Оценка психолого-педагогических условий реализации ООП ДО и развивающей предметно-пространственной среды группы как составляющие качества образования в ДОУ
методическая разработка (старшая группа) по теме
Мониторинг качества реализации Программы в группе основывается, прежде всего, на оценке качества психолого-педагогических условий и качества предметно-развивающей среды. Цель мониторинга: выявление педагогами результативности образовательного процесса для определения перспектив индивидуального развития дошкольника, оптимизации работы с группой детей, планирования мероприятий по корректировке развивающей среды и психолого - педагогических условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_kachestva_rpps.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Оценка психолого-педагогических условий реализации ООП ДО и развивающей предметно-пространственной среды группы как составляющие качества образования в ДОУ»
Воспитатель: Кулачек Маргарита Ивановна
Горьковский муниципальный район
Федеральные Государственные Образовательные стандарты прописывают требования к условиям реализации Программы, они должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально–коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Выполнение требований к условиям реализации Программы обеспечивает создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.
Мониторинг качества реализации Программы в группе основывается, прежде всего, на оценке качества психолого-педагогических условий и качества предметно-развивающей среды. Цель мониторинга: выявление педагогами результативности образовательного процесса для определения перспектив индивидуального развития дошкольника, оптимизации работы с группой детей, планирования мероприятий по корректировке развивающей среды и психолого - педагогических условий.
Процедура оценки качества психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования нашей группы включает:
- наблюдение за организацией образовательной деятельности в ОО со сторонывоспитателей;
- наблюдение за процессом взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- Анкетирование родителей.
- фиксация наблюдения в в оценочных картах с уточнением степени проявления наблюдаемых явлений (балльная оценка) .
Инструментом для этого являются:
- Карты оценки деятельности педагогов по созданию психолого-педагогических условий развития детей.
- Карта оценки эффективности организации самостоятельной детской деятельности.
- Анкеты родительской удовлетворенности психолого – педагогическими условиями реализации ООП ДО и образовательных запросов семьи.
Анкетирование родителей показало что, 80 % родителей полностью удовлетворены качеством психолого – педагогических условий реализации ООП ДО в группе, а 20 % родителей были неудовлетворены взаимоотношениями между детьми в группе.
Мониторинг социально-коммуникативного развития старших дошкольников показал, что некоторые дети не умеют общаться со сверстниками, могут обидеть другого ребенка, отобрать игрушку или сломать постройку, не могут найти себе занятие по интересам. По результатам мониторинга мы поставили перед собой ряд задач:
- обеспечение психологического комфорта всех детей в группе;
- поддержания индивидуальности и инициативы воспитанников;
- обеспечение условий для позитивного и продуктивного взаимодействия детей в группе;
- эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Для решения этих задач мы использовали следующие методы и приемы.
Для того чтобы сформировать у детей доброжелательное отношения друг к другу и наладить положительное взаимодействия детей в разных видах деятельности мы ввели единые для всех правила жизни группы.
Эти правила касаются основных принципов совместной жизни:
- Личная неприкосновенность - нельзя бить и обижать других детей;
- Уважение к деятельности и ее результатам – нельзя без разрешения другого ребенка портить результаты его работы (рисунки, поделки, постройки);
- Нельзя без разрешения брать и использовать личные вещи других детей и взрослых;
- Младшие дети могут присутствовать на любом занятии, при условии, что они не мешают старшим детям;
- Старшие дети оказывают помощь младшим только по их просьбе.
Для формирования и поддержки положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях дошкольников в группе мы используем ситуации успеха. В нашей старшей разновозрастной группе сложились свои ритуалы, традиции и праздники. Так по понедельникам мы проводим «Утро радостных встреч», на нем каждый ребенок и взрослый может рассказать о том, что интересного произошло с ним и его семьей за выходные дни, что благоприятно сказывается на речевом и социально-коммуникативном развитии ребенка.
Каждое утро у нас в группе начинается с такой интересной игры, как ритуал «Приветствие» который помогает создать мотивацию, настроить группу на совместную работу, с первых минут сформировать оптимистическое настроение у всех детей-участников. Как правило, это игры-приветствия, игры с именами и др. Ритуал «Прощание» проводится с целью подведения итогов, закрепления положительных переживаний, полученных в течение дня или на занятии, и объединение детей. Обычно это - общая игра-забава, коллективная деятельность или релаксационная гимнастика, помогающая снять напряжение, почувствовать себя свободно.
Ритуал «Минутки тишины» - основная цель которого, помочь детям научиться владеть собой, сдерживать свои порывы и эмоции, терпеливо ждать, т.е. помочь в овладении волевых качеств.
Ритуал «Танцевальные минутки» мы используем когда надо разрядить обстановку в группе и снять эмоциональное напряжение детей.
