Педсовет: "Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса"
методическая разработка на тему

Донец Светлана Леонидовна

Педсовет: "Системно – деятельностный  подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Системно – деятельностный  подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса.

Дата проведения: 30.11. 2016г.

Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в ДОУ.

Творческая рабочая группа:

Донец С.Л.

Аврамова В.М.

Мингалимова Т.Г.

Елефтериади Л.Х

План проведения:

  • Знакомство с новой метод. литературой
  • Новинки методкабинета.
  • Блиц – опрос.
  • Теоретическая часть . Системно – деятельностный  подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса.
  • Делимся опытом. Практическая часть.
  • Знакомство со шкалой ECERS-R
  • Принятие решения.
  • Организационные вопросы.

План подготовки:

  • Посещение ООД «Контроль за организацией и реализацией деятельностного подхода в ходе ООД»
  • Подведение конкурса  нетрадиционных авторских пособий по познавательному  развитию для реализации системно –деятельностного подхода.
  • Подбор и организация выставки метод.литературы.
  • Подготовка к блиц - опросу по теме педсовета.

Ход:

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистерверг

  1. Разминка. Проведение блиц - опроса. (раздать листы)

Лист ответов делится на две части. Блиц опрос проводится 2 раза. Блиц проводятся в начале педсовета, ответы пишутся слева. После завершения блиц проводится ещё раз. Ответы пишутся справа.

Вопросы:

  • Назовите основные технологии, используемые при использовании системно – деятельностного подхода в организации работы с воспитанниками в ДОУ.
  • Какие основные принципы использования системно  – деятельностного подходы Вы знаете
  • Назовите алгоритм проведения ООД при использовании системно  – деятельностного подхода.
  • Назовите основателей  педагогов-учёных  системно –деятельностного подхода.

  1. Теоретическая часть. Систмено –деятельностный подход в рамках ФГОС ДО.В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

( в презентацию)

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития воспитанников;
  • признание решающей роли способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития воспитанников;
  • учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка. 

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

В процессе реализации системно - деятельностного подхода в образовании  формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». 

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе по добыванию знаний.

Очевидно, что традиционный объяснительно - иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.   

Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса.

          В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания воспитанников были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять воспитанниками, развивать их познавательную деятельность.

Основная педагогическая задача:

Организация условий, инициирующих  детское действие

Чему учить?

Ради чего учить?

Как учить?

обновление    содержания

ценности   образования

обновление средств

Деятельностный подход предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной образовательной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение воспитанниками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение воспитанниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.

Для этого педагог  ставит ряд вопросов:

- какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

- как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе).

4.  Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Структура с  позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:  

1 вариант.      

- педагог создает проблемную ситуацию;

- ребенок  принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- педагог управляет поисковой деятельностью;

- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

2 вариант.

Целостная структура включает в себя шесть последовательных этапов:

Введение в ситуацию;

Актуализация;

Затруднение в ситуации;

Открытие детьми нового знания (способа действия);

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка;

Осмысление (итог).

Методы системно-деятельностного подхода.

Одним из основных методов системно-деятельностного подхода является решение ситуационных задач (образовательная ситуация).

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения. 

Практическая часть.

Елефтериади Л.Х «Этапы системно – деятельностного подхода»

Аврамова В.М. «Создание проблемных ситуаций»

1 . На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом.

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все предыдущие этапы.

2. Актуализация

Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, класси-фикация и пр.), а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.

3. Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит, как в «зернышке», основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности.

Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, т. е. теперь уже познавательная мотивация.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

4. Открытие детьми нового знания (способа действия)

   На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание   (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. Развиваются умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем). Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.

6. Осмысление (итог)

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

 «Золотые правила» деятельностного подхода:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй активность ребенка.

 Мингалимова Т.Г  

Выступление: «Обмен опытом: использование систмено –деятельностного подхода в ООД»

Современные технологии деятельностного типа:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • игровая технология.

 

Формы работы с детьми.

Экспериментально-исследовательская деятельность. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. 

В ходе экспериментально- исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь: почему железный шарик тонет, а деревянный – нет; что будет, если в стакан с водой насыпать земли и т.д.

Игры-путешествия - ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними,знакомится с их свойствами,  разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия (например, какие часы лучше подарить Незнайке, чтобы он не опаздывал в школу? (песочные, солнечные, механические или электронные), обретая необходимый опыт деятельности. 

