Доклад на МО «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса»
статья на тему
«Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому - и я научусь»
Китайская мудрость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_sistemno-deyatenostnyy_podhod_kak_osnova_organizatsii_vos-obr_protsessa.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами МКОУ «Куркинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Доклад на МО
«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса»
подготовила: воспитатель
БОРИСОВА Л.Н.
ноябрь 2016г.
«Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому - и я научусь»
Китайская мудрость.
Системно- деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон).
Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).
Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.
Рассмотрим системно- деятельностный подход как основную форму организации НОД.
Проанализируем технологию деятельностного метода, который используется во время проведения НОД.
1. Создание проблемной ситуации.
2. Целевая установка.
3. Мотивирование к деятельности.
4. Проектирование решений проблемной ситуации.
5. Выполнение действий.
6. Анализ результатов деятельности.
7. Подведение итогов.
Создание проблемной ситуации. (процесс вовлечения в деятельность)
1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.
2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д) .
3. Создать интригу («Подождите, скоро покажу что-то интересное» и т. д.)
Целевая установка.
1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочками сахара)
2. заранее о чем-то договориться с коллегами.
Мотивирование к деятельности.
1. Во время прогулки осенью.
– Ребята, красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.
Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?»
2. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается к детям: «Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас».
Проектирование решений проблемной ситуации.
1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить сделать выбор.
2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.
Анализ результатов деятельности.
Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо: «зачем вы все это делали?», чтобы понять, осознал ли ребенок цель.
Подведение итогов.
Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе.
Признаки различных моделей организации образовательного процесса.
Отличия.
1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения).
2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность
3. Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»
Сравнения:
Учебная модель
1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет, манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию).
2. Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых шаблонов (готовых конспектов занятий) и образцов.
3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная.
4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы). Рассадка «взрослый напротив ребенка»
5. Обязательность участия в образовательном процессе.
Основной мотив в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей).
Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса.
Совместная деятельность взрослых и детей:
1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослыми (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому, ребенок активен не менее взрослого). Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей.
2. Организация детской деятельности в различных формах, адекватных дошкольному возрасту. Диалог (общение) взрослого с ребенком. Рассадка взрослых и детей «по кругу»
3. Необязательность участия. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Системно-деятельностный подход. Понятие, цель, принципы, структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода....
презентация" Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ"
В презентации раскрывается организация образовательной деятельности в ДОУ на основе системно-деятельностного подхода....
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»
В характерных для современной России условиях социальных преобразований образование выступает одним из важнейших ресурсов политического, культурного и социально-экономического развития государства. В ...
Педсовет: "Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса"
Педсовет: "Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса"...
Доклад по теме «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО»
Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).Деятельностный подход &ndash...
«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка...
Доклад «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДО Школа»
Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?...