формирование представлений о природе;
- Формирование отношения к природе;
- Формирование умения осуществлять деятельность с природными объектами.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ведется с использованием разных форм и методов обучения:
- Непосредственно организованная образовательная деятельность
- Ознакомление с природой –
Формирование представления о природных явлениях, изменениях в природе, о взаимосвязях в природе, об отношении к природе, о роли человека в ней.
- Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность –
Формирование у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности
- Режимные моменты:
- Игровые упражнения
- Обследования
- Наблюдения
- Развивающие игры
- Экскурсии
- Игра-экспериментирование
- Исследовательская деятельность.
- Труд в природе
- Совместная деятельность педагога с детьми
- Мини-занятия
- Экспериментирование
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевая игра
- Рассказывание
- Наблюдения
- Экскурсии
- Прогулки
- Труд в природе
- Чтение художественной и научной литературы
- Самостоятельная деятельность детей
- Рассматривание
- Наблюдения
- Игры (настольные, развивающие, экспериментирование)
- Конструирование
- Совместная деятельность с семьей
- Опрос, анкеты
- Информационные листы
- Консультации
- Досуг
- Целевые прогулки
Система работы по формированию экологических представлений включает взаимосвязь работы воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Систематически инструктор по физической культуре проводит сюжетные физкультурные занятия с элементами экологического воспитания. Совместно с музыкальным руководителем проводятся экологические праздники и развлечения.
По формированию экологических представлений у детей для групп среднего, старшего и подготовительного к школе возраста составлены перспективные планы. В младших группах работа по экологическому воспитанию планируется и отражается в календарных планах.
Начиная работу по формированию экологических представлений у дошкольников мы старались организовать правильно природную зону. В МДОУ №22 г. Волжска имеется:
- Озелененная деревьями (береза, ель, липа, тополь, клен, рябина) и кустарниками (сирень, черноплодная рябина, шиповник, боярышник) территория детского сада. Используется для расширения и уточнения представлений детей о деревьях и кустарниках, проведения сезонных наблюдений.
- Групповые озелененные участки с прогулочными верандами и игровым оборудованием, на которых проводятся наблюдения, труд, игры.
- Цветники. Используются при воспитании эстетического восприятия, осуществлении ухода за растениями.
- Уголок леса используется для наблюдения.
В то же время мы понимали, что для успешной работы важна разумная организация предметно-развивающей среды групповой комнаты. Как и во всех ДОУ у нас в каждой группе есть:
- Уголки природы. Созданы с целью воспитания интереса к природе, желания ухода за растениями, знакомства со способами вегетативного размножения.
- Уголки экспериментирования. Созданы с целью формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности.
В нашем дошкольном учреждении организуются и проводятся массовые мероприятия экологической направленности:
Для педагогов
- Консультация «Природа – главный наставник в экологическом воспитании детей с нарушением речи»
- Консультация «Экспериментирование – один из методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»
- Консультация «Уголки экспериментирования в группах»
- Смотр конкурс уголков экспериментирования в группах.
Для воспитанников
- НООД
- Сюжетные физкультурные занятия.
- Уборка территории детского сада;
- Проведение праздников, развлечений:
«Праздник осени»;
«Путешествие в зимний лес»;
«Весна пришла – открывай ворота»;
«Здравствуй лето».
- Поход в лес «Вместе весело шагать» (май 2012),
- Постановка сказки «Заюшкина избушка» (на новый лад).
Для родителей
- Консультация «Развитие у детей интереса к растительному миру»
- Консультация «Прогулки в лес»
МДОУ №22 тесно сотрудничает с Волжским детским экологическим центром.
Воспитанники МДОУ №22 систематически посещают занятия, которые проводит опытный квалифицированный педагог.
Педагоги нашего учреждения активно делятся опытом и участвуют в мероприятиях городского, республиканского и федерального уровня (Всероссийский конкурс проектов и программ социально-экологической направленности в здравоохранении, образовании, науке и культуре в Центре внедрения инноваций (г.Ярославль) в Номинации «Экология и образование» с исследовательским проектом «Поможем планете быть чище» Диплом III степени, КПК работников ДОУ, осуществляющих интегрированное обучение детей с ОВЗ. НОЦ «Социальная защита детей и молодежи» МГГУ им. М.А.Шолохова Центр слуха и речи « Верботон-М+» г. Москва)
Таким образом, благодаря целенаправленной и организованной работе по экологическому образованию дошкольников были получены результаты:
- Сформировалось обобщенное представление о природе, ее сезонных явлениях, животном и растительном мире, о роли человека в природе.
- Удалось изменить мировоззрение детей и взрослых к окружающей природе.
В перспективе работы планируется :
- Продолжение работы по формированию экологических знаний и представлений у дошкольников.
- Продолжение эколого – оздоровительной работы в ДОУ.
- Обогащение и пополнение эколого – развивающей среды в ДОУ.
- Взаимосвязь и преемственность работы ДОУ и начальной школы.
- Пропагандирование экологической культуры среди родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....
«Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду».
Экологическое воспитание в детском саду-это актуальная проблема во всех дошкольных учреждениях....
Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"
Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...
Игра в системе дополнительного образования в детском саду.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Т...
Дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного образования в детском саду
В условиях эпидемиологической ситуации изменилось многое: жить и работать в сложившейся ситуации приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменени...
Статья: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ"
Статья предполагает описание работы системы дополнительного образования с использованием педагогических инноваций в дошкольной образовательной организации.Написана в соавторстве (Труфанова А.Д., Трифо...