Игры с моделированием.  Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).Мягкие модули могут превратиться в пароход, машину, самолет, бытовую технику, мебель и т.п., карандаш – может стать волшебной или дирижерской  палочкой.  Также к моделированию относятся игры с использованием модельных схем. «Что сначала, что потом?», «Откуда хлеб на стол пришел?» и т.п.

Художественное творчество, продуктивная деятельность, где ребенок учится, смешивая краски, получать новый цвет, решая проблемный вопрос «Как нарисовать фиолетовый баклажан, если у нас есть только три краски: красная, синяя, желтая?», «Кукла Маша любит цветы. Как поздравить куклу Машу с днем рождения зимой, ведь цветы еще не расцвели?» (можно нарисовать ей целую поляну цветов) и т.д.

Блиц опрос повторный.

Вопросы:

  • Назовите основные технологии, используемые при использовании системно – деятельностного подхода в организации работы с воспитанниками в ДОУ.
  • Какие основные принципы использования системно  – деятельностного подходы Вы знаете
  • Назовите алгоритм проведения ООД при использовании системно  – деятельностного подхода.
  • Назовите основателей  педагогов-учёных  системно – деятельностного подхода.

2 часть. Знакомство со шкалой ECERS-R.

Результаты реализации требований ФГОС позволяют сделать выводы о качестве образования в конкретной ОО. Для оценивания возможно использовать шкалу Экерса.

Оценка качества образования. Шкала Экерса. Аннотация:

Шкалы ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) представляют собой инструмент оценки образовательной среды детского сада. Ключевые представления о качестве дошкольного образования, которые стали основанием для разработки параметров и индикаторов инструмента, могут быть обозначены как «развивающий характер образования и формирование субъектности ребенка».

Ориентация на оценку качества образования по условиям, созданным для ребенка, а не по образовательным результатам, соответствует требованиям ФГОС ДО. В ходе исследований была доказана валидность и надежность этого инструментария для оценки качества дошкольного образования в разных странах, поэтому шкалы многократно использовались для проведения кросс-культурных исследований.

В ECERS-R используются семь подшкал:

1) предметно-пространственная среда;

2) присмотр и уход за детьми;

3) речь и мышление;

4) виды активности;

5) взаимодействие;

6) структурирование программы;

7) родители и персонал.

По шкале «Экерс» будут оценивать работу детских садов в Бурятии с 1 января 2016 года. Об этом в своем докладе на августовской конференции педагогов сообщил министр образования и науки РБ Алдар Дамдинов.

- Шкала ECERS (Экерс) по оценке окружающей среды в учреждениях дошкольного образования, не оценивает по отдельности среду, взаимодействие или детскую игру, но сконструирована таким образом, что отчетливо виден именно образовательный аспект событий, происшедших в детском саду в течение дня,- пояснил Дамдинов.

Всего шкала включает 43 параметра, по каждому из них можно получить от 1 до 7 баллов, причем тщательно прописаны индикаторы признаков, по которым можно четко определить, какой именно балл им соответствует. Это делает шкалу высоко надежной, а качественную оценку детского сада – максимально объективной. В настоящее время она используется в Великобритании, Сингапуре, Германии, Швеции, Финляндии и других странах.

Оценивание школы нацелено на определение основных направлений:

Что оценивается:

  • Оценка детских результатов (тестовые методы и шкалы наблюдений за ребенком в спонтанной и организованной активности)
  • Оценка условий - образовательной среды как преобладающая тенденции.

В результате должно быть по отношению к детям:

  • Создают, а не дублируют
  • Двигаются, а не ждут
  • Решают проблемы, а не просят педагога их решить
  • Говорят, а не пассивно слушают
  • Действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти
  • Делают выбор, а не повинуются
  • Пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях
  • Создают искусство, а не воспроизводят образцы
  • Решают, а не пассивно соглашаются
  • Ценят процесс, а не только результат
  • Задают вопросы, а не просто слушают
  • Выводят ответ, а не получают его от взрослого
  • Учатся важным умениям, а не абстрактным концептам
  • Распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы

Как действует шкала:

7 шкал

Включают в общей сложности 43 показателя

Балл по каждому показателю оценивается по индикаторам от 1 до 7 баллов

Индикатор - описание наблюдаемых действий или объектов

Направления.

  • Пространство и обстановка (8)
  • Режим личной гигиены (6)
  • Мышление и рассуждение (4)
  • Занятия(10)
  • Взаимодействие (5)
  • Структура времени (4)
  • Родители и персонал (6)

Игровая деятельность. Свободная игра.