Замечательная традиция нашей группы «День рождения» помогает ребенку побыть в центре внимания, почувствовать, что в группе его любят и уважают, повысить свою самооценку, продемонстрировать свое творчество.
В течении года в нашем детском саду проводятся тематические праздники «День матери», «Праздник Осени», «Новый год», «День защитников Отечества», «8 марта», «Выпускной бал» , в процессе подготовки и проведения таких праздников раскрываются многогранные таланты наших воспитанников.
В своей образовательной деятельности мы используем формы работы с детьми, которые учитываю возрастные и индивидуальные особенности наших детей, такие как совместная или индивидуальная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей в центрах активности, проектная деятельность – они строятся на основе результатов мониторинга индивидуальных достижений детей и календарно-тематического планирования.
Результатами наших совместных проектов, творческих мастерских или самостоятельной деятельности дошкольников бывают рисунки, поделки, аппликации. Взрослые с уважением относятся к результатам детской деятельности и предоставляют им возможность разместить свое творчество на стендах «Наше творчество» в групповых приемных, а также в оформлении группы.
Следующей составляющей мониторинга качества реализации Программы является оценка качества предметно-развивающей среды в группе.
При оценивании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, чтобы при организации пространства групповых помещений была обеспечена возможность для общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, для двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Процедура оценки предметно-пространственной развивающей среды реализации основной образовательной программы в группах включает следующие методы: на основе следующих показателей
1. Наблюдение за организацией образовательной деятельности в группе со стороны воспитателя, при этом фиксируется:
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность,
- Выбор ребенком занятия по интересам в центрах активности.
- Уровень шума в группе (так называемый рабочий шум),
- Взаимоотношения детей во время самостоятельной деятельности;
- Продуктивность самостоятельной деятельности детей в течение дня: наличие рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов.
- Эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
2. Мониторинг качества организации развивающей предметно-пространственной среды.
Оценка качества организации развивающей предметно-пространственной среды проводиться на основе самоанализа педагогов и анализа администрации ДОУ, с учетом принципов построения предметно-развивающей среды.
Для этого был разработан оценочный лист самоанализа развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ. В нем отслеживались следующие критерии, которые оценивались по бальной системе:
- возрастные особенности детей;
- соответствие ООП ДО и приоритетному направлению;
- доступность,
- безопасность;
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- соответствие гендерным особенностям детей группы;
- комфортность среды.
При создании развивающей предметно – пространственной среды группы нами был разработан следующий алгоритм педагогической деятельности:
- Изучение нормативных документов, требований ФГОС ДО к предметно – развивающей среде;
- анализ соответствия существующей среды группы требованиям ФГОС ДО и задачам реализуемой образовательной программы ДОУ;
- определение материально-технической базы группы, игрового и дидактического оборудования для эффективной работы с воспитанниками;
- был составлен список дополнительного оборудования и дидактического материала, для преобразования развивающей среды в ходе реализации тематического планирования, рабочей программы и образовательной программы ДОУ;
- распределение игрового и дидактического материала с учетом нежесткого центрирования.
Большую помощь в организации РППС оказывали родители: они приобретали необходимые игры, познавательную литературу, много делали своими руками – шили, пилили, красили.
Согласно ФГОС ДО, планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно-тематическом принципе, поэтому материалы, содержащиеся в центрах активности нашей группы, пополняются или меняются в зависимости от образовательной ситуации, тематической недели или проекта, проходящего в группе; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательно- исследовательскую активность детей. Так при реализации темы «Транспорт» в центре сюжетно-ролевой игры появлялась раскладная машина, атрибуты для игры «Шоферы»; в центре искусства выкладывали алгоритм рисования и лепки разных моделей транспорта; в центре познания - организовывали выставку моделей машинок; в центре книги - энциклопедии о транспорте; в центре математики – карточки с разным количеством машин для счета, детям предлагались дидактические игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера; в центре конструирования – дети строили макеты бензоправки, аэродрома, вокзала; центре речевого развития мы составляли рассказы о различных видах транспорта и работе сотрудников транспорта по алгоритму и иллюстрациям и т. д.
Дети нашей группы имеют свободный доступ к играм и игрушкам, полки в центрах активности расположены на уровне руки ребенка, а сохранность материалов и оборудования ежедневно контролируется воспитателем и помощником воспитателя и, по мере необходимости, своевременно ремонтируется. Мебель в группе подобрана в соответствии с нормами СанПиН, ростом детей, отвечает требованиям безопасности, прочно закреплена.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе организована с учетом требований ФГОС по пяти образовательным областям, каждая из которых представлена определенными видами детской деятельности, в соответствии с СанПиН и основной образовательной программой ДОУ.
Образовательная область «Познавательное развитие» представлена центром экологии и экспериментирования, центром математического развития, центром конструктивной деятельности, центром патриотического развития.
Для познавательно-исследовательской деятельности в центре экологии и экспериментирования представлены материалы для проведения опытов с водой, воздухом, светом, магнитами и т.д. В центре есть коллекции семян, камней, магнитиков, перьев, ракушек. Есть материал для развития трудовой деятельности В набор для труда входит лейка, тряпочка, кисточка, опрыскиватель, фартучки.
Представлен иллюстрационный, дидактический материал; календари погоды, природы, картинки по сезонам, модели суток, дней недели, года; энциклопедии; альбомы с зарисовками по проведению опытов, наблюдений, дидактические игры, мнемотаблицы, модели.
В Центре патриотического развития есть флаги России и Омской области, герб России и Омской области, фотография президента, энциклопедия о России.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» представлена центрами сюжетно-ролевой игры, с учетом полоролевой специфики, центром безопасности. Оформлены уголки для игры в «Больницу», «Салон красоты», «Магазин», «Семья». В центре безопасности есть картотеки стихов, загадок, викторин по пожарной безопасности, ПДД, лэпбуки, дидактические игры.
Образовательная область «Речевое развитие» представлена центром речевого развития и центром книги. В центре развития речи есть картотеки словесных игр; речевые игры, дидактические игры; подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику; картинки по лексическим темам, разрезные картинки, сюжетные картинки для составления рассказов; игры на развитие мелкой моторики, шнуровки, печатные игры, кубики, пособия для развития дыхания, мнемотаблицы для заучивания стихов.
В центре книги оформляются выставки книг писателей с их портретами; подборки литературы на разную тематику; материалы для знакомства с художниками иллюстраторами и их творчеством; любимые книги детей, умные книги, энциклопедии; созданные руками детей и родителей мини книжки (в рамках проекта); альбомы с иллюстрациями к любимым сказкам и словотворчеством детей.
Образовательная область «Художественно-эстетического развития»
представлена центром изобразительной деятельности, центром театрализованной деятельности. Содержание центра изобразительной деятельности: наборы бумаги разных форматов, цветов, фактуры; наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель); кисти для рисования, клея; палитра, емкости для воды, красок, клея; глина, пластилин; трафареты, лекало, печатки, губки, ватные палочки; салфетки для вытирания рук, красок; книжки-раскраски; альбомы с иллюстрациями народно-прикладного искусства; скульптуры малых форм; изделия народных промыслов; репродукции картин по программе; наборы природного и бросового материала для изготовления поделок и образцы к ним, а также пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации.
Содержание центра театра: различные виды театра: пальчиковый, перчаточный, театр масок, игрушки для режиссерской игры; ширмы напольная, элементы костюмов и атрибуты для театрализации.
Образовательная область «Физическое развитие» представлена центром физического развития и центром здоровья. Содержание центра: мешочки для метания, кольцебросы, кегли, мячи разных размеров, скакалки, маски. Картотека подвижных игр, картотека игр для детей с разным уровнем двигательной активности, картотеки гимнастики для глаз, физминуток, психогимнастики, пальчиковой гимнастики, бодрящей после сна и др.
В приемной группы оформлен уголок для родителей, где размещена информация о режиме дня, расписание НОД, визитка группы, антропометрические данные детей, информационный стенд с советами и рекомендациями для родителей, доска объявлений, ширмы по ознакомлению родителей с ФГОС ДО, консультативный материал для родителей по сезону, стенды «Наши достижения», «Наше творчество». «Лента добрых дел». Содержание наших стендов позволяет привлекать родителей к активной совместной образовательной деятельности с детьми, получать информацию о ребенке, способствует образованию родителей в сфере психолого-педагогических знаний и проявлению их творчества.
Образовательная деятельность детей продолжается и на прогулке, у нас имеется участок на котором расположены: беседка, скамейки, стол для творческой деятельности, песочница, качели, стенки для лазания, кольцо для метания мяча, в летнее время разбиваем цветники. Конечно бедность наших участков мы компенсируем близостью природных ландшафтов и изобилием природных материалов.
Оценка качества предметно - развивающей среды в группе показал недостаточное обеспечение центров по региональному компоненту, отсутствие иллюстрированного материала по видам зимних и летних видов спорта и олимпийским играм, по воспитанию здорового образа жизни. Пока он представлен только в электронном виде, в форме электронных презентаций и фотографий. Я думаю, что эти проблемы будут поводом для постановки новых задач в развитии предметно-развивающей среды в нашей группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО и развивающей предметно-пространственной среде детского сада
Федеральные Государственные Образовательные стандарты прописывают требования к условиям реализации Программы, одними из которых являются требования к психолого-педагогическим условиям реализации...
презентация "Оценка качества психолого-педагогических условий реализации ООП ДО и развивающей предметно-пространственной среды
материал к педсовету...
Семинар-практикум "«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 летИными словами, художествен...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...