Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno_deyatelnostnyy_podhod.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. «Развивающемуся обществу, – подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», – нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание». Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?
Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели. Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л.Г. Петерсон)
Системно-деятельностный подход – это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить)
Системно- деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.
Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
- ставить цель (например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы);
- решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной полянке);
- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям).
Принципы реализации системно-деятельностного подхода.
- Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.
- Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка.
- Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых.
Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т.п.).
- Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
- Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.
Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает.
- Принцип рефлективности любой деятельности. При проведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми этапов образовательного мероприятия. Они должны быть проблемного характера, типа: «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание для вас было самым трудным? Почему?», «Что нам надо сделать в следующий раз?», «Что вы сегодня расскажите родителям о сегодняшней игре?» и т.д. Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.
- Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т.д.).
- Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовать и руководить деятельностью детей, находиться рядом, а не «над детьми».
- Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы, отмечает конкретные заслуги каждого ребенка.
Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода
Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.
- Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вноситься что-то новое (Красная книга. энциклопедия, игра, игрушка).
- Создание проблемной ситуации. Важным этапом образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме.
- Проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.
- Выполнение действий. На данном этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей.
Также данный этап предусматривает:
-Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка;
-Возможность применения «нового» знания в повседневной жизни;
-Самопроверку и коррекцию деятельности.
- Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:
-Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем?»);
-Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);
-Эмоциональную оценку деятельности («У вас было желание помогать?»);
-Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);
-Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось?
Что именно? Как вы думаете, почему?»)
Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность.
В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.
Роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводиться роль организатора и координатора этого процесса. Трудно недооценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка.
Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной только при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса»
«Скажи мне, и я забуду,покажи мне, и я запомню,дай мне действовать самому - и я научусь»Китайская мудрость....
«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Системно-деятельностный подход. Понятие, цель, принципы, структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода....
презентация" Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ"
В презентации раскрывается организация образовательной деятельности в ДОУ на основе системно-деятельностного подхода....
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»
В характерных для современной России условиях социальных преобразований образование выступает одним из важнейших ресурсов политического, культурного и социально-экономического развития государства. В ...
Педсовет: "Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса"
Педсовет: "Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса"...
Доклад по теме «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО»
Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).Деятельностный подход &ndash...