Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.
методическая разработка на тему
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.
Маркетинговые исследования – это система планирования, сбора и анализа информации, необходимые для решения маркетинговых проблем учреждения.
Маркетинговые исследования в ДОУ проводится для обеспечения достижения конкретной цели учреждения. При этом руководителю ДОУ следует изучать результаты данных исследований, уделять внимание информации, представленной в СМИ, статистических сборниках, касающейся состояния окружения.
Целью маркетинговых исследований является информационно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности:
- на макроуровне: анализ состояния и тенденций запроса потребителей;
- на микроуровне: анализ и прогноз возможностей ДОУ.
Полными и исчерпывающими маркетинговые исследования могут считаться после проведения внутреннего анализа, направленного на решение следующих вопросов:
- эффективно ли использовалась в ДОУ маркетинговая политика?
- соответствует ли образовательные услуги ДОУ запросам адресных групп?
- как оценить деятельность ДОУ в сравнении с конкурентными ДОУ в соответствии с образовательными требованиями?
- каковы перспективы ДОУ на образовательном рынке?
Схема маркетинговых исследований включает следующие элементы:
- выявление проблемы и формулирование целей исследований;
- отбор источников информации;
- сбор информации;
- анализ собранной информации;
- представление полученных результатов.
Маркетинговые исследования включают также и внешний анализ, цель которого - представить ДОУ чёткую событийную картину его функционирования, который включает в себя:
- анализ окружающей среды - изучение и интерпретация информации о развитии социального окружения ДОУ;
- анализ образовательного рынка - спроса на образование, численности зарегистрированных воспитанников; количества и типов дошкольных учреждений в районе; наличия и форм инноваций и др.
- анализ потребителей – количественное и качественное описание потребителей;
- изучение мотивов, которыми руководствуются воспитанники и родители (их законные представители), посещая ДОУ, а также динамики и причин отказа от услуг учреждения;
- выделение позиции и направления, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым будет определяться совокупность проблем, подлежащих решению;
- анализ имиджа ДОУ - выявление сложившегося общественного мнения об учреждении, степени его популярности и престижности среди населения, уровня его авторитета и признания в профессионально-педагогическом сообществе;
Маркетинговые исследования позволяют:
- принимать более обоснованные управленческие решения;
- лучше узнать потребности и предпочтения покупателей, потребителей на услуги;
- оценить и повысить эффективность ДОУ по продвижению образовательных услуг;
- определить сильные и слабые стороны ДОУ по отношению к конкурентам;
- выработать эффективные способы противодействия конкурентам.
Первичные данные можно собрать с помощью наиболее часто используемых методов сбора данных в процессе маркетинговых исследований в ДОУ - наблюдения, эксперимента, выборочного обследования, а также путем их сочетания.
Суть наблюдения состоит в сборе первичной информации об исследуемом объекте, наблюдении за процессами, связанными с изучаемым фактором. Но не всегда внешнее поведение покупателей проливает достаточно света на его внутренние мотивы поведения и процессы принятия решений, а именно их и пытаются обычно определить. Чаще всего наблюдение используется для решения поисковых и описательных целей маркетингового исследования.
Эксперимент - метод, который предполагает создание специальных условий и изучение степени их влияния на изменения в исследуемом явлении. Назначение эксперимента заключается в проверке выдвинутой гипотезы, поэтому данный метод чаще всего используется для решения экспериментальных целей в ходе маркетингового исследования. Наиболее широко эксперимент применяется в ДОУ с целью определения возможностей реализации новых услуг.
Эксперимент позволяет осуществлять контроль. Основной недостаток экспериментального метода заключается в трудности воспроизведения нормального поведения в лабораторных условиях. При повторном экспериментировании, а также проведением контрольного эксперимента, трудности распознания, как характера, так и влияния остальных переменных могут быть в значительной степени преодолены, что даст возможность вывести средний или представительный результат.
Опрос - метод, предполагающий сбор информации о явлении (объекте) в вопросно-ответной форме. Используется при проведении поисковых и описательных маркетинговых исследований, в том числе и в дошкольных учреждениях.
Анкетирование - самым популярным метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий покупателей, метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы.
Грамотно составленная анкета, при сборе первичных данных позволяет облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ.
Выборка - это часть потребителей, призванная олицетворять собой совокупность в целом.
Для формирования выборки следует определить ее количественные и качественные характеристики:
- состав выборки определяется случайным отбором (формирование выборки вслепую из общей совокупности); отбором по признаку принадлежности к определенной группе (по возрасту, уровню дохода, проживанию в определенном районе и т.д.).
- объем выборки определяется произвольным подходом - предполагается, что для получения точных данных выборка должна составлять 5 % от совокупности выборки.
Одной из форм маркетингового исследования является самоаудит, проведение которого заключается в изучении документально зафиксированных результатов педагогической деятельности.
После сбора информации исследователь приступает к ее количественному и качественному анализу по заданным критериям. В ходе работы информация структурируется, определяется круг данных, позволяющих решить проблему, положенную в основу маркетингового исследования.
Результаты маркетингового исследования оформляются в виде отчета, который желательно излагать в виде табличных и графических форм.
Руководители ДОУ должны научиться проводить сбор информации о покупателях образовательных услуг – о семьях, имеющих детей дошкольного возраста, учитывать социальный заказ на услуги, которые они хотели бы получить от ДОУ.
Маркетинговые исследования являются основой для формирования стратегии, оперативного планирования и решения насущных проблем ДОУ. На уровне маркетинговых исследований осуществляется анализ и прогноз возможностей ДОУ, потенциала, района, города, региона; оценивается ситуация; выявляются закономерности и тенденции развития.
На основе проведения маркетинговых исследований и выделения целевых сегментов рынка ДОУ осуществляет разработку проекта образовательной услуги, её нормативное оформление и методическое обеспечение. Исходя из имеющихся ресурсов ДОУ – наличия педагогических кадров, свободных площадей, материальной обеспеченности образовательного процесса – возможно определить приоритетные направления работы ДОУ и ту группу населения, на удовлетворение потребностей которой предполагается ориентироваться. Чрезвычайно важным становится умение перспективно планировать работу – прогнозировать загруженность ДОУ на несколько лет вперед, чтобы определить стратегию развития, приоритетные направления деятельности, специализацию, которая позволит ДОУ выделяться из общей массы и найти стабильного потребителя предлагаемых услуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Методы управления, наиболее эффективно применяющиеся в образовательной организации»
Эссе на тему: «Методы управления, наиболее эффективно применяющиеся в образовательной организации»...
Презентация Фестиваля образовательных организаций "Наши общие возможности -наши общие результаты"
фотоотчет...
Презентация Фестиваля образовательных организаций "Наши общие возможности - наши общие результаты"
31 октября 2015 года на базе ДК "Москворечье" прошёл городской Фестиваль образовательных организаций "Наши общие возможности - наши общие результаты". Я принимала участие над созда...
Экономические и неэкономические стимулы, применяемых в образовательной организации.
В широком смысле слова стимулирование – это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.Стимулирование - это процесс воздействия на человека посредством потребност...
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...
Методическое объединение музыкальных работников и воспитателей Образовательной Организации . Доклад на тему :"Использование игрушки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников".
В целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, ком...
Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техники по изобразительной деятельности (рисование) «Путешествие в мастерскую художника»
Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техник...