Доклад по теме «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО»
материал

Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?

Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики.

Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО» Подготовила: воспитатель Голубева А.В.

     В основу ФГОС ДО  заложен системно-деятельностный подход, который  базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?

Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики.

Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить)

Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Какова цель системо-деятельностного подхода?

        

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

ставить цель (например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы);

решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной полянке);

отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т.д.

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода:

  1. Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.
  2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка.

Если в раннем детстве – это манипуляции с предметами ( катиться- не катиться, звенит – не звенит и т.д.), то в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры дошкольники становятся спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например, из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т.д.).

  1. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых.

Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т.п.).

  1. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например: бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).
  2. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.

Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так скал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

  1. Принцип рефлективности любой деятельности. При проведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил в гости?» и т.д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание для вас было самым трудным? Почему», «Что нам надо сделать в следующий раз?», «Что вы сегодня расскажите родителям о сегодняшней игре?» и т.д. Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.
  2. Принцип нравственного обогащения  используемых в качестве средства видов деятельности – это  воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т.д.).
  3. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве»)находиться рядом, а не «над детьми».
  4. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной Королеве?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т.д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина замечательно выполнила трудное задание»).

Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода:

Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.

  1. Введение в образовательную  ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вноситься что-то новое (Красная книга. энциклопедия, игра, игрушка).
  2. Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например «Лунтик ёлюбит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»
  3. Следующий этап-проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы?  Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.
  4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезли цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

5.Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:

  • Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);
  • Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);
  • Эмоциональную оценку деятельности(« У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);
  • Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);
  • Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. (Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора,  игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса»

«Скажи мне, и я забуду,покажи мне, и я запомню,дай мне действовать самому - и я научусь»Китайская мудрость....

«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Системно-деятельностный подход. Понятие, цель, принципы, структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода....

презентация" Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ"

В презентации раскрывается организация образовательной деятельности в ДОУ на основе системно-деятельностного подхода....

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»

В характерных для современной России условиях социальных преобразований образование выступает одним из важнейших ресурсов политического, культурного и социально-экономического развития государства. В ...

Педсовет: "Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса"

Педсовет: "Системно – деятельностный  подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса"...