Консультация для воспитателей "Организация игровой деятельности в условиях современного образования"
консультация на тему
Данный материал представляет собой презентацию в которой раскрыты следущие вопросы:
- Цитаты и афоризмы об игре;
- Компоненты сюжетно-ролевой игры;
- Этапы формирования и развития сюжетно-ролевой игры;
- Предметно-игровая среда;
- Игры направленные на развитие общения детей дошкольного возраста;
- Литература по сюжетно-ролевой игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igra_szhataya.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание презентации :
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника А сюжетно-ролевая игра — это основное средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире.
Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения... изучают растения и животных». «Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт». «В игре ребёнок получает первые уроки коллективного мышления».
«Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, состряпать обед, поехать в Москву... В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познаёт окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их».
Д.Б. Эльконин : « Сюжетно-ролевая игра - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых или отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности».
А.П. Усова: «В игре ребенок не учится жить, а живёт своей собственной жизнью, на своем опыте постигает, что такое хорошо и что такое плохо». Е.А. Аркин: «Игра и игрушка - это и есть то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена». А.В. Запорожец: «Игра дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка».
А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Компоненты сюжетно-ролевой игры Сюжет игры - это сфера действительности , которая воспроизводится детьми, отражающая определенные действия , события из жизни и деятельности окружающих. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента. Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Этапы формирования сюжетно-ролевой игры
Исследования Н.Я.Михайленко , Н.А.Коротковой и Е.Е.Кравцовой доказали, что игры развиваются в следующей последовательности: Младший дошкольный возраст – режиссёрская игра ( игра -манипуляция предметами) Средний дошкольный возраст – ролевая игра ( игра - диалог) Старший дошкольный возраст – игра с правилами, режиссёрская игра ( игра – фантазия, сюжетосложение )
Основными принципами формирования способов игры : Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.
Предметно-игровая среда - важное условие развития игровой деятельности дошкольников. Для полноценного развития сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе необходимо создавать условия –предметно - игровую среду : игровые уголки и атрибуты :«Магазин», «Больница», «Семья», «Ателье», «Фабрика сладостей», «Автозаправочная станция», «Ферма», «Парикмахерская», «Почта», игрушки для девочек и мальчиков, и др. Со среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать помимо игрушек, предметы – заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет.
Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей являются игровые умения -т. е. преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы( умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события).
Литература по сюжетной игре:
Игры направленные на развитие общения детей дошкольного возраста
«я очень рад, что ты в группе есть.» ЦЕЛЬ: настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания; развитие группового единства. ХОД ИГРЫ: - Сейчас я спою песенку про то, как я рада вас видеть. "Я очень рада, что Сережа в группе есть..." В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю... - Отлично! Клубочек ко мне вернулся. - А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.
«я принес тебе подарок» ЦЕЛЬ развитие доброжелательного отношения к сверстникам, внимания к партнеру по общению. ХОД ИГРЫ: Сначала каждый из вас выбере т любой предмет, а затем подарит его своему товарищу, а потом в месте с ним потанцует. Дети выбирают любой предмет и со словами: - « Я принес тебе подарок, если нравится - возьми, всем ребятам покажи, и со мною попляши.» - дарят его своему товарищу и танцуют под музыку. Так по очереди все дети дарят подарки друг другу. Когда у каждого участника игры будет подарок, дети встают, и начинается танец под музыку.
«слепой и поводырь» ЦЕЛЬ : развитие чувства доверия между членами группы. ХОД ИГРЫ: Делимся на пары. Встаем один за другим. Тот, кто стоит впереди - слепой, сзади - поводырь. Поводырь берет партнера за талию. Слепой закрывает глаза, и не открывает их, пока играет музыка. Поводырь быстро, но очень аккуратно водит слепого по комнате. Затем меняемся местами. Обсуждение – что чувствовал, когда был слепым, поводырем. Подчеркивается чувство доверия и ответственности за своего товарища.
