Проект положения для логопедического пункта
методическая разработка на тему

Курышева Елена Сергеевна

Проект положения о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ Школа № 842

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_polozheniya_dlya_logopedicheskogo_punkta.docx304.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

о логопедическом пункте

дошкольного отделения ГБОУ Школа №842

1.Общие положения

            1.1. Настоящее положение о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ Школа № 842(далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014; приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13; «Комментариями к ФГОС дошкольного образования» Минобрнауки России от 28 февраля 2014 г. № 08-249; Письмом департамента образования г. Москвы «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» от 11.08.2005 № 2-34-20; Приказом Минобрнауки России «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» от 22.12.2014 N 1601; Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 11 мая 2016 г. N 536; Приказом Департамента образования города Москвы от  21.11.2007г. №  919; Положения о порядке создания и организации работы психолого-педагогического консилиума (ППк) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г.Москвы Школа № 842.

  1. Положение регламентирует организацию работы логопедического пункта в дошкольном отделении ГБОУ Школа №842 (далее – Учреждении), основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.
  2. Логопедический пункт открывается директором школы при         наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления  и преодоления отклонений в развитии устной         речи детей дошкольного возраста.
  3. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 25 детей с  речевыми нарушениями, в возрасте 3 – 7 лет на  одну ставку).
  4. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или руководителя Учреждения.

2. Основные задачи логопедического пункта

Основными задачами логопедического пункта являются:

- осуществление диагностики речевого развития детей 3-7 лет;

- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;

- взаимодействие с Центральной психолого-медико-педагогической комиссией г. Москвы  (далее - ЦПМПК);

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода по социализации и (или) реабилитации детей с проблемами речевого развития;

            -распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.

 3.Организация деятельности логопедического пункта в Учреждении

  1. Комплектование логопедического пункта  осуществляется по разновозрастному принципу из числа обучающихся 3-7 лет с нарушениями речи, посещающих Учреждение.
  2. Зачисление воспитанников на логопедический пункт осуществляется в следующей очередности (возраст детей указан на момент начала получения коррекционной помощи):
  • дети, которым на основании заключения ЦПМПК, предоставленного родителями/законными представителями должны быть обеспечены коррекционные занятия с логопедом в условиях образовательной организации
  • дети, посещающие подготовительную группу и имеющие речевые нарушения
  • дети 5 лет и 6 месяцев, посещающие старшую группу и имеющие речевые нарушения
  • дети 5 лет, имеющие минимальные дизартрические расстройства речи; дети 5 лет, имеющие незначительные нарушения лексико-грамматического строя речи; дети 5 лет, имеющие тяжелые нарушения речи, не прошедшие обследование в ЦПМПК
  • дети 4 лет, имеющие незначительные нарушения лексико-грамматического строя речи; дети 4 лет, имеющие тяжелые нарушения речи, не прошедшие обследование в ЦПМПК
  • дети 5 лет, имеющие нарушения звукопроизношения
  1. Список детей, зачисленных на логопедический пункт, составляется и утверждается на заседании ППк по результатам обследования воспитанников и на основании договора между ГБОУ Школа № 842 и родителем (законным представителем) ребенка посещающего дошкольное отделение (Приложение № 1).

