Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО и развивающей предметно-пространственной среде детского сада
статья по теме
Федеральные Государственные Образовательные стандарты прописывают требования к условиям реализации Программы, одними из которых являются требования к психолого-педагогическим условиям реализации Основной общеобразовательной образовательной Программы, а также к развивающей предметно-развивающей среде детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppr.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО и развивающей предметно-пространственной среде детского сада»
Воспитатель: Кулачек Маргарита Ивановна
Горьковский муниципальный район
Федеральные Государственные Образовательные стандарты прописывают требования к условиям реализации Программы, одними из которых являются требования к психолого-педагогическим условиям реализации Основной общеобразовательной образовательной Программы, а также к развивающей предметно-развивающей среде детского сада.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям, поэтому обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач нашего педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированности у детей ключевых компетентностей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Для успешной реализации Основной Образовательной Программы нашего детского сада мы обеспечиваем следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Атмосферу создания психологического комфорта в группе определяют: благоприятная адаптация ребенка к детскому саду, стиль поведения воспитателя, добрые традиции, правила жизни группы, стиль жизни группы. Общая атмосфера психологического комфорта и настрой группы определяются педагогами через установление эмоционально - положительных отношений с каждым ребенком и со всеми детьми в целом.
Педагоги детского сада создают условия для полноценной адаптации каждого ребенка к детском саду, для снижения тревожности родителей, формируя доверие к воспитателям группы и предоставляя каждому ребенку возможность осваивать новое пространство, осваивать осуществление всех режимных моментов, устанавливать контакты со сверстниками. Педагоги оценивают состояние детей в период адаптации к условиям детского сада с помощью карты наблюдений, заполняют индивидуальные листы адаптации, проводят консультации с родителями детей поступивших в детский сад, совместный анализ адаптационного периода детей, дают рекомендации по поддержанию режима дня дома, близкому к режиму дня в детском саду.
При построении воспитательно - образовательного процесса следуем правилу трех «П»:
Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
Приятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Стремление придерживаться этих правил, помогает создать хорошую атмосферу для общения и коллективной деятельности мальчиков и девочек, избежать авторитарного стиля руководства.
Одним из важных условий психологического комфорта является наличие понятных и единых для всех правил жизни группы.
Так в нашей старшей разновозрастной группе есть свод правил, которые касаются основных принципов совместной жизни:
- Личная неприкосновенность - нельзя бить и обижать других детей;
- Уважение к деятельности и ее результатам – нельзя без разрешения другого ребенка портить результаты его работы (рисунки, поделки, постройки);
- Нельзя без разрешения брать и использовать личные вещи других детей и взрослых;
- Младшие дети могут присутствовать на любом занятии, при условии, что они не мешают старшим детям;
- Старшие дети оказывают помощь младшим только по их просьбе.
Создание ситуаций успеха повышает у детей уверенность в собственных возможностях и способностях, положительную самооценку, формирует доверие и уважение к взрослому. Для создании ситуации успеха в нашей старшей разновозрастной группе сложились свои ритуалы, традиции и праздники. Так в понедельник мы проводим «Утро радостных встреч», на нем каждый ребенок и взрослый может рассказать о том, что интересного произошло с ним и его семьей за выходные дни, что благоприятно сказывается на речевом и социально-коммуникативном развитии ребенка.
Каждое утро у нас в группе начинается с такой интересной игры, как ритуал «Приветствие» который помогает создать мотивацию, настроить группу на совместную работу, с первых минут сформировать оптимистическое настроение у всех детей-участников. Как правило, это игры-приветствия, игры с именами и др. Ритуал «Прощание» проводится с целью подведения итогов, закрепления положительных переживаний, полученных в течение дня или на занятии, и объединение детей. Обычно это - общая игра-забава, коллективная деятельность или релаксационная гимнастика, помогающая снять напряжение, почувствовать себя свободно.
Ритуал «Минутки тишины» - основная цель которого, помочь детям научиться владеть собой, сдерживать свои порывы и эмоции, терпеливо ждать, т.е. помочь в овладении волевых качеств.
Ритуал «Танцевальные минутки» используется для облегчения работы воспитателя в момент, когда надо разрядить обстановку в группе и снять эмоциональное напряжение детей.
Замечательная традиция «День рождения» помогает ребенку побыть в центре внимания, почувствовать, что в группе его любят и уважают, повысить свою самооценку, продемонстрировать свое творчество.
В течении года в нашем детском саду проводятся тематические праздники «День матери», «Праздник Осени», «Новый год», «День защитников Отечества», «8 марта», «Выпускной бал» , в процессе подготовки и проведения таких праздников раскрываются многогранные таланты наших воспитанников.
В своей образовательной деятельности мы используем формы работы с детьми, которые учитываю возрастные и индивидуальные особенности наших детей, такие как совместная или индивидуальная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей в центрах активности, проектная деятельность – они строятся на основе результатов мониторинга индивидуальных достижений детей и календарно-тематического планирования.
Результатами наших совместных проектов, творческих мастерских или самостоятельной деятельности дошкольников бывают рисунки, поделки, аппликации. Взрослые с уважением относятся к результатам детской деятельности и предоставляют им возможность разместить свое творчество на стендах в групповых приемных, а также в оформлении группы.
Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников в разнообразных видах деятельности в группах происходит через организацию:
- самостоятельных сюжетно-ролевых, режиссерских и театрализованных игр;
- самостоятельной деятельности в книжном уголке;
- самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности по выбору детей;
- самостоятельных опытов и экспериментов и др.
При этом воспитатели в группах создают разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; постоянно расширяют область задач, которые дети решают самостоятельно, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; поддерживают у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивают рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждают к проявлению инициативы и творчества.
Для создания благоприятного психологического климата в группе, не нужно забывать и о работе с родителями. Для этого мы используем такие формы работы с родителями, как консультации «О методах воспитания ребенка в семье»; круглые столы, где родители делятся своим опытом воспитания или своими проблемами; семейные проекты, праздники, выставки творческих работ, где родители активно участвуют в совместной образовательной деятельности с детьми, открывают и показывают окружающим свои таланты.
Еще одним важным средством решения образовательных задач и создания психологического комфорта у дошкольников является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации., поэтому одним из направлений деятельности педагогического коллектива детского сада стало преобразование РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Для этого, перед началом учебного года, мы изучили нормативные документы, требования ФГОС ДО к организации предметно – развивающего пространства группы, выявили особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников, составили перечень необходимого оборудования в игровых центрах и произвели необходимые изменения в развивающей предметно-пространственной среды группы. Большую помощь в организации РППС оказывали родители: они приобретали необходимые игры, познавательную литературу, много делали своими руками – шили, пилили, красили.
В развивающей среде нашей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной и вариативной
Для этого пространство групповой комнаты организовано в виде взаимодополняемых центров активности, в которых размещен разнообразный материал и средства для основных видов детской деятельности, техническими средствами обучения (ноутбук, телевизор, принтер), в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей старшей разновозрастной группы:
- центр природы и экспериментирования,
- центр сенсорного и математического развитии,
- центр конструирования,
- центр безопасности,
- центр познания,
- патриотический центр,
- центр театрализации и сюжетно-ролевых игр
- центр двигательной активности,
- центр изобразительной деятельности и искусства,
- центр речевого развития,
-уголок уединения.
Организация центров развития в группе и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
В приемной группы оформлен уголок для родителей, где размещена информация о режиме дня, расписание НОД, визитка группы, антропометрические данные детей, информационный стенд с советами и рекомендациями для родителей, доска объявлений, ширмы по ознакомлению родителей с ФГОС ДО, консультативный материал для родителей по сезону, стенды «Наши достижения», «Наше творчество». «Лента добрых дел». Содержание этих стендов позволяет привлекать родителей к активной совместной образовательной деятельности с детьми, получать информацию о ребенке, способствует образованию родителей в сфере психолого-педагогических знаний и проявлению творчества.
- Среда должна быть трансформируемой и полифункциональной, то есть обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.
Согласно ФГОС ДО, планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно-тематическом принципе, поэтому материалы, содержащиеся в центрах активности нашей группы, пополняются или меняются в зависимости от образовательной ситуации, тематической недели или проекта, проходящего в группе; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательно- исследовательскую активность детей. Так при реализации темы «Транспорт» в центре сюжетно-ролевой игры появлялась раскладная машина, атрибуты для игры «Шоферы»; в центре искусства выкладывали алгоритм рисования и лепки разных моделей транспорта; в центре познания - организовывали выставку моделей машинок; в центре книги - энциклопедии о транспорте; в центре математики – карточки с разным количеством машин для счета, детям предлагались дидактические игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера; в центре конструирования – дети строили макеты бензоправки, аэродрома, вокзала; центре речевого развития мы составляли рассказы о различных видах транспорта и работе сотрудников транспорта по алгоритму и иллюстрациям и т. д.
- Доступность среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Поэтому дети нашей группы имеют свободный доступ к играм и игрушкам, полки в центрах активности расположены на уровне руки ребенка, а сохранность материалов и оборудования ежедневно контролируется воспитателем и помощником воспитателя и, по мере необходимости, своевременно ремонтируется.
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Следующим этапом педагогической работы по данному направлению стал мониторинг РППС. Были разработаны карты самооценки, по которым мы оценивали предметно-развивающую среду в группе, ее недостатки и достоинства (см. приложение 1). В картах самооценки представлены конкретные критерии, характеризующие качество развивающей предметно-пространственной среды. Параметры предметно- пространственной среды отслеживались на предмет соответствия возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы ДОУ. Каждый параметр оценивался по трехбалльной шкале: соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; частичное соответствие – 2 балл; несоответствие (или отсутствие) – 1 балл.
Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что наряду с результатами мониторинга РППС, есть ряд показателей, по которым можно оценить качество созданной в группе предметно-развивающей среды и степень ее влияния на детей:
1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
5. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Оценка психолого-педагогических условий реализации ООП ДО и развивающей предметно-пространственной среды группы как составляющие качества образования в ДОУ
Мониторинг качества реализации Программы в группе основывается, прежде всего, на оценке качества психолого-педагогических условий и качества предметно-развивающей сре...
презентация "Оценка качества психолого-педагогических условий реализации ООП ДО и развивающей предметно-пространственной среды
материал к педсовету...
Семинар-практикум "«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 летИными словами, художествен...
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...