«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»
учебно-методический материал на тему

Гришина Галина Николаевна

В характерных для современной России условиях социальных преобразований образование выступает одним из важнейших ресурсов политического, культурного и социально-экономического развития государства. В «Концепции модернизации Российского образования» отмечается, что «развивающемуся обществу необходимы образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые способны самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, характеризующиеся мобильностью… обладающие способностью к сотрудничеству, имеющие чувство ответственности за судьбу страны, а также её социально-экономическое процветание».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ  ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  В ДОУ»

Гришина Г.Н.,

  Трофимова О.В.,

 МБДОУ ДС № 57 «Радуга»

г. Старый Оскол

Белгородской области

Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность.

Б. Шоу

           

 

В характерных для современной России условиях социальных преобразований образование выступает одним из важнейших ресурсов политического, культурного и социально-экономического развития государства. В «Концепции модернизации Российского образования» отмечается, что «развивающемуся обществу необходимы образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые способны самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, характеризующиеся мобильностью… обладающие способностью к сотрудничеству, имеющие чувство ответственности за судьбу страны, а также её социально-экономическое процветание».

               Не осталось в стороне и дошкольное образование.

Целью дошкольного образования на сегодняшний день является непрерывное накопление ребенком культурного опыта общения и деятельности при активном взаимодействии с окружающим миром, другими взрослыми и детьми при решении проблем и задач (нравственных, познавательных, социальных, эстетических и иных) исходя из индивидуальных и возрастных особенностей, что будет основой формирования у него целостного понимания мира, успешной самореализации и готовности к саморазвитию на протяжении всей жизни.

       Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в основу которого  заложен системно-деятельностный подход.

          Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, при котором ключевую роль играет разносторонняя, активная, максимально самостоятельная познавательная деятельность ребенка с акцентом на сфере потенциальных возможностей. Дошкольники являются активными участниками образовательного процесса, обучаются без помощи других получать знания и использовать их на практике.  

 Системно-деятельностный подход предусматривает развитие умения:

- ставить цель (например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы);

- решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной полянке);

- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям).  

 При реализации данного подхода учитываются ряд принципов.

 Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

Принцип учета основных видов деятельности, а также законов их замены в формировании личности ребенка.

 Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней коллективной деятельности взрослых и детей.

Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т.п.).

Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.

Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает.  

Принцип рефлективности любой деятельности. При проведении итогов рефлексии вопросы педагога должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание для вас было самым трудным? Почему».

Принцип нравственного обогащения  применяемых в форме средства видов деятельности – это  воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей).

Принцип сотрудничества в процессе управления и организации различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовать и руководить деятельностью детей.  

Принцип активности дошкольника в процессе образования состоит в активном целенаправленном восприятии им исследуемых явлений, их переработке, осмыслении и использовании.  

Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.

Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.

Введение в образовательную  ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы.  

Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме.

Следующий этап-проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения.  

На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей.  

5.Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:

Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);

Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);

Эмоциональную оценку деятельности («У вас было желание помогать? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);

Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

       Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.

Различают следующие уровни проблемности в процессе обучения:

1. Постановку проблемы (задачи) воспитатель выполняет самостоятельно, после чего самостоятельно находит для нее решение. Процесс сопровождается обсуждением детьми и активным слушанием.

2. Воспитатель ставит перед детьми проблему, которую они затем решают либо самостоятельно, либо с его помощью. Воспитатель применяет частично-поисковый метод, то есть направляет дошкольника на самостоятельный поиск необходимого решения.

3. Проблема ставится ребенком, а воспитатель оказывает помощь при ее решении. Ребенок приобретает способность формулировать проблему самостоятельно.

4. Проблему ребенок ставит сам, а затем самостоятельно находит ее решение. При этом воспитатель не должен указывать на такую проблему. Исследовательский метод подразумевает, что дошкольник должен сам увидеть ее, сформулировать, а затем исследовать пути ее решения.

Предложенная структура занятия, в основе которой лежит деятельностный подход:

Формирование проблемы - Целевая установка - Мотивирование к действиям (надо – хочу - могу) - Проектирование решений проблемы - Выполнение заданий - Анализ результативности - Подведение итогов.

Роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой  в образовательном процессе. Принцип деятельности предятавляет ребенка в качестве деятеля в процессе образования, тогда как педагогу отводится  роль организатора и координатора этого процесса. Трудно недооценить роль деятельности педагога, ее воздействие на процесс развития и становления личности дошкольника. Здесь важен не только отказ от авторитарной манеры общения в пользу демократической, но и сама личность педагога, его способность и желание саморазвиваться и повышать профессиональную компетентность.

    Условием эффективной реализации системно-деятельностного подхода является формирование предметно-развивающей среды, в которой обеспечивается личностное взаимодействие ребенка и взрослого, соответствующая обстановка для диалога между ними, атмосфера доброжелательности и доверия, внимание к личностному опыту каждого дошкольника, организация и содействие процессу саморазвития и самопознания.

Множество исследований, проведенных педагогами и психологами, показывают, что факт наличия определенных знаний сам по себе не гарантирует успешность и эффективность обучения. Намного важнее, чтобы дошкольники с самого раннего возраста могли без посторонней помощи добывать знания, а после чего применять их на практике. Системно-деятельностный подход дает возможность формировать у детей деятельностные качества, которые определяют успешность ребенка на всех этапах образовательного процесса и его дальнейшую самореализацию в будущем.

Л итература

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18—22.

 2. Ларионова И. А. Самореализация как системаобразующий фактор интегративной профессио- нальной подготовки специалистов // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 18—28.

3. Фисенко Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. URL: http://www.allbest.ru.

 

4. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31—38. С

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»

Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...

«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».

В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и р...

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...