Статья «Роль старшего воспитателя в формировании имиджа ДОУ в условиях современного образования»»
статья на тему

Асауленко Ольга Яковлевна

В статье говориться о  значении повышения  имиджа дошкольного учреждения в целом и роли старшего воспитателя в проводимой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Яковлевна Асауленко,

                          Старший  воспитатель

МБДОУ «Детский сад  № 90 «Ягодка»                                                                                                   603096 г.Н.Новгород, ул. Мокроусова, д.10 а

                                                                              e-mail: nnyagodka-90-1 @mail.ru

Роль старшего воспитателя в формировании имиджа ДОУ в условиях современного образования.

В условиях модернизации современной образовательной системы в  Российской Федерации значительно повышается роль дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).  Детский сад сегодня это не только учреждение, основная функция которого присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, но и  организация, оказывающая образовательные услуги. Дошкольная образовательная организация – это открытая социальная система, активно взаимодействующая с разнообразными социальными партнерами: родителями воспитанников, школами, музеями, библиотеками, спортивными учреждениями и другими.

Современные социокультурные условия диктуют необходимость решения проблемы благоприятного внешнего представления дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим к образовательным учреждениям предъявляются новые требования, среди которых немаловажную роль играет сложившаяся позитивная репутация как результат развития имиджа дошкольного учреждения.  

В настоящее время наблюдается рост публикаций, посвященных проблемам формирования профессиональных имиджей: руководителей (Андреева Ю. В.), государственных служащих (Орлова Е. А.,  Маркин В. М.), воспитателей (М. В. Апраксина), учителей (Петрова Е. А., Панасюк А. Ю., Попова Л. Г., Черепанова В. Н., Шепель В. М.), педагогов высшей школы  (Донская Л. Ю., Бусыгина Г. А.,) и т.д. Имидж организации или корпоративный имидж изучают менеджеры, психологи, экономисты, маркетологи, специалисты по связям с общественностью, дизайнеры и прочие.  

Важность создания имиджа дошкольной образовательной организации определяется следующими причинами:

  • конкуренция среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей и сохранение контингента;
  • сложившаяся репутация существенно упрощает доступ ДОУ к оптимальным ресурсам из потенциальных: информационным, финансовым, человеческим и т.д.;
  • имея сформированный благоприятный имидж, ДОУ при иных равных условиях становится более привлекательным для потенциальных работников, поскольку может обеспечить в большей степени постоянство и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
  • устойчивый позитивный имидж создает резерв доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Тем не менее, несмотря на интерес к данной проблеме, проблема создания имиджа дошкольных образовательных учреждений остается недостаточно изученной, что порождает противоречие между необходимостью работы над созданием и развитием имиджа современной дошкольной организации и недостаточной теоретической и методической разработкой данного вопроса.  

В маркетинге имидж рассматривается как «образ, репутация, мнение широкой публики, потребителей и клиентов о престиже организации, ее продуктах и услугах, репутации руководителей".

  Имидж -  образ, мнение, представление, сложившиеся в обществе (или  целенаправленно созданные) о каком-л. о человеке, организации, товаре и т.д. Создать положительный и. нового министра. Поддерживать и. заботливого депутата.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

Большинство маркетологов рассматривают имидж организации (в нашем случае дошкольной образовательной организации) как корпоративный.

Корпоративный имидж – символичный, условный имидж организации, образовываемый в ходе субъект – субъектного взаимодействия, в структуре которого есть элементы, провоцирующие восприятие организации как Субъекта. Имидж организации – это монолитное, цельное восприятие организации, охватывающее осознание и оценку ее разнообразными группами общественности, то есть целевыми аудиториями.

Таким образом, корпоративный имидж – это цельный имидж организации, включающий как имидж отдельных подразделений, так и итогов ее функционирования. Здесь важное значение приобретают и репутация организации, и ее достижения, и степень стабильности.

При работе над формированием стабильного положительного имиджа образовательной организации необходимо первоочередное значение придавать  постоянным и неизменным компонентам, которые с позиции менеджмента условно можно сгруппировать в следующие блоки:

  • эффективная организационная культура образовательного учреждения, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом; четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;
  • комфортность         среды         образовательной         организации         (благоприятный социально-психологический климат в коллективе, оптимизм и пр.);
  • неизменно высокое качество образовательной услуги (четкое понимание целей образования и воспитания, выраженное в миссии детского сада, высокий процент успешной адаптации выпускников ДОУ к школе, формирование здорового образа жизни; связь дошкольного учреждения  с многообразными социальными институтами и пр.);
  • положительно воспринимаемый стиль образовательного учреждения;
  • позитивный образ руководителя и сотрудников образовательной организации, проявляющийся в педагогической, социальной и управленческой компетентности;
  • яркая, запоминающаяся, индивидуальная внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.).

К переменным имиджа можно причислить:

  • виды образовательных услуг;
  • содержание философии, приоритеты образовательной организации; - материально-техническую базу образовательной организации.

Целью создания имиджа является рост  конкурентоспособности, установление и расширение партнерских взаимоотношений,  привлечение дополнительных инвестиций. Формирование имиджа образовательного учреждения – процесс сложный и длительный, который включает в себя разнообразные формы работы по созданию как внешних, так и внутренних его составляющих.

Рассмотрим более подробно этапы работы по созданию условий для формирования положительного благоприятного имиджа ДОУ усилиями сотрудников и родителей воспитанников и роль старшего воспитателя в данном вопросе.

Прежде всего, это изучение сложившегося представления социума о детском саде, исследование и анализ реального отношения сотрудников, родителей и детей к ДОУ. Для определения особенностей имиджа конкретного дошкольного учреждения используют следующие методы исследования:  

  • анализ сайта ДОУ,    
  • экспертная оценка особенностей имиджа ДОУ и его характеристик по критериям, отражающих составляющие имиджа ДОУ: фундамент имиджа (миссия ДОУ, стратегия развития ДОУ); внешний имидж (название ДОУ, предметно пространственная среда, состояние территории ДОУ, дизайн помещений); внутренний имидж ДОУ (организация работы и цена услуг в ДОУ, организация питания в ДОУ, информация о ДОУ, личный имидж администрации ДОУ, имидж персонала и отношение к посетителям, общественная деятельность ДОУ, организационная культура ДОУ); неосязаемый имидж (удовлетворенность родителей услугами ДОУ, удовлетворенность детей),
  • анкетирование родителей и персонала ДОУ,
  • наблюдение,
  • продуктивные методики (рисунок детей на тему детского сада, словесные ассоциации, анализ отзывов родителей о деятельности ДОУ и другое), - групповое интервью (фокус-группы).

 Следующий этап – маркетинговый, суть его заключается в разработке комплекса мероприятий по формированию благоприятного имиджа ДОУ (концепция развития имиджа ДОУ и его продвижения). Необходимо четко прописать направления работы (работа с кадрами, взаимодействие с родителями и общественными организациями), запланированные мероприятия (например, конкурс на самый ухоженный прогулочный участок, выпуск газеты ДОУ, выпуск рекламных буклетов «Праздники в детском саду», мультимедиа-презентация ДОУ родителям неорганизованных детей района и родителей детей, впервые поступивших в ДОУ, семинар для педагогов «Имидж внешнего вида сотрудников» и другие), сроки реализации и ответственных за их проведение.  

 Необходимо помнить и о такой важной составляющей позитивного имиджа ДОУ, как создание неповторимого визуального образа, узнаваемого аудиторией, с помощью определенных атрибутов, которые формируют фирменный стиль или внешний имидж ДОУ.  

Элементы фирменного стандарта: логотип, книга отзывов для родителей и гостей ДОУ (летопись), газета ДОУ, публикации в СМИ, фирменный цвет, корпоративный сайт и другие, - позволяют занять свое место на рынке образовательных услуг, стать непохожим на другие ДОУ.

 Когда концепция имиджа ДОУ создана, необходимо обозначить каналы и средства ее осуществления. Для продвижения имиджа применяют такие способы как позиционирование и самореклама.  

Сегодня все чаще администрации ДОУ приходится общаться со средствами массовой информации, вести переговоры со спонсорами. Заинтересованный в успехе руководитель и его заместители, к которым внеглассно относится и старший воспитатель должны сами выступать на конференциях,  а также подбирать докладчиков из числа членов педагогического коллектива; организовывать интервью для прессы с известными сотрудниками ДОУ, дискуссии по проблемам качества образовательных услуг и другое. Умение готовить грамотные выступления положительно влияет на имидж учреждения.

Большое значение в информировании целевых клиентов о том, какие образовательные услуги предлагает ДОУ, имеют также ежегодные публикуемые отчеты, брошюры, научные статьи специалистов ДОУ, информационные бюллетени, печатные материалы об инновационной деятельности, практические пособия из опыта работы, аудиовизуальные материалы. Статьи, написанные руководителем и педагогами ДОУ, привлекают внимание к учреждению, опыту работы специалистов.  

 Таким образом, поэтапное развитие имиджа, формирование позитивного, благоприятного образа и, как результат, сложившаяся положительная репутация – необходимое условие становления современной дошкольной образовательной организации, конкурентоспособной, привлекательной для родителей и сотрудников.  

         

Источники:

  1. Ковтунов С.П., Рублева Г.А. Развитие детского сада в условиях сада. – М.,2010  
  2. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. - М.,2007.
  3. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999. – С. 45-51.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль старшего воспитателя в обеспечении психолого-педагогических условий реализации Программы в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников"

В статье раскрыта роль старшего воспитателя в обеспечении психолого-педагогических условий реализации Программы в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положите...

Консультация для воспитателей "Организация игровой деятельности в условиях современного образования"

Данный материал представляет собой презентацию в которой раскрыты следущие вопросы:Цитаты и афоризмы об игре;Компоненты сюжетно-ролевой игры;Этапы формирования и развития сюжетно-ролевой игры;Предметн...

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ДЕТСКОГО САДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

формирование ИМИДЖа ДЕТСКОГО САДА в современных условиях Л.В. Лоншакова  (Новокузнецк) Еще лет пять назад, когда остро стояла проблема нехватки мест в дошкольные учреждения,  сочет...

Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"

Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного в...

Консультация для воспитателей на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования".

Консультация для воспитателей на тему:  "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования"....