  • Практически нет возможностей для свободной игры или большая часть дня проходит в неконтролируемых свободных играх.
  • Игрушки, игры и оборудование не подходят для использования детьми во время свободной игры.
  • Ежедневно есть время для свободной игры как внутри здания, так и на открытом воздухе, если позволяет погода.
  • За детьми присматривают для обеспечения их безопасности и сохранения здоровья.
  • Имеется немного игрушек, игр и оборудования для использования детьми во время свободной игры.
  • Действия взрослых направлены на развитие взаимодействия детей (например, воспитатель помогает детям разрешать конфликты; поощряет детей рассказывать о своей деятельности; вводит понятия, связанные с играми детей).
  • Периодически добавляются новые материалы для свободной игры (материалы обновляются, игры меняются и расширяются в зависимости от интересов детей).

Взаимодействие Дисциплина.

  • Персонал не использует физические наказания или суровые меры.
  • Сотрудники обычно достаточно контролируют ситуацию, чтобы остановить детей от причинения вреда друг другу.
  • Ожидания того, каким должно быть поведение детей, в целом соответствуют возрасту и уровню развития детей в группе.
  • Сотрудники активно вовлекают детей в разрешение их конфликтов и проблем (например,
  • помогают детям рассказать о проблемах и найти ат детей уважать чувства других
  • Сотрудники предпринимают меры, направленные на то, чтобы помочь детям понять социальные нормы поведения (например, использует книги и метод группового обсуждения с детьми примеров обычных конфликтов).
  • Для разрешения проблем с поведением детей сотрудники советуются с другими профессионалами в соответствующих областях. *

Показатель «Говорение и слушание»

  • Очень мало поощрения или возможности для ребенка поговорить со взрослыми.
  • Взрослые говорят с детьми в основном с целью контроля.
  • Взрослые планируют интересные виды деятельности, привлекают к ним детей и поощряют их говорить и обмениваться идеями. *
  • Детей поощряют давать более развернутые ответы на вопросы (не односложные ответы).
  • Взрослые часто создают ситуации общения один на один, начиная разговор с ребенком.
  • Предоставляя канву для разговора, взрослые помогают детям вести беседы со взрослыми. *Детей поощряют часто разговаривать друг с другом в небольших группах, при этом взрослые наблюдают, слушают ли дети друг друга.*
  • Взрослые часто задают открытые вопросы, чтобы дети развивали речь, участвуя в разговоре («Что ты думаешь, случится, если..?», «Как ты сделал..?»).*
  • Детей поощряют задавать вопросы. *

Показатель: «Текстовое оформление среды»

Дети видят множество изображений с надписями, что говорит об обогащенной надписями среде. *

Детей поощряют распознавать надписи в среде (например, свои имена на вешалках, слова на бытовых предметах, таких как упаковки продуктов, пакеты из магазинов).*

Происходит обсуждение надписей, находящихся в окружающей среде, часто такое обсуждение затрагивает сферу личных интересов ребенка.*

Обсуждается отношение между вербальным и письменным словом (например, обсуждается как прочитать надпись на футболке ребенка).*

Поощряется распознавание детьми других букв и слов в окружающей среде, помимо их собственного имени (например, надписи на табличках, плакатах, вывесках).*

ПОКАЗАТЕЛЬ: «НАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ПИСЬМА/НАЧЕРТАНИЕ ЗНАКОВ»

  • Сотрудники поощряют детей использовать «письмо» для коммуникации (например, самодельные книжки, меню в игровом «ресторане», подписи к своим фотографиям).
  • Помимо карандашей и бумаги в уголке для письма имеется игровой материал, побуждающий детей «писать» в процессе игры (например, в магазин, во врача, в офис).
  • Взрослые привлекают внимание детей к различным областям использования письма (например, написание адреса на конверте, составление списка покупок, сочинение сказки)
  • Первые попытки письма детей выставляются для всеобщего обозрения.

В результате оценки ОО г.Москва были вывялены тенденции:

Зоны благополучия

  • Безопасность
  • Гигиена
  • Пространство
  • Мебель
  • Повышение квалификации

Зоны неблагополучия

  • Возможность уединения
  • Возможность общаться с педагогом индивидуально
  • Нерегламентированное общение
  • Свободная игра
  • Доступность материалов
  • Готовность к культурному многообразию
  • Вовлечение родителей

Решение:

1.Активизировать использование системно – деятельностного подхода при организации воспитательно – образовательной деятельности в МБДОУ.

Сроки: постоянно

Исполнители: воспитатели


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса. Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в ДОУ. Дата проведения: 30.11. 2016г. Творческая рабочая группа: Донец С.Л. Аврамова В.М. Мингалимова Т.Г. Елефтериади Л.Х

Слайд 2

План проведения: Знакомство с новой метод. литературой Новинки методкабинета. Блиц – опрос. Теоретическая часть . Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса. Делимся опытом. Практическая часть. Знакомство со шкалой ECERS-R Принятие решения. Организационные вопросы.

