«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»
учебно-методический материал на тему
В характерных для современной России условиях социальных преобразований образование выступает одним из важнейших ресурсов политического, культурного и социально-экономического развития государства. В «Концепции модернизации Российского образования» отмечается, что «развивающемуся обществу необходимы образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые способны самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, характеризующиеся мобильностью… обладающие способностью к сотрудничеству, имеющие чувство ответственности за судьбу страны, а также её социально-экономическое процветание».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»
Гришина Г.Н.,
Трофимова О.В.,
МБДОУ ДС № 57 «Радуга»
г. Старый Оскол
Белгородской области
Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность.
Б. Шоу
В характерных для современной России условиях социальных преобразований образование выступает одним из важнейших ресурсов политического, культурного и социально-экономического развития государства. В «Концепции модернизации Российского образования» отмечается, что «развивающемуся обществу необходимы образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые способны самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, характеризующиеся мобильностью… обладающие способностью к сотрудничеству, имеющие чувство ответственности за судьбу страны, а также её социально-экономическое процветание».
Не осталось в стороне и дошкольное образование.
Целью дошкольного образования на сегодняшний день является непрерывное накопление ребенком культурного опыта общения и деятельности при активном взаимодействии с окружающим миром, другими взрослыми и детьми при решении проблем и задач (нравственных, познавательных, социальных, эстетических и иных) исходя из индивидуальных и возрастных особенностей, что будет основой формирования у него целостного понимания мира, успешной самореализации и готовности к саморазвитию на протяжении всей жизни.
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в основу которого заложен системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, при котором ключевую роль играет разносторонняя, активная, максимально самостоятельная познавательная деятельность ребенка с акцентом на сфере потенциальных возможностей. Дошкольники являются активными участниками образовательного процесса, обучаются без помощи других получать знания и использовать их на практике.
Системно-деятельностный подход предусматривает развитие умения:
- ставить цель (например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы);
- решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной полянке);
- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям).
При реализации данного подхода учитываются ряд принципов.
Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.
Принцип учета основных видов деятельности, а также законов их замены в формировании личности ребенка.
Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней коллективной деятельности взрослых и детей.
Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т.п.).
Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.
Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает.
Принцип рефлективности любой деятельности. При проведении итогов рефлексии вопросы педагога должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание для вас было самым трудным? Почему».
Принцип нравственного обогащения применяемых в форме средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей).
Принцип сотрудничества в процессе управления и организации различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовать и руководить деятельностью детей.
Принцип активности дошкольника в процессе образования состоит в активном целенаправленном восприятии им исследуемых явлений, их переработке, осмыслении и использовании.
Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.
Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.
Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы.
Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме.
Следующий этап-проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения.
На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.
Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей.
5.Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:
Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);
Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);
Эмоциональную оценку деятельности («У вас было желание помогать? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);
Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);
Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).
Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.
Различают следующие уровни проблемности в процессе обучения:
1. Постановку проблемы (задачи) воспитатель выполняет самостоятельно, после чего самостоятельно находит для нее решение. Процесс сопровождается обсуждением детьми и активным слушанием.
2. Воспитатель ставит перед детьми проблему, которую они затем решают либо самостоятельно, либо с его помощью. Воспитатель применяет частично-поисковый метод, то есть направляет дошкольника на самостоятельный поиск необходимого решения.
3. Проблема ставится ребенком, а воспитатель оказывает помощь при ее решении. Ребенок приобретает способность формулировать проблему самостоятельно.
4. Проблему ребенок ставит сам, а затем самостоятельно находит ее решение. При этом воспитатель не должен указывать на такую проблему. Исследовательский метод подразумевает, что дошкольник должен сам увидеть ее, сформулировать, а затем исследовать пути ее решения.
Предложенная структура занятия, в основе которой лежит деятельностный подход:
Формирование проблемы - Целевая установка - Мотивирование к действиям (надо – хочу - могу) - Проектирование решений проблемы - Выполнение заданий - Анализ результативности - Подведение итогов.
Роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности предятавляет ребенка в качестве деятеля в процессе образования, тогда как педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно недооценить роль деятельности педагога, ее воздействие на процесс развития и становления личности дошкольника. Здесь важен не только отказ от авторитарной манеры общения в пользу демократической, но и сама личность педагога, его способность и желание саморазвиваться и повышать профессиональную компетентность.
Условием эффективной реализации системно-деятельностного подхода является формирование предметно-развивающей среды, в которой обеспечивается личностное взаимодействие ребенка и взрослого, соответствующая обстановка для диалога между ними, атмосфера доброжелательности и доверия, внимание к личностному опыту каждого дошкольника, организация и содействие процессу саморазвития и самопознания.
Множество исследований, проведенных педагогами и психологами, показывают, что факт наличия определенных знаний сам по себе не гарантирует успешность и эффективность обучения. Намного важнее, чтобы дошкольники с самого раннего возраста могли без посторонней помощи добывать знания, а после чего применять их на практике. Системно-деятельностный подход дает возможность формировать у детей деятельностные качества, которые определяют успешность ребенка на всех этапах образовательного процесса и его дальнейшую самореализацию в будущем.
Л итература
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18—22.
2. Ларионова И. А. Самореализация как системаобразующий фактор интегративной профессио- нальной подготовки специалистов // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 18—28.
3. Фисенко Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. URL: http://www.allbest.ru.
4. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31—38. С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...
«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»
Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...
«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».
В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и р...
Доклад к семинару: «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Б. Шоу....
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...