«дрозды» ЦЕЛЬ: развитие навыков общения, доброжелательного отношения к сверстникам, умения согласовывать свои действия. ХОД ИГРЫ: Дети делятся на пары, повторяют за воспитателем слова и действия: Я дрозд, и ты дрозд. У тебя нос, и у меня нос. У меня губки сладкие, и у тебя губки сладкие. У меня щечки гладкие, и у тебя щечки гладкие. Я тебя люблю (обнимаются). «СКАЖИ ХОРОШО О СВОЕМ ТОВАРИЩ Е» ЦЕЛЬ: развитие доброжелательного отношения к сверстникам, внимания к партнеру по общению . ХОД ИГРЫ: Дети садятся на пол в круг, и по очереди кидая друг другу мяч говорят, что им в нравится в этом товарище. Начинает педагог. Каждый из детей должен высказаться.
« ищу соседа» ЦЕЛЬ : развитие внимания к партнеру по общению, желание узнать друг друга получше. ХОД ИГРЫ: До начала игры с детьми проводится беседа о том как хорошо они знают друг друга: кто, что любит; кто с кем живёт; у кого есть какие-либо домашние животные и т.д. Затем педагог предлагает детям поиграть. Все дети сидят на стульях в кругу, одно место свободно. Ребенок, находящийся слева от стула, начинает игру словами: «Никто справа не сидит, пусть ко мне подсядет кто-то, у кого есть кошка.» (Далее окончание фразы будет меняться в зависимости от конкретных условий). Все, к кому относятся эти слова, вскакивают со своих мест и бегут на указанное место. Первый добежавший до свободного стула может его занять. Остальные дети возвращаются на свои места. Так освобождается новое место, и теперь кто-то другой ищет себе соседа.
« Сыщик » ЦЕЛЬ: развитие интереса и внимания к партнеру по общению . Учить описывать внешний вид человека и узнавать товарища по описанию или по голосу. Детям предлагается поиграть в сыщиков. Сейчас мы с вами откроем свое «сыскное агентство». Вы — «сыщики». Будем разыскивать людей. Один из вас возьмет на себя роль начальника агентства и будет рассказывать вам, кого мы ищем. Тот «сыщик», который первым узнает по описанию товарища, становится сам начальником. Первый, угадавший становится «начальником агентства». Другой вариант игры: Все становятся в полукруг, а «сыщик» — в центре, поворачивается спиной к детям, закрывает глаза, будто спит. Кто-то из детей его зовет, стараясь изменить свой голос. «Сыщик» должен угадать, кто его позвал, кто сказал фразу. Игрок, которого узнали, сам становится «сыщиком». Игра продолжается.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Организация игровой деятельности в условиях современного дошкольного учреждения"
Материалы для проведения педсовета.Форма проведения - деловая игра. Прилагаются доклады, вопросы длля мозгового штурма, работы в группах. Анкеты для воспитателей и родителей....
Создание лэпбука как способ организации совместной деятельности педагогов и детей в условиях современного образования
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему: "«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. Алгоритм организации сюжетно - ролевых игр в условиях реализации ФГОС ДО»."
В этой статье раскрываются проблемы и их решения организации деятельности детей в ДОУ...
Педагогический совет "Организация игровой деятельности в условиях современного образования"
педагогический совет...
Приобщение младших дошкольников к трудовой деятельности в условиях современного образования
В Школе 2083 состоялось методическое объединение для воспитателей младших и средних групп дошкольных образовательных площадок.Методическое объединение проходило в онлайн – формате на базе ...
Приобщение младших дошкольников к трудовой деятельности в условиях современного образования
В Школе 2083 состоялось методическое объединение для воспитателей младших и средних групп дошкольных образовательных площадок.Методическое объединение проходило в онлайн – формате на...
Сообщение из опыта работы «Приобщение младших дошкольников к трудовой деятельности в условиях современного образования»
Нельзя забывать – что детский труд – это основа воспитания. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразитель...