Консультация для воспитателей на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования".
консультация
Консультация для воспитателей на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_kontsultatsiya.docx | 479.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ветерок» п.Наваринка
(МДОУ д/с «Ветерок» п.Наваринка)_________
457442, Челябинская область, Агаповский район, п. Наваринка, ул. Новая 11
Консультация для воспитателей на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования".
Дошкольный возраст – это важнейший период социализации, приобщения ребенка к познанию окружающего мира.
В соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования одним из направлений воспитательно-образовательной работы в условиях ДОУ является социально-личностное развитие и воспитание дошкольников.
Социальное развитие – процесс освоения ребенком общественно-исторического опыта общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ведущее место в социальном развитии ребенка занимает познание, присвоение нравственных общечеловеческих ценностей культуры своего народа.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Что же значит быть патриотом своей страны? Обратимся к цитатам знаменитых русских ученых, писателей, педагогов.
Сергей Иванович Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Алексей Николаевич Толстой говорит: «Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это, прежде всего народ.». Николай Гаврилович Чернышевский считал: «Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества». Сухомлинский Василий Александрович, говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, отмечал: «мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины».
В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государство обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном президентом еще от 20 октября 2012 года Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее». От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений и в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования. В этих документах определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических качеств личности.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Чтобы любить свою Родину, гордиться историческим прошлым своей страны, каждый человек должен знать культуру, историю своего народа, государства. И чем раньше начнется процесс ознакомления с историей и культурой народа, тем лучше. В первые годы жизни формируются мироощущение, отношение к окружающему миру; именно дети – дошкольники наиболее чутки и восприимчивы к культурному наследию. То, что не посеяно в дошкольный период жизни, не прорастает и не приживается в последующие годы, а отторгается как нечто чужеродное. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим ценностям – это собственно человеческое начало. Но само собой это не происходит, нужна большая кропотливая работа взрослого по введению ребенка в сложный мир социальных отношений, приобщению к миру человеческой культуры
Изучение специфики природного и культурного наследия родного края, его уникальность является важным условием воспитания патриотических чувств как важнейшего качества личности будущего гражданина.
Задачи патриотического воспитания решаются в рамках образовательной области «Социальное развитие»:
1. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, родному дому, детскому саду, родному городу.
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
3. Развитие интереса к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству народов России.
4. Расширение представлений о стране, воспитание уважения и гордости за свою страну – Россию, столицу нашей Родины – Москву.
5. Воспитание уважения к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
6. Формирование уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к ним.
7. Показ детям зависимости между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию в детском саду может быть представлена следующим образом: семья, детский сад, родная улица, Родной город, страна, права и обязанности.
Работа по патриотическому воспитанию с детьми ведется в нескольких направлениях:
- духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, занятия в музее) ;
- воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
- культурно-познавательное (экскурсии, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми) ;
- нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация посильного труда детей.
Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности
Результативность можно проследить через решение задач
- Задачи эстетического и нравственного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действие отношения к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
- Задачи физического воспитания. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием)
- Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей, основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать не только в детском саду, но и дома, приобщая к этому семью ребенка. Причем эта работа должна вестись систематически. Труд дошкольников невелик и несложен, но необходим для формирования его личности. Необходимо приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру.
- Формирование бережного отношения к природе. Важно сочетать формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей…) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (субботники, озеленение).
Источник:
https://infourok.ru/nravstvennopatrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyah-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovaniya-3418588.html?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
познакомить педагогов с особенностями гендерного воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода к полоролевому...
Статья на тему "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
Наша задача, дорогие педагоги – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему ...
Консультация для воспитателей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»
Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь свое личное».Все дело в одной, в очень важной закономерностинравственно-па...
10 февраля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования».
В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по трудовому воспитанию дошкольников. Воспитатель Атоян М.Р. представила вниманию к...
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современных требований ДО"
Патриотическое воспитание...
10 февраля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования».
В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по трудовому воспитанию дошкольников. Воспитатель Атоян М.Р. представила вниманию к...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...