«Пути реализации системы экологической работы в дошкольном учреждении»
материал (старшая группа)

Раянова Олеся Сидоровна

Выступила с докладом на Республиканском семинаре - практикуме "Система работы по экологическому воспитанию дошкольников в соответсвии с ФОП ДО и ФГОС ДО" г. Бирск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_realizatsii_sistemy_ekologicheskoy_raboty_v_dou.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад №1 «Гузель» с.Бураево»

Муниципального района Бураевский

район Республики Башкортостан

«Пути реализации системы экологической работы в дошкольном учреждении»

Выполнила

воспитатель Раянова О.С.

2024г

                    Природа для нас – кладовая солнца

                                              С великими сокровищами…

                                             И охранять природу – значит охранять Родину.

М.М.Пришвин

В наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое  воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности, которые требуют немедленного переосмысления. Именно поэтому одним из актуальных вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

В нашем детском саду ведется углубленная работа по экологическому воспитанию. Для начала мы разработали дополнительную рабочую программу для дошкольного возраста и начали создавать мини центры экологического воспитания.

Эпиграфом к нашей деятельности с детьми и организации центра экологического воспитания мы взяли слова Конфуция: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь», которые ярко отражают сущность взаимодействия с ребенком в познании окружающего мира. А наша главная цель - помочь детям в этом, сформировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Экологическая среда включает в себя несколько мини-центров:

  • Центр экспериментирования
  • Центр природы
  • Центр «Юные путешественники»
  • Мини-библиотека
  • Центр «Воды и песка»
  • Центр коллекционирования
  • Мини-музей
  • Используем метод проектирования и моделирования

Их содержание максимально приближено к требованиям ФГОС:

- Все элементы среды содержательно – насыщены (максимальное наполнение по возрасту и удовлетворения потребностей детей);

-Трансформируемы (есть возможность перемещения, использования в других видах деятельности);

- Ее составляющие полифункциональны;

- Элементы и материалы вариативны и доступны детям (нет запрета к деятельности, есть возможность замены, если желаемое занято);

- Наполнение всех составляющих среды соответствует требованиям безопасности.

Неизменной популярностью у детей пользуется центр экспериментирования.

Задача данного центра – развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей, приобретение способностей самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, развитие социальных навыков, инициативы и самостоятельности: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою позицию.

Для детского исследования и экспериментирования  центр наполнен разнообразными природными и неоформленными материалами, имеется лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для работы в лаборатории подобраны пооперационные карты, алгоритмы и схемы проведения опытов. Как настоящие  лаборанты дети пользуются специальной одеждой, знают правила работы  и технику безопасности в лаборатории. Выводы и заключения дети помещают в специальные дневники наблюдений. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом.

Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Наполнение центра ориентировано на развитие  познавательного интереса к экологии, формирование экологической культуры, экологического сознания.

Всех обитателей центра мы делим на постоянных и временных.

Постоянные обитатели уголка природы - комнатные растения.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые носятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

Осенью это осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо, поделки из природного материала.

Сейчас это контейнеры с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Также у нас стартовал проект  «Огород на окне». Дети наблюдают за ними и отмечают изменения в листах наблюдения.

Одним из элементов экологического центра является игротека.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, мы подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически направленная игровая деятельность.

Экологические игры бывают: дидактические, ролевые, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, имитационные, соревновательные (стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний), игры – путешествия (широко используем ТСО).

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например «Строительство города» (её участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города).  Таким образом формируется представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил), постановка сказки  «Репка», направленная на воспитание бережного отношения к природе и т.д.

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).

Большой популярностью у детей пользуется мини-библиотека. Она содержит подборку книг и журналов природоведческого характера, книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Энциклопедии, фотографии,  картины с изображением природных объектов, открытки и т.п.  Время от времени организуются выставки книг и поделок, создаваемых руками детей и родителей. Это проходит, как итоговое мероприятие тематических недель, акций.

Хочется отметить, в нашем центре экологического воспитания наличие центра «Юный путешественник», в котором отражается часть программы, формируемой участниками образовательного процесса – в нем содержится и пополняется материал по краеведению. Это позволяет формировать у дошкольников чувства любви к природе и культуре родного края, закладываются основы патриотического воспитания.

Еще одна культурная практика, реализуемая в рамках экологического воспитания, на которой хотелось бы остановиться – это создание коллекций. Участию родителей и создании коллекций придается большое значение.

Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И наша задача не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима.

Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно – исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. Тема коллекций выбирается исходя из интересов детей.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с другими занятиями: по формированию математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. В центре имеются коллекции: минералов, семян и плодов, магнитов стран и городов, фантиков и карточек.

В нашем детском саду периодически проводятся природоохранные акции, которые  формируют у дошкольников сознательное положительное отношение к природе. Эта форма работы требует большой подготовки не только с детьми, но и с родителями. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), день Земли (22 апреля), День птиц (1 апреля).

 Дети старшего дошкольного возраста уже понимают ценность воды, ее значение для жизни всех живых существ. Акция в защиту воды, за бережное и экономное ее расходование окажет влияние не только на детей, но и на их родителей.

В дальнейшем мы планируем создать и оформить мини-музей. В музее будут представлены не только экспонаты, но и методический материал по образовательной деятельности и паспорт мини-музея. Важная особенность этого элемента развивающей среды – участие  в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя,  а вот в мини-музеях не  только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец  экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, продуктивной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности,  литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Важное место в экологическом воспитании ребенка занимает семья. Большинство современных детей далеки от природы, поэтому задача родителей вовремя привить детям интерес к окружающим объектам природы, объяснить на собственном примере, как нужно правильно себя вести в природе. Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками дошкольному учреждению в экологическом воспитании детей. Поэтому большое значение в воспитании экологической культуры у детей мы придаем работе с родителями.

В завершении позвольте напомнить, что задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,  и каждый из нас в отдельности в ответе за планету Земля, и каждый из нас может сохранять и преумножить её красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей «СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

"система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учреждении"...

Презентация «Пути реализации системы экологической работы в дошкольном учреждении»

«Мир окружающий ребенка – это преждевсего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В.А. Сухомлинский....

«Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду».

Экологическое воспитание в детском саду-это актуальная проблема во всех дошкольных учреждениях....

Система экологической работы в дошкольном учреждении

quot;Мир окружающий ребенка-это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума" В.А. Сухомлинский....

Методическая разработка "Система оздоровительной работы в дошкольном учреждении"

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Пути реализации и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников.  Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, о...