  1. Родители (законные представители) детей, зачисленных на логопедический пункт, имеют право отказаться от получения коррекционной помощи в условиях логопедического пункта, в таком случае отказ должен быть зафиксирован в письменном виде (Приложение №2).
  2. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт,  заполняется речевая карта (Приложение №3) На основании сведений, содержащихся в речевой карте, учитель-логопед составляет рабочую программу коррекции речевых нарушений у детей. Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, прошедших и не прошедших обследование в ЦПМПК, разрабатывается комплексная индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы.
  3. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие любые нарушения в речевом развитии и нуждающиеся в получении коррекционной логопедической помощи в порядке очередности, указанной в пункте 3.2. настоящего Положения.
  4. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, выявленными в ходе педагогического наблюдения или углубленного обследования речи, по рекомендации учителя-логопеда или по решению ППк, направляются на комплексное  обследование специалистами ЦПМПК г. Москвы (Приложение № №4).
  5. При предоставлении заключения ЦПМПК г. Москвы ребенок с тяжелым нарушением речи  зачисляется на логопедический пункт в рамках инклюзивного образования. Комплексная индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы для такого воспитанника разрабатывается с учетом требований, содержащихся в  «Адаптированной основной общеобразовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» и включает в себя разработку индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) и индивидуальной образовательной программы (ИОП).
  6. Одновременно логопедическую  помощь на логопедическом пункте могут получать от 20 до 25  воспитанников. Количество детей, одновременно получающих логопедическую помощь, определяется на заседании ППк и зависит от тяжести речевых нарушений воспитанников.
  7. Выпуск детей из логопедического пункта производиться на основании решения ППк в течение всего учебного года после устранения нарушений речевого развития.
  8. Прием новых детей на логопедический пункт производится на основании решения ППк по мере освобождения места в течение всего учебного года и в порядке очередности, указанной в пункте 3.2 настоящего Положения.
  9. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте являются индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия могут быть организованы при необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста обучающихся и составляет от 2-х до 6-ти детей.
  10. Занятия с детьми на логопедическом пункте проводятся ежедневно, согласно циклограмме, утвержденной   руководителем Учреждения, и графику проведения индивидуальных занятий, составленному учителем-логопедом и согласованному с родителями (законными представителями) ребенка.
  11. На основании Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и «Комментариев к ФГОС дошкольного образования» Минобрнауки России,  для проведения индивидуальных занятий с логопедом  вносятся изменения в режим дня воспитанника. Изменения не могут затрагивать время приема пищи и сна детей. Родители (законные представители) подписывают согласие на изменение режима дня ребенка в дни проведения коррекционных занятий с логопедом (Приложение №5). Отсутствие согласия на изменение режима дня означает отказ родителей (законных представителей) от получения ребенком коррекционной помощи в условиях  логопедического пункта Учреждения.
  12. Время, запланированное учителем-логопедом для коррекционного занятия с каждым воспитанником должно включать в себя время, необходимое для проведения непосредственно коррекционного занятия, и время, необходимое для привода ребенка  на занятие и увода с занятия. Продолжительность непосредственно коррекционного занятий  не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста ребенка и  «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1 3049-13.
  13. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий зависит от характера нарушения речевого развития и должна составлять не менее 2 раз в неделю с каждым ребенком.
  14. Начало и продолжительность учебного года на логопедический пункте соответствует работе Учреждения.
  15. Общая продолжительность курса логопедических занятий для каждого воспитанника зависит от степени тяжести выявленного у него речевого нарушения, зафиксированной в логопедическом заключении ППк Учреждения,  и индивидуальных особенностей ребенка.
  16. Ответственность за обязательное посещение занятий несут родители, учитель-логопед и воспитатель.
  17. Все рабочее время учителя-логопеда отводится на коррекционные занятия с детьми в соответствии с графиком индивидуальных занятий. В случае отсутствия в Учреждении одного или нескольких воспитанников, с которыми, согласно графику индивидуальных занятий и ежедневному планированию, должно быть проведено индивидуальное занятие, для остальных воспитанников должна быть увеличена продолжительность непосредственно коррекционного занятия, если после увеличения времени продолжительность занятия не будет превышать предельно допустимую (см. пункт 3.15 настоящего Положения). После проведения учителем-логопедом всех индивидуальных занятий, запланированных на данный рабочий день, в оставшееся рабочее время согласно Приказу Минобрнауки № 1601 учитель-логопед может выполнять  любую организационно-методическую работу, предусмотренную должностной инструкцией, разработанной в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности.

4. Руководство работой логопедического пункта

  1. Непосредственный контроль над работой логопедического пункта осуществляет старший воспитатель дошкольного отделения.
  2. Старший воспитатель обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционной         и педагогической работы; подбирает педагогов для коррекционной работы.
  3. На должность учителя-логопеда   назначаются   лица   с   высшим    дефектологическим образованием и квалификацией «учитель-логопед», владеющие методиками обследования уровня речевого развития детей, коррекции недостатков развития устной и письменной речи, умеющий применять их в условиях индивидуальных и подгрупповых занятий, владеющий  теоретическими и практическими знаниями в соответствии с   требованиями квалификационной характеристики.
  4. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.

5. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса

  1. Участниками    коррекционно-образовательного    процесса на   логопедическом пункте являются: ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель, администрация        Учреждения.  
  2. Ребенок, с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН   оправах ребенка, законодательством Российской Федерации и         ФГОС ДО.
  3. Родители (законные           представители) создают в семье условия         благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействуя с педагогическими работниками, участвуют в процессе коррекции речевых нарушений.  
  4. Учитель-логопед с 1 февраля текущего учебного года проводит педагогическое наблюдение за речью воспитанников Учреждения, которым на 1 сентября следующего учебного года исполнится 4 полных года, с целью выявления воспитанников, имеющих речевые нарушения. Наблюдение проводится во время непосредственной образовательной деятельности, осуществляемой воспитателем, во время режимных моментов, на прогулке, во время детских праздников. Результаты наблюдения заносятся в  журнал обследования. О результатах наблюдений учитель-логопед сообщает родителям (законным представителям) ребенка.
  5. Родители ребенка (законные представители) на основании Положения о ППк Учреждения должны дать письменное согласие на углубленное обследование речи ребенка в условиях логопедического пункта и на заседании ППк (Приложение № 1).
  6. Обследование уровня развития речи детей, которым на 1 сентября следующего учебного года не исполнится 4 полных года, проводится по непосредственному запросу родителей (законных представителей) и в их присутствии.
  7. Учитель-логопед определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий на логопедическом пункте.
  8. Планирует, проводит коррекционную работу с детьми, зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии устной речи детей, профилактике дислексии и дисграфии.
  9. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы.
  10. Отслеживает динамику исправления недостатков речевого развития воспитанников, зачисленных на логопедический пункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
  11. Взаимодействует с педагогическими,         родителями (законными представителями):

-оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями), информирует о ходе         коррекционной работы, дает необходимые рекомендации;

-проводит повышение педагогической компетентности родителей  (законных представителей) детей, посещающих Учреждение, в         вопросах развития и воспитания детей         дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

  1. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы (Приложение № 6).
  2. Представляет отчеты о результативности коррекционной работы логопедического пункта председателю ППк Учреждения  по итогам учебного года до 30 мая текущего учебного года (Приложение №7).
  3. Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
  4. Воспитатель создает предметную развивающую среду для           полноценного речевого развития и профилактики нарушений в         развитии устной и письменной речи у всех детей своей группы.
  5. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного образования детьми, зачисленными на логопедический пункт.
  6. Планирует с учетом рекомендаций учителя-логопеда индивидуальную         работу по развитию речи воспитанников.
  7. При необходимости принимает участие в мероприятиях,  направленных на обеспечение коррекции и компенсации отклонений         в речевом развитии детей.
  8. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
  9. Администрация Учреждения обеспечивает создание условий для         проведения с детьми коррекционно-педагогической работы.
  10. Подбирает педагогов для коррекционной работы.
  11. Обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием,         учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы .

6. Материально-техническая база и финансовое         обеспечение логопедического пункта

  1. Для логопедического пункта в Учреждении выделяется кабинет,         отвечающий требованиям СаНПиН 2.4.1.3049-13.
  2. На администрацию Учреждения возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт.
  3. Логопедический пункт финансируется Учреждением, на базе которого он создан.

 Приложение №1

Договор

Между ГБОУ Школа № 842 и родителем (законным представителем) ребенка,

посещающего дошкольное отделение

Настоящий договор заключен между Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением города Москвы «Школа № 842», в дальнейшем именуемым Учреждение, в лице председателя психолого-педагогического консилиума Халиковой Валентины Владимировны, действующей на основании Положения о порядке создания и организации работы психолого-педагогического консилиума (ППк), с одной стороны, и родителем (законным представителем) воспитанника, посещающего дошкольное отделение  ______________________________________________________,

        (фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя)

в дальнейшем именуемый Родитель ребенка _________________________________________________

(фамилия, имя, отчество ребенка)

____________________________        ___________ года рождения, о следующем:

Предмет соглашения

  1. Родитель (законный представитель) просит осуществить обследование уровня речевого развития ребенка.
  2. Родитель (законный представитель) выражает свое согласие на обследование уровня речевого развития специалистом, назначенным ППк в сроки установленные ППк.
  3. Родитель (законный представитель) выражает свое согласие на обследование уровня речевого развития ребенка на заседании ППк без своего присутствия/ в своем присутствии (нужное подчеркнуть). В случае своего отсутствия Родитель (законный представитель) доверяет представлять на заседании ППк интересы своего ребенка логопеду ___________________________________________________________.
  4. Председатель ППк обязуется информировать родителей (законных представителей) в доступной для них форме о результатах психолого-педагогического обследования воспитанника и рекомендациях ППк, а также о примерных сроках коррекционного воздействия.
  5. Родитель (законный представитель) выражает свое согласие на проведение в случае необходимости специальной (коррекционной) работы с воспитанником учителем-логопедом, назначенным ППк. Коррекционная работа осуществляется в соответствии с рекомендациями ППк, рабочей программой специалиста и исходя из реальных возможностей образовательного учреждения. Данный учитель-логопед отслеживает динамику речевого развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк.
  6. При отсутствии в образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ППк имеют право рекомендовать  родителям (законным представителям) обратиться в Центральную Психолого-медико-педагогическую комиссию г. Москвы (ЦПМПК).

Срок действия договора

Настоящий договор действует с момента подписания  обеими сторонами и до даты окончания коррекционных занятий с логопедом, определенной ППк.

Особые условия

Договор составляется в двух экземплярах - по одному для каждой стороны. Один экземпляр хранится в Учреждении, а другой передается Родителю.

Подписи сторон

        

Приложение №2

Заявление

Я, мать/отец/законный представитель (нужное подчеркнуть), воспитанника (воспитанницы) ГБОУ Школы № 842 (корпус….)___________________________________            __________ года рождения

Фамилия, имя, отчество ребенка        

прошу Вас расторгнуть договор об оказании коррекционной логопедической помощи моему ребенку в _______________ учебном году.

                                                                             _________                    ______________

                                                                                                                                              число                                                                   подпись

Приложение №3

Приложение №4

Направление

Направляется (ФИО ребёнка)_________________________________________, _________ года рождения, проживающий по адресу: ___________________, на ЦПМПк гор. Москвы для уточнения образовательного маршрута.

Председатель ППк  ГБОУ Школа № 842                                       Халикова В.В.

 Направление на ЦПМПк  получил: Родитель (законный представитель)

 __________ (____________________________________)__________________

    (подпись)                                      (фамилия, имя, отчество)                                                            (дата)

Приложение №5

Заявление

Я __________________________________________________________________________, отец/мать/законный представитель (нужное подчеркнуть) воспитанника ГБОУ Школа № 842 корп. ______   __________________________________________________________

своей подписью выражаю согласие на изменение режима дня моего ребенка по _______________________________________(указать дни проведения коррекционных занятий) для проведения логопедических занятий. Продолжительность логопедического занятия не должна превышать предельно допустимое время для данной возрастной категории («Санитарно-эпидемиологическими правила и нормы» 2.4.1 3049-13). Логопедическое занятие проводится учителем-логопедом в следующие временные промежутки: с 8.50 до 12.50  или с 15.00 до 19.00.

 Я  выражаю своё согласие с тем, что учитель-логопед вправе выбирать конкретное время проведения занятия, исходя как из интересов моего ребенка, так и из интересов других детей, зачисленных на логопедический пункт. Отсутствие моей подписи означает отказ от логопедических занятий в условиях логопедического пункта.

____________             ____________________________              _____________________

         подпись                                                                   Ф.И.О родителей/законных представителей                                                                                            дата

Приложение №6

Педагогическая документация учителя-логопеда логопедического пункта:

- журнал обследования речи детей;

- индивидуальная речевая карта ребенка;

- табель посещаемости детей;

- график работы

- график проведения индивидуальных и подгрупповых занятий

- рабочая программ коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями речи5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности на ….уч.год.

- индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) и индивидуальные образовательные программы (ИОП) для детей с ОВЗ.

-ежедневный план коррекционно-логопедической работы

Приложение №7

Сведения об эффективности коррекционной (логопедической) работы ГБОУ Школа №842 корп. ____

за 20__/20__ учебный год

Кол-во детей

Распределение детей в соответствии с  речевыми заключениями

Кол-во детей на конец учебного года

Примечания

На начало учебного года

На конец учебного года

Тяжелые нарушением речевого развития по заключению ЦПМПК

Тяжелые нарушения речевого развития по заключению ППк

Незначительные нарушения лексико-грамматического строя речи

Минимальные дизартрические расстройства речи

Нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия речи

без улучшений в речевом развитии

с небольшим улучшением в речевом развитии

с улучшением в речевом развитии

со значительным улучшением в речевом развитии

речь в норме

Количество детей, нуждающихся в продолжении коррекционных занятий с логопедом

Выбыло в течение учебного года

Прибыло в течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возрастав образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Проект примерного положения о логопедическом пункте в соответствии с ФГОС.

Положение разработано для логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС. Содержит само положение и 14 приложений к нему....

Положение о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ " Школа № 281"

Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми ДО, имеющими речевые нарушения. Положение разработано в соответствии с нормативными и правовыми актами и ...

Положение о логопедическом пункте

Настоящее положение регламентирует организацию работы и основные направления деятельности логопедического пункта...

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедическом пункте

1.1.       Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном  бюджетном дошкольно...

Положение о логопедическом пункте ДОУ 2017-2018 учебный год

Положение о логопедическом пункте ДОУ  2017-2018 учебный год...