Слайд 3

План подготовки: Контроль ведение групповой документации во всех возрастных группах. Посещение ООД «Контроль за организацией и реализацией деятельностного подхода в ходе ООД» Проведение анкетирования среди родителей. Подведение конкурса нетрадиционных авторских пособий по познавательному развитию для реализации системно – деятельностного подхода. Подбор и организация выставки методической литературы. Посещение открытого мероприятия Пинчук О.А «Применение технологии исследовательской деятельности в среднем дошкольном возрасте»

Слайд 4

Результаты анкетирования родителей (ноябрь 2016г)

Слайд 5

Блиц – опрос: Основные технологии, используемые при использовании системно – деятельностного подхода. Основные принципы использования системно – деятельностного подходы Алгоритм проведения Педагоги, учёные - основатели системно – деятельностного подхода.

Слайд 6

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Слайд 7

Системно - деятельностный подход обеспечивает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития воспитанников; признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития воспитанников; учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Слайд 9

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности, Стремление к освоение целевых ориентиров формирование универсальных способов действий

Слайд 10

10 принцип субъектности воспитания; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности: принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип активности ребенка в образовательном процессе , который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Принципы деятельностного подхода : Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Разработчики: Л.С.Выготский , Л.В.Занков , А.Р.Лурия , Д.Б.Эльконин , В.В.Давыдов

Слайд 11

Структура

Слайд 12

Модель трех вопросов Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать? Позиция педагога: Организатор Помощник к детям не с ответом, а с вопросом ! Основной метод - ситуационных задач (образовательная, проблемная ситуация)!!!

Слайд 13

«Золотые правила» системно- деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса ; Веди ребенка от собственного опыта к общественному ; Будь не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ; Учи анализировать каждый этап работы ; Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Слайд 14

Современные технологии деятельностного типа: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология проблемного обучения; игровая технология.

Слайд 15

Формы работы с детьми экспериментально-исследовательская деятельность; и гры-путешествия; и гры с моделированием; х удожественное творчество, продуктивная деятельность; о бщение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; с амообслуживание и действия с бытовыми предметами; самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития.

Слайд 16

Шкалы ECERS-R В ECERS-R используются семь подшкал : 1) предметно-пространственная среда; 2) присмотр и уход за детьми; 3) речь и мышление; 4) виды активности; 5) взаимодействие; 6) структурирование программы; 7) родители и персонал. 7 шкал Включают в общей сложности 43 показателя Балл по каждому показателю оценивается по индикаторам от 1 до 7 баллов используется в Великобритании, Сингапуре, Германии, Швеции, Финляндии и других странах

Слайд 17

Что оценивается Оценка детских результатов (тестовые методы и шкалы наблюдений за ребенком в спонтанной и организованной активности) Оценка условий - образовательной среды как преобладающая тенденции. Создают, а не дублируют Двигаются, а не ждут Решают проблемы, а не просят педагога их решить Говорят, а не пассивно слушают Действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти Делают выбор, а не повинуются Пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях Создают искусство, а не воспроизводят образцы Решают, а не пассивно соглашаются Ценят процесс, а не только результат Задают вопросы, а не просто слушают Выводят ответ, а не получают его от взрослого Учатся важным умениям, а не абстрактным концептам Распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы

Слайд 18

Направления. Пространство и обстановка (8) Режим личной гигиены (6) Мышление и рассуждение (4) Занятия(10) Взаимодействие (5) Структура времени (4) Родители и персонал (6)

Слайд 19

Игровая деятельность. Свободная игра. Практически нет возможностей для свободной игры или большая часть дня проходит в неконтролируемых свободных играх. Игрушки, игры и оборудование не подходят для использования детьми во время свободной игры. Ежедневно есть время для свободной игры как внутри здания, так и на открытом воздухе, если позволяет погода. За детьми присматривают для обеспечения их безопасности и сохранения здоровья. Имеется немного игрушек, игр и оборудования для использования детьми во время свободной игры. Действия взрослых направлены на развитие взаимодействия детей (например, воспитатель помогает детям разрешать конфликты; поощряет детей рассказывать о своей деятельности; вводит понятия, связанные с играми детей). Периодически добавляются новые материалы для свободной игры (материалы обновляются, игры меняются и расширяются в зависимости от интересов детей).

Слайд 20

Взаимодействие Дисциплина. Персонал не использует физические наказания или суровые меры. Сотрудники обычно достаточно контролируют ситуацию, чтобы остановить детей от причинения вреда друг другу. Ожидания того, каким должно быть поведение детей, в целом соответствуют возрасту и уровню развития детей в группе. Сотрудники активно вовлекают детей в разрешение их конфликтов и проблем (например, помогают детям рассказать о проблемах и научить детей уважать чувства других Сотрудники предпринимают меры, направленные на то, чтобы помочь детям понять социальные нормы поведения (например, использует книги и метод группового обсуждения с детьми примеров обычных конфликтов). Для разрешения проблем с поведением детей сотрудники советуются с другими профессионалами в соответствующих областях. *

Слайд 21

Показатель «Говорение и слушание» Очень мало поощрения или возможности для ребенка поговорить со взрослыми. Взрослые говорят с детьми в основном с целью контроля. Взрослые планируют интересные виды деятельности, привлекают к ним детей и поощряют их говорить и обмениваться идеями. * Детей поощряют давать более развернутые ответы на вопросы (не односложные ответы). Взрослые часто создают ситуации общения один на один, начиная разговор с ребенком. Предоставляя канву для разговора, взрослые помогают детям вести беседы со взрослыми. *Детей поощряют часто разговаривать друг с другом в небольших группах, при этом взрослые наблюдают, слушают ли дети друг друга.* Взрослые часто задают открытые вопросы, чтобы дети развивали речь, участвуя в разговоре («Что ты думаешь, случится, если..?», «Как ты сделал..?»).* Детей поощряют задавать вопросы. *

Слайд 22

Показатель: «Текстовое оформление среды» Дети видят множество изображений с надписями, что говорит об обогащенной надписями среде. * Детей поощряют распознавать надписи в среде (например, свои имена на вешалках, слова на бытовых предметах, таких как упаковки продуктов, пакеты из магазинов).* Происходит обсуждение надписей, находящихся в окружающей среде, часто такое обсуждение затрагивает сферу личных интересов ребенка.* Обсуждается отношение между вербальным и письменным словом (например, обсуждается как прочитать надпись на футболке ребенка).* Поощряется распознавание детьми других букв и слов в окружающей среде, помимо их собственного имени (например, надписи на табличках, плакатах, вывесках).*

Слайд 23

ПОКАЗАТЕЛЬ: «НАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ПИСЬМА/НАЧЕРТАНИЕ ЗНАКОВ» Сотрудники поощряют детей использовать «письмо» для коммуникации (например, самодельные книжки, меню в игровом «ресторане», подписи к своим фотографиям). Помимо карандашей и бумаги в уголке для письма имеется игровой материал, побуждающий детей «писать» в процессе игры (например, в магазин, во врача, в офис). Взрослые привлекают внимание детей к различным областям использования письма (например, написание адреса на конверте, составление списка покупок, сочинение сказки) Первые попытки письма детей выставляются для всеобщего обозрения.

Слайд 24

Зоны благополучия Зоны неблагополучия Безопасность Гигиена Пространство Мебель Повышение квалификации Возможность уединения Возможность общаться с педагогом индивидуально Нерегламентированное общение Свободная игра Доступность материалов Готовность к культурному многообразию Вовлечение родителей

Слайд 25

Планирование Декабрь. Выставка – конкурс «Красота России» (изделия, поделки народно–прикладного искусства: Гжель, Хохлома, Городец и др., изготовленные своими руками) Новогодние утренники Щербакова Н.Н «Игры – эксперименты как составляющее системно – деятельностно го подхода» Егорова А.Х. «Современные формы организации НОД с детьми младшего дошкольного возраста» Февраль. Фестиваль – конкурс театрализованных постановок «Путешествуем по России» (представление любой национальности с обязательным включением песни или танца, обычая, костюма народности) Март. Проверка уголков по патриотическому воспитанию в возрастных группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса»

«Скажи мне, и я забуду,покажи мне, и я запомню,дай мне действовать самому - и я научусь»Китайская мудрость....

«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Системно-деятельностный подход. Понятие, цель, принципы, структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода....

презентация" Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ"

В презентации раскрывается организация образовательной деятельности в ДОУ на основе системно-деятельностного подхода....

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»

В характерных для современной России условиях социальных преобразований образование выступает одним из важнейших ресурсов политического, культурного и социально-экономического развития государства. В ...

Доклад по теме «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО»

Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).Деятельностный подход &ndash...

Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».

В основу ФГОС ДО  заложен системно-деятельностный подход, который  